Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника составления бюджета предприятия

 

Отправной точкой формирования бюджетов является бюджет продаж. Когда предприятие знает, сколько будет продано товаров, можно определить, сколько их нужно произвести.

После того как будет определена производственная программа фирмы, можно рассчитать необходимые для ее реализации ресурсы. Составляются бюджет использования материалов и комплектующих, бюджет использования основного производственного персонала и бюджет косвенных производственных расходов.

Теперь можно определить себестоимость производства одного изделия. Поскольку запасы готовой продукции оцениваются по себестоимости их производства, можно составить бюджет складских остатков на конец планового года. Складские остатки будут состоять из запасов готовых изделий и запасов сырья и комплектующих. Запасы сырья и комплектующих оцениваются по цене приобретения.

Следующим этапом формирования бюджета является расчет себестоимости реализованной в плановом году продукции.

Оценив затраты производственного цикла, формируется бюджет маркетинговых и административных расходов, который включает затраты предприятия, необходимые для ведения бизнеса, но не участвующие в процессе производства продукции.

Технология составления бюджета предприятия демонстрируется ниже с помощью очень простого примера, который описывает соотношения между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета. В качестве упрощающих факторов принята следующая система допущений:

- бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы;

- предприятие производит и продает один вид продукта;

- предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость;

- все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых, они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями);

- налог на прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль оценивается по итогам работы компании за год, а затем равномерно делится на четыре части.

Следует отметить, что такие упрощения не носят принципиальный характер, а служат исключительно целям обеспечения простоты и наглядности технологии бюджетирования.

Итак, пусть на предприятии начата подготовка краткосрочного финансового плана на следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.

Совокупность собранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером предприятия.

В качестве первого блока исходных данных используется прогноз объемов продаж и цен (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 - Прогноз объемов продаж и цен

 

Прогноз сбыта и цен Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4
Ожидаемый объем, ед.        
Ожидаемая цена единицы продукции (р.) 20.00 20.00 20.00 20.00

 

Доля оплаты деньгами в данном квартале составляет 70 % от объема выручки, оставшиеся 30 % оплачиваются в следующем квартале. Планируемый остаток запасов готовой продукции на конец планового периода (квартала) составляет 20 % от объема продаж будущего периода. Запасы готовой продукции на конец года планируются в объеме 3000 единиц продукции. Требуемый объем материала на единицу продукции составляет 5 кг, причем цена одного килограммы сырья оценивается на уровне 60 коп. Остаток сырья на конец каждого квартала планируется в объеме 10 % от потребности будущего периода. Оценка необходимого запаса материала на конец года составляет 7500 кг. Оплата поставщику за сырье производится на следующих условиях: доля оплаты за материалы, приобретенные в конкретном квартале, составляет 50 % от стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50 % сырья поставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в следующем квартале. Оплата прямого труда производится на следующих условиях: затраты труда основного персонала на единицу продукции составляют 0,8 часа. Стоимость одного часа вместе с начислениями составляет 750 р.

Накладные издержки представлены переменной и постоянной частями в отдельности. Планирование переменных издержек производится исходя из норматива 2 р. на 1 час работы основного персонала. Постоянные накладные издержки оценены на уровне 60600 р. за квартал, причем из них на амортизацию приходится 15000 р.

Величина затрат на реализацию и управление также планируется в виде двух частей – переменной и постоянной. Норматив переменной части составляет 1,80 р. на единицу проданного товара. Планируемые объемы постоянных административных и управленческих затрат приведены в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 – Планируемые объемы постоянных административных и управленческих затрат

В рублях

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4
Реклама        
Зарплата управляющих        
Страховка        
Налог на имущество        

Предприятие планирует закупку оборудования на сумму 30000 р. в первом квартале и 20000 р. – во втором квартале.

Планируемая к выплате сумма дивидендов составляет 4000 в год, равномерно распределенная по кварталам. Предприятие имеет возможность брать банковскую ссуду под 10 % годовых. Причем выплата процентов производится одновременно с частичным погашением основной суммы долга при начислении процента, только на погашаемую часть ссуды.

Дополнительно примем, что ставка налога на прибыль составляет 30 %.

Состояние активов и пассивов предприятия на начало планового периода представлено в виде баланса в таблице 2.10

 

Таблица 2.10 – Начальный баланс предприятия

 

Активы:  
Оборотные активы:      
- денежные средства;      
- счета дебиторов;      
- запасы сырья;     кг
- запасы готовой продукции     штук
Всего оборотные активы      
Основные средства:      
- земля;      
- сооружения и оборудование;      
- накопленная амортизация; (292000)    
- сооружения и оборудования нетто      
Итого активы      
Обязательства:      
Текущие обязательства      
Счета к оплате      
Акционерный капитал:      
Обыкновенные акции, без номинала      
Нераспределенная прибыль      
Всего акционерный капитал      
Итого обязательства и капитал      
Проверка баланса OK    

 

На основании приведенных данных необходимо построить систему бюджетов предприятия. Рассчитываемая система бюджетов включает:

1) бюджет продаж;

2) план производства продукции (компания производит единственный продукт);

3) бюджет затрат на основные материалы;

4) бюджет затрат на оплату труда основного персонала;

5) бюджет накладных затрат;

6) бюджет себестоимости;

7) бюджет административных и маркетинговых затрат;

8) плановый отчет о прибыли;

9) бюджет денежных средств;

10) плановый баланс.

Бюджет продаж с графиком получения денег от потребителя. Данный бюджет составляется с использованием прогноза продаж, цен на готовую продукцию и коэффициентов инкассации. Для рассматриваемого примера бюджет продаж представлен в таблице 2.11.

 

Таблица 2.11 - Бюджет продаж предприятия и график поступления денег

 

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Ожидаемый объем (шт.)          
Ожидаемая цена единицы продукции (р.) 20.00 20.00 20.00 20.00  
Выручка за реализованную продукцию (р.)          
График поступления денежных средств
Счета дебиторов на начало года          
Приток денег от продаж 1 кв.          
Приток денег от продаж 2 кв.          
Приток денег от продаж 3 кв.          
Приток денег от продаж 4 кв.          
Итого поступление денег (р.)          

 

Первые две строки таблицы 2.11 просто переписываются из исходных данных. Строка выручка получается перемножением объема реализации на цену. При составлении графика поступления денег учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходит в виде денег только на 70 %, оставшаяся часть поступает в следующем периоде.

В первом периоде предприятие планирует получить деньги по счетам дебиторов в размере 90000 р. Это значение берется из начального баланса предприятия. Дополнительно, в первом периоде предприятие получает деньгами 70 % выручки первого периода в объеме 200000 р., что составляет

140000 р. В итоге, ожидаемая сумма поступлений в первом периоде составляет 230000 р. Во втором периоде предприятие ожидает получить 30 % от выручки первого квартала и 70% процентов от выручки второго периода. В сумме это составляет 480 000 р. Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели бюджета. В соответствии с этим бюджетом предприятие не получит в плановом году 30% выручки четвертого квартала, что составляет 120000 р. Эта сумма будет зафиксирована в итоговом прогнозном балансе предприятия на конец года.

План производства продукции составляется исходя из бюджета продаж с учетом необходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на складе. План производства помещен в таблице 2.12. Рассмотрим план производства на первый период. Предприятие планирует продать 10 000 единиц продукции. Для обеспечения бесперебойного снабжения готовой продукцией предприятие планирует остаток продукции на конец первого периода в объеме 20 % от объема реализации второго периода (см. исходные данные), что составляет 6000 штук. Таким образом, требуемый объем продукции составляет 16000 штук. Но на начало первого периода на складе имеется 2000 единиц готовой продукции. Следовательно, объем производства первого периода должен составить 16000 – 2000 = 14000 изделий.

 

Таблица 2.12 - План производства продукции

 

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Ожидаемый объем продаж (шт.)          
Запасы на конец квартала (шт.)          
Требуемый объем продукции (шт.)          
Минус запасы на начало периода (шт.)          
Объем производства продукции (шт.)          

 

Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели производственного плана. Необходимо лишь подчеркнуть, что планируемые запасы на конец первого периода являются планируемыми запасами начала второго периода. Что касается суммы запасов на конец последнего периода (они же на конец года), то это число прогнозируется индивидуальным образом и обосновывается при составлении блока исходных данных всего процесса бюджетирования.

Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат состоит из двух частей: расчета объемов потребного для производства сырья (план приобретения сырья) и графика оплаты этих покупок. Данный бюджет представлен в таблице 2.13

 

Таблица 2.13 - Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат

 

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Объем производства продукции (шт.)          
Требуемый объем сырья на ед. прод. (кг)          
Требуемый объем сырья за период (кг)          
Запасы сырья на конец периода (кг)          
Общая потребность в материалах (кг)          
Запасы сырья на начало периода (кг)          
Закупки материалов (кг)          
Стоимость закупок материалов (рублей)          
График денежных выплат
Счета кредиторов на начало года (рублей)          
Оплата за материалы 1 квартала (рублей)          
Оплата за материалы 2 квартала (рублей)          
Оплата за материалы 3 квартала (рублей)          
Оплата за материалы 4 квартала (рублей)          
Платежи всего (рублей)          

 

Данный бюджет базируется на производственном плане, а не на плане продаж. Используя норматив потребления сырья на единицу продукции (5 кг), оценивается планируемый объем сырья для производства продукции данного периода. Для обеспечения бесперебойной поставки сырья в производство, финансовый менеджер планирует запас сырья на конец периода в размере 10% от потребности в сырье следующего периода. Для первого квартала это значение составляет 160000 ´ 10 %=16000. Зная потребный объем сырья для выполнения плана первого квартала 70000 кг, оцениваем общий потребный объем сырья: 70000 + 16000 = 86000 кг. Но на начало первого квартала на складе имеется 7000 кг сырья. Следовательно, закупить следует 86000 – 7000 = 79000 кг сырья. Поскольку 1 кг сырья стоит 60 коп., общая сумма затрат, связанная с приобретением сырья составляет 47400 р. Аналогичным образом рассчитываются плановые издержки на сырье для всех остальных периодов. Заметим только, что планируемый объем запасов сырья на конец последнего периода оценивается индивидуально, а не в составе общей процедуры. В нашем случае – это 7500 кг, приведенные в составе блока исходных данных.

Расчет графика выплат производится аналогично графику получения денег. В первом квартале предприятие планирует погасить кредиторскую задолженность, имевшую место на начало года (см. начальный баланс), которая составляет 2500 р. В соответствии с договоренностью с поставщиком сырья (см. блок исходных данных) предприятие должно оплатить за поставки сырья первого квартала 50 % стоимости закупок, что составляет 23700 р. В итоге, в первом квартале планируется заплатить 49500 р. Во втором квартале предприятие планирует погасить задолженность по закупке сырья в первом квартале и уплатить 50 % стоимости сырья, приобретенного во втором квартале и т.д. При планировании четвертого квартала мы предполагаем кредиторскую задолженность на конец года в объеме 50 % от стоимости сырья, планируемого к закупке в четвертом квартале. Эта сумма составляет 2700 р. и помещается в итоговом балансе предприятия в статье кредиторская задолженность.

Бюджет затрат на оплату труда основного персонала составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты. Как бы сложна ни была система оплаты, ее плановый расчет всегда можно формализовать в виде соответствующих таблиц. В настоящем примере используется простейшая сдельно-повременная система оплаты. В соответствии с этой системой имеется норматив затрат прямого труда на единицу готовой продукции, который составляет 0,8 часа. Один час затрат прямого труда оплачивается исходя из норматива 7,5 р. за час. В итоге, планируется бюджет времени и денежных затрат на оплату прямого труда, который представлен в таблице 2.14.

В том случае, когда бюджетирование проводится на более детальном временном базисе, например, каждый месяц, суммы денег, которые учтены как издержки (начислены) и суммы денег, которые будут уплачены, не обязательно совпадают. В частности, если оплата труда производится, например, 10 числа каждого месяца, то сумма заработной платы, которая начисляется в феврале, будет запланирована к выплате в марте.


Таблица 2.14 – Бюджет затрат прямого труда

 

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Объем производства продукции (шт.)          
Затраты труда основного персонала (час) 0.8 0.8 0.8 0.8 0.8
Итого затраты труда персонала (час)          
Стоимость одного часа (р./час) 7,50 7,50 7,50 7,50 7,50
Оплата основного персонала (р.)          

 

Бюджет производственных накладных затрат составляется с использованием агрегированных финансовых показателей. Дело в том, что состав накладных издержек зачастую велик, и производить планирование накладных издержек по элементам затрат есть неоправданно большой аналитический труд. Поэтому все накладные издержки предварительно делятся на переменные и постоянные, и планирование переменных накладных издержек осуществляется в соответствии с плановым значением соответствующего базового показателя. В рассматриваемом примере в качестве базового показателя использован объем затрат прямого труда. В процессе предварительного анализа установлен норматив затрат прямого труда - 2 р. на 1 час работы основного персонала. Это предопределяет состав показателей в таблице бюджета накладных затрат, представленных в таблице 2.15

 

Таблица 2.15 - Бюджет производственных накладных издержек

В рублях

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Затраты труда основного персонала (час)          
Норматив переменных накладных затрат 2.00 2.00 2.00 2.00 2.00
Переменные накладные затраты          
Постоянные накладные затраты          
Итого накладных затрат          
Амортизация          
Оплата накладных затрат          

 

Исходя из планируемого объема затрат прямого труда и норматива переменных накладных затрат планируются суммарные переменные накладные издержки. Так, в первом квартале при плане прямого труда 11200 часов при нормативе 2 р. / час сумма переменных накладных затрат составит 22400 р. Постоянные издержки в соответствии с исходными данными составляют 60600 р. в месяц. Таким образом, сумма накладных издержек в первом квартале составит по плану 83000 тыс. р. Планируя денежную оплату за накладные издержки, из общей суммы накладных издержек следует вычесть величину амортизационных отчислений, которые не являются денежным видом издержек, т.е. за амортизацию предприятие никому не платит.

Оценка себестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и оценки величины запасов готовой продукции на складе на конец планового периода. Себестоимость складывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки. Расчет себестоимости для рассматриваемого примера продемонстрирован в таблице 2.16

 

Таблица 2.16 - Расчет себестоимости единицы продукции

 

Статьи Количество Затраты Всего
Затраты на единицу продукции:      
- основные материалы (кг);   0,60 3,00
- затраты прямого труда; 0,8 7,50 6,00
- накладные затраты. 0,8 5,00 4,00
Себестоимость единицы продукции 13,00

 

Первые две компоненты себестоимости определяются с помощью прямого расчета. В частности, если на единицу продукции приходится 5 кг сырья по цене 60 коп. за один килограмм, то компонента прямых материалов в себестоимости единицы продукции составляет 3 р. Для оценки величины накладных издержек в себестоимости единицы продукции следует сначала «привязаться» к какому-либо базовому показателю, а затем рассчитать эту компоненту себестоимости. Поскольку переменные накладные издержки нормировались с помощью затрат прямого труда, суммарные накладные издержки также будем «привязывать» к затратам прямого труда. Необходимо оценить полные, а не только переменные, накладные издержки. Для этого сопоставим общую сумму накладных издержек за год (она была рассчитана в табл. 2.15 и составляет 404000 р.) с общей суммой трудозатрат (80 800, как это следует из табл. 2.14). Нетрудно установить, что на один час прямого труда приходится 404000 / 80800 = 5 р. накладных затрат. А поскольку на единицу продукции тратится 0,8 часа, стоимость накладных затрат в единице продукции составляет 5 ´ 0,8 = 4,0 р., что и отмечено в таблице 2.16.

Суммарное значение себестоимости единицы продукции составило по расчету 13 р. Теперь несложно оценить величину запасов готовой продукции в конечном балансе предприятия. Поскольку финансовый менеджер запланировал 3000 остатков готовой продукции на конец года, в балансе предприятия на конец года в статье товарно-материальные запасы готовой продукции будет запланировано 39000 р.

Бюджет административных и маркетинговых затрат. Данный бюджет составляется с помощью такого же подхода, что и бюджет производственных накладных издержек. Все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда, как это было ранее. Норматив переменных затрат составляет 1,80 р. на единицу проданных товаров. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных. Окончательный вид бюджета содержится в таблице 2.17

 

Таблица 2.17 - Бюджет административных и маркетинговых издержек

 

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Ожидаемый объем продаж (шт.)          
Переменные на единицу продукции (р.) 1,80 1,80 1,80 1,80 1,80
Планируемые переменные затраты (р.)          
Планируемые постоянные затраты          
Реклама (р.)          
Зарплата управляющих (р.)          
Страховка (р.) -     -  
Налог на недвижимость (р.) - - -    
Итого постоянных затрат (р.)          
Всего планируемые затраты (р.)          

 

В методическом смысле данный бюджет не вызывает проблем. Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на рекламу, зарплату менеджмента и т.п. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете. В то же время, бюджет всего может «не выдержать», говорят «бюджет не резиновый». Методическая проблема состоит в том, как оценить результат бюджета для различных вариантов объемов финансирования всех функциональных подразделений предприятия. Здесь на помощь приходит сценарный анализ, который, исповедуя по существу идеологию гибкого планирования, рассматривает возможные варианты бюджета для различных составляющих финансирования. Из всех вариантов выбирается тот, который наиболее приемлем исходя из стратегии руководства предприятия.

Плановый отчет о прибыли. Ранее отмечались два базиса планирования предприятия: ресурсный базис и денежный базис. В рамках ресурсного базиса происходит планирование прибыли предприятия, наличие которой является необходимым условием способности предприятия генерировать деньги. Отчет о прибыли вставлен в общую систему именно для целей проверки этого необходимого условия. Помимо этого, в отчете о прибыли оценивается величина налога на прибыль, которая затем используется в составе отчета о движении денег. Отчет о прибыли для рассматриваемого примера помещен в таблице 2.18.

В этом отчете выручка от реализации получается путем умножения общего объема продаж за год (100000 единиц продукции) на цену единицы продукции. Себестоимость реализованной продукции определяется путем умножения рассчитанной в табл. 2.16 себестоимости единицы продукции на суммарный объем проданной продукции. Общие и маркетинговые затраты были рассчитаны в таблице 2.17


Таблица 2.18 - Плановый отчет о прибыли (без дополнительного финансирования)

 

Выручка от реализации продукции  
Себестоимость реализованной продукции  
Валовая прибыль  
Общие и маркетинговые затраты  
Прибыль до процентов и налога на прибыль  
Проценты за кредит -
Прибыль до выплаты налогов  
Налог на прибыль  
Чистая прибыль  

 

В данном отчете о прибыли величина процентов за кредит принята равной нулю. Это справедливо, так как в процессе предшествующего бюджетирования вопросы кредитования предприятия не рассматривались. Потребность в дополнительном финансировании должна обнаружиться при составлении отчета о денежных средствах. В этом смысле вариант планового отчета о прибыли, помещенный в таблице 9, следует считать предварительным, так как в процессе бюджетирования денег, возможно, обнаружится потребность взять банковскую ссуду, и тогда величина чистой прибыли уменьшится.

Бюджет денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все «хорошие и плохие новости» предприятия. Хорошие новости – это поступление денег, плохие – уплаты денег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным. В таблице 10 приведен бюджет денежных средств для рассматриваемого примера. Читателю предоставляется возможность проследить и проверить, как данные каждого отдельного бюджета попадают в итоговый бюджет денежных средств.

Отметим ряд особенностей данного бюджета. Это, во-первых, упрощенный характер схемы уплаты налога на прибыль, принятый в данном примере. Величина налога на прибыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся на четыре равные части, каждая часть учитывается в бюджете денежных средств каждого квартала. Усложнить эту схему и сделать ее адекватной реальному состоянию дел не представляется сложным. Этот вопрос рассматривается в рамках анализа деловой ситуации. Во-вторых, заявленный в общей процедуре бюджетирования инвестиционный бюджет, представлен в таблице 2.19 одной строкой затрат на покупку оборудования.


Таблица 2.19 - Бюджет денежных средств (без дополнительного финансирования)

 

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Денежные средства на начало периода   (74165) (128330) (14495)  
Поступление денежных средств от потребителей          
Денежные средства в распоряжении 272500 405835 611670 505505 2012500
Расходование денежных средств: - на основные материалы;          
- на оплату труда основного персонала;          
- производственные накладные затраты;          
- затраты на сбыт и управление;          
-налог на прибыль;          
- покупка оборудования;     - -  
- дивиденды.          
Всего денежных выплат          
Избыток (дефицит) денег (74165) (128330) (14495)    

 

Как видно из анализа данных таблице 2.19, полученный бюджет является дефицитным. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию. Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок – «финансирование», в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения. В таблице 2.21 приведен бюджет денежных средств, предусматривающий дополнительное финансирование.

Работа финансового менеджера по обоснованию суммы кредитования предусматривает подбор данных в блоке «финансирование» так, чтобы реализовать принцип разумного избытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некотором допустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен быть ниже 30000 р. Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли. Эта необходимость связана с тем, что сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств. Такой подбор «вручную» сделать затруднительно, и следует воспользоваться заранее разработанным программным средством.

В таблице 2.20 и 2.21 приведены согласованные плановый отчет о прибыли и бюджет денежных средств, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.

 


Таблица 2.20 - Плановый отчет о прибыли (окончательный вариант)

 

Выручка от реализации продукции  
Себестоимость реализованной продукции  
Валовая прибыль  
Общие и маркетинговые затраты  
Прибыль до процентов и налога на прибыль  
Проценты за кредит  
Прибыль до выплаты налогов  
Налог на прибыль  
Чистая прибыль  

 

Таблица 2.21 - Бюджет денежных средств (окончательный вариант)

 

Показатели Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год
Денежные средства на начало периода          
Поступление денежных средств от потребителей          
Денежные средства в распоряжении 272500 516754 773508 560761 2012500
Расходование денежных средств на основные материалы          
- на оплату труда основного персонала;          
- производственные накладные затраты;          
- затраты на сбыт и управление;          
- налог на прибыль;          
- покупка оборудования;     - -  
- дивиденды.          
Всего денежных выплат          
Избыток (дефицит) денег (73246) (16493)      
Финансирование:          
Получение ссуды          
Погашение ссуды     (100000) (60000) (160000)
Выплата процентов     (7500) (4750) (12250)
Итого, денежный поток     (107500) (64750) (12250)
Денежные средства на конец периода          

 

Завершает систему бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описания состояния активов и пассивов компании на конец планового периода. Таблица 2.22 иллюстрирует плановый баланс предприятия.

 


Таблица 2.22 – Баланс предприятия на начало и конец планового периода

 

Активы: 1 января 31 декабря
Оборотные активы: - денежные средства;    
- счета дебиторов;    
- запасы сырья;    
- запасы готовой продукции.    
Всего оборотные активы    
Основные средства: - земля;    
- сооружения и оборудование;    
- накопленная амортизация; (292000) (352000)
- сооружения и оборудования нетто.    
Итого активы    
Обязательства: 1 января 31 декабря
Текущие обязательства: - счета к оплате;    
- банковский кредит;   -
- акционерный капитал:    
а) обыкновенные акции, без номинала;    
б) нераспределенная прибыль;    
в) всего акционерный капитал.    
Итого обязательства и капитал    

 

Опишем формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в виде итогового значения бюджета денежных средств. Дебиторская задолженность определяется как 30 % выручки четвертого квартала, на которую предприятие планирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величина остатков сырья из табл. 2.13 в размере 7500 кг по цене сырья 0,60 р., что составляет 4500 р. Запасы готовой продукции определяются как произведение остатков готовой продукции на конец года (таблица 2.12) на себестоимость готовой продукции: 3 000 ´ 13 = 39000 р. Статья «сооружения и оборудование» рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет 15000 в квартал, т.е. 60000 в год. Это значение следует добавить к накопленной амортизации на начало периода.

Величина кредиторской задолженности получается в виде 50 % от стоимости закупок четвертого квартала, которая рассчитана в бюджете (таблица 2.13.) Наконец, сумма нераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:

 

Нераспределенная прибыль на начало года + Чистая прибыль за год – Выплаченные дивиденды.

 

Отметим, что сумма активов и пассивов баланса совпадает, что является подтверждением правильности составления бюджета. Для специалиста, который составляет бюджет первый раз, и этот бюджет оказывается достаточно сложным (несколько видов продукции, сложная структура затрат), факт совпадения сумма активов и пассивов выглядит как «финансовое чудо», хотя это чудо является результатом использования системы двойной записи, принятой в бухгалтерии.

Отметим также тот факт, что в рассматриваемом случае предприятие планирует закончить год без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Предприятие может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом, и тогда в статье баланса «банковский кредит» появится некоторое значение, которое «не разбалансирует» баланс.

Резюме.

Бюджетирование представляет собой инструмент разработки и реализации финансовой политики фирмы. Одна из задач бюджетирования – переложить обобщенные формулировки стратегических целей бизнеса на язык конкретных финансовых показателей, которые четко можно рассчитать, а затем контролировать ход их выполнения.

Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты, позволяющая достичь поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций, и отвечающие за величину этих расходов и/или доходов. В финансовой структуре выделяют пять основных типов ЦФО: центры инвестиций; центры прибыли; центры маржинального дохода; центры дохода; центры затрат.

Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом доходов и/или расходов, спланированных на текущий период.

Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам.

Каждый центр финансовой ответственности ведет свой операционный бюджет. Статьи операционных бюджетов ЦФО, сгруппированные по функциональному признаку, составляют функциональные бюджеты предприятия. Функциональные бюджеты образуют бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты предприятия.

Виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы: основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс); операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых затрат труда, бюджет управленческих расходов и т.д.); вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, бюджет капиталовложений, кредитный план и т.д.); дополнительные бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Существуют различные подходы к разработке бюджетов. Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменений уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема производства.

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов: бюджеты от достигнутого составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия; бюджеты с нуля разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые.

Для планирования бюджетных показателей используют следующие методы: нормативно-расчетный, балансовый, расчетно-аналитический, метод экономико-математического моделирования, метод многовариантности.

Бюджетирование – эффективный инструмент финансового менеджмента.


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы финансового планирования. Различают следующие методы финансового планирования: | C. 3. Уоррен Баффетт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.