Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология. Лекция №3:Культурно-исторический подход к изучению психического развития ребенка




Предпоссылки открытия закона периодичности развития Элькоиным.

Развитие идей Выготского продолжалось в работах его последователей: Леонтьева, Эльконина и др. и продолжается до сих пор.
Новый закон детского развития был открыт Элькониным. О нем мы говорили на прошлой лекции – закон периодичности развития, согласно которому есть стадии, где развивается мотивационно-потребностная сторона личности, и где развивается операционально-техническая сторона личности.
Какие условия привели к возникновению этой идеи? Я бы могла рассказать о двух таких обстоятельствах.

1. Эльконин признавался, что он читает Выготского каждый день, и всегда Выготский ему подсказывает решение вопросов. Мы можем вспомнить статью Выготского «проблемы умственной отсталости». В этой статье Выготский дискутирует с К. Левиным по проблеме соотношения аффекта и интеллекта. В этой статье Выготский высказывает свою идею о том, как аффект взаимодействует в процессе развития. Между аффектом и интеллектом существуют диалектические отношения – они осуществляются одновременно. Ситуация такова: одна из этих линий является явной и направляющей, а другая может быть скрытой и латентной. Так, в развитии ребенка младенческого возраста направляющей является линия развития аффекта. От года до трех лет эти линии меняются местами и т.д. Линия развития аффекта может быть выражена житейским слова «хочу», а линия развития интеллекта может быть выражена словом «могу».
Исходя из этой идеи, можно представить варианты развития:

1. Норма развития. Хочу и могу.

2. Отклонения «Хочу, но не могу», «Не хочу, но могу», «Не хочу и не могу».

В основе периодизации Д.Б. Эльконина так же лежит смена основных линий.

2. Другая подсказка Эльконину исходит из работ П.Я. Гальперина. Эльконин неоднократно признавался, что Гальперин – самый умный психолог советского союза. Если у психолога возникает идея, он идет к Петру Яковлевичу и советуется с ним.

В чем же влияние Гальперина на теорию Эльконина? Оно заключается в понимании того, как строится предметное действие, какова структура. Для нас это имеет принципиальное значение.

В теории А. Н. Леонтьева действие является структурным компонентом деятельности и соотносится с целью. Когда мы говорим о роли действия в психическом развитии ребенка, мы так же должны не забывать, что это центральное понятие в тории Пиаже. Для Пиаже действие – это изменение объекта из одного состояния в другое. Если ребенок обращает внимание на результат действия, то он узнает, какие у объекта есть свойства. И он это называет рефлексией первого порядка. Но если ребенок обращает внимание на само действие, которое привело к достижению определенного результата, то такой опыт приводит к определенному результату. И Пиаже говорил, что есть логико-математический опыт (рефлексия второго порядка), и физический опыт (рефлексия первого порядка).

Гальперин подчеркивал, что действие состоит из двух частей: ориентировочной части и исполнительной. ориентировка для Гальперина – психологический механизм действий. От того как простроена ориентировка, зависит механизм действий. Ориентировка является психологической составляющей действия. В структуре действия состоит контроль и оценка действия. Гальперин создал учение о трех типах ориентировок:

1. Ориентировка на основе проб и ошибок (самый неэффективный, но наиболее часто встречающийся).

2. Ориентировка опирается на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Этот тип приводит к разбросу способностей в популяции. Человек, который учится чему-то новому, имеет полный алгоритм действий, который, однако, создается не самим учащимся, а кем-то другим. Ученику остается быть лишь только пассивным исполнителем чужой воли. Хотя такое обучение и приводит к достижению высокого результата, но оно ограниченно в своих возможностях.

3. Овладение методом анализа объекта изучаемой области. Третий тип ориентировки непосредственно прямо направлен на психическое развитие ребенка. Но построить обучение по такому типу не так просто. Благодаря такой ориентировке полученные знания легко переносятся в другие области.

Эльконин принял то, о чем говорит Гальперин, но заметил, что в схеме Гальперина есть один существенный недостаток. Ни одно действие никем из нас не будет освоено, если у действия нет смысла. То, о чем говорит Петр Яковлевич – то, что обеспечивает достижение желаемого результата. Но ни одно действие не будет освоено, если у этого действия нет смысла. Он говорит о том, что у Действия есть 2 лица:

1. Направленность действия на предмет. (Операционально-техническая сторона)

2. Направленность действия к другому человеку. (Мотивационно-потребностная сторона)

Он говорит, что смыслы человеческих действий рождаются из отношений к другому человеку (смысл). Если бы не было смысла, никакого бы действия бы не было. (см. рисунок)

Эта двуликая сторона действия и легла в основу периодов психического развития Эльконина.

Содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте. Внутренние причины перехода.

Мы говорили о том, что каждый психологический возраст имеет свою структуру:

1. Социальная ситуация развития ребенка. Социальная ситуация это не обстановка, в которой живет ребенок, а своя, неповторимая специфическая система отношений между ребенком и взрослым. Эта система отношений всегда внутренне противоречива. Это противоречие определяется тем, что велико различие между ребенком и взрослым. Это различие определяет задачу развития.

2. Задача развития. Возникает из противоречия внутри социальной ситуации развития ребенка. Для того, чтобы решить задачу, надо что-то делать. Решение задачи на определенном возрасте происходит посредством ведущей деятельности.

3. Ведущая деятельность. При осуществлении ведущей деятельности происходят психические процессы, новые черты личности, которые подготавливают ребенка к новому возрасту. Все это ведет к психологическим новообразованиям.

4. Психологические новообразования. Они приводят к разрушению сложившейся системы отношений. Социальная ситуация развития меняется, что ведет к кризису.

Кризис имеет положительные и отрицательные стороны. Такой процесс будет повторяться до тех пор, пока ребенок не станет взрослым. Но можно ли эту систему перенести на взрослые этапы человеческой жизни? Механически перенести нельзя.
Выготский говорит: если бы кризисы не были открыты эмпирически, их следовало бы придумать теоретически, потому что кризисы являются необходимым феноменом человеческой жизни, потому что в кризисе происходит перестройка системы отношений между ребенком и взрослым. Эта форма относится к каждому возрасту, но содержание всегда разное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.