Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные теории цивилизационного развития




В XX веке взгляд на всемирную историю как процесс смены ло­кальных цивилизаций получил дальнейшее развитие. Значительный вклад в разработку этой теории внесли О. Шпенглер (1880—1936), А. Тойнби (1889—1975) и отечественный мыслитель Л. Н. Гумилев (1912-1992).

В теориях цивилизационного развития прогресс связывался с тем, что каждая новая цивилизация, в определенной мере наследуя дости­жения своих предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной культуры. Главным источником развития Гумилев считал взаимодействие народов со средой их обитания.

Во второй половине XX века большую популярность приобрели идеи о существовании фаз, или стадий мирового цивилизационного развития. Американские экономисты, политологи и социологи (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер) видели движущую си­лу истории в расширении горизонтов знания, позволявшего совер­шенствовать орудия труда, что обеспечивало овладение новыми формами производственной деятельности. Прогресс связывался ими с переходом от охоты и собирательства к земледелию и ското­водству, а затем к промышленному производству и современному об­ществу высоких технологий.

Переход к каждой новой ступени развития не рассматривался как жестко детерминированный (предопределенный) законами поступательного развития истории. Он характеризовался как воз­можность, реализация которой зависела от существования соответ­ствующих предпосылок. В их числе особо выделялись историко-культурные, политические особенности, международные условия и традиции отдельных цивилизаций, определявшие положение лич­ности в обществе.

Особое внимание в рамках теории стадий цивилизационного раз­вития уделялось обострившимся в XX веке проблемам модерниза­ции — ускоренного перехода от традиционных (аграрно-скотоводче-ских) обществ к индустриальным.

Другие реальности XX века, связанные с мировыми войнами, по­явлением ядерного и иного оружия массового поражения, способно­го уничтожить цивилизацию, обострением проблем экологии, также нашли свое отражение в понимании проблем истории. Идея не­уклонного поступательного развития человечества в современных условиях вызывает все больший скептицизм. Все чаще начали ста­виться вопросы о том, правомерно ли связывать прогресс с ростом производства и потребления, не наступает ли время переосмысления ценностей, когда главным его критерием станет возможность духов­ного развития человека.

 

Вопросы и задания

· Объясните, в чем состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху. Какие мифы, объясняющие происхож­дение мира и человека, вы знаете?

· Назовите имена выдающихся историков античности. Укажите особенности исторической науки на ранних стадиях ее разви­тия. В чем выражалась ограниченность исторического позна­ния в античную эпоху?

· Каким образом господствующее положение религии и церк­ви в духовной сфере Средневековья сказалось на содержа­нии научных знаний?

· Почему возрос интерес к прошлому в период Нового времени?

· Какие научные подходы и принципы исторического исследо­вания были выработаны в XVIII—XIX вв.?

· В чем заключаются особенности развития исторической науки в XX веке?

· В чем состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господ­ствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль чело­века в истории?

· Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвеще­ния. Что являлось, по мнению ученых XVIII века, движущей си­лой общественного развития?

· Что принципиально нового в понимание вопроса о месте лич­ности в истории внес немецкий философ И. Кант?

· Как представлял исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием «мировой дух»?

· Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чем состоит ограниченность марксистского толкования истории.

· В каких значениях историки XX века употребляли понятие «ци­вилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационно-го подхода к истории? Назовите имена ученых, разработавших концепции локальных цивилизаций.

· Как определяют движущие силы исторического процесса сто­ронники теории стадий мирового цивилизационного развития?

· Какие реальности XX века вызывают опасения ученых по поводу поступательного развития человечества?

Заполните таблицу

век мыслитель Источник прогрессивного развития
Д. Локк    
Г.Гегель    
К.Маркс    
Л. Гумилев    
Дж.. Гэлбрэйт    

 

Тема 2 Принципы периодизации в истории

Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяй­ственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Ж. Кондорсе (1743—1794) и американский этнограф Л. Морган (1818—1881). Они делили исто­рию на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации.(земледелие, скотоводство, письменность, обработка металлов)

Схема Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе

Цивилизация

Варварство

Дикость

В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на камен­ный, бронзовый и железный века

 

Сторонники теории мирового цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переход­ными этапами.

Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э. Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.

Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменова­лась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая его более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриаль­ной стадии развития.

Третья стадия началась во второй половине XX века и была свя­зана с возникновением нового типа общества (его чаще всего назы­вают информационным), когда с внедрением компьютеров качест­венно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний.

Сторонники восприятия истории под углом зрения смены ло­кальных цивилизаций (античной, греко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий. А. Тойнби счи­тал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивили­заций, обладавших уникальными особенностями (остальные он рассматривал как их ответвления).

Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества.

Эпоха первобытно-общинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и мог­ли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления.

Переход к рабовладельческой формации связывался с совершенст­вованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и его единоличного присвоения, возникно­вением частной собственности. При этом собственнику — рабовла­дельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами ра­ботники, рабы, которые рассматривались как «говорящие орудия».

Феодальное общество характеризовала частичная личная зависи­мость работников от собственников земли — феодалов. Крестьяне, со­ставляющие основную массу трудящегося населения, обладали лич­ной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенного продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.

В рамках формации, которую марксизм определял как капи­талистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведенного прибавочного продукта.

Следующая, коммунистическая, формация виделась как общест­во, где с отмиранием частной собственности человек приобретет под­линную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.

В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксист­ской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка со­ответствующих формаций. Цивилизационный подход выделял та­кие же фазы в развитии цивилизаций.

Границы между эпохами и составляющими их периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим со­бытиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов.

На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться и в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время пе­ремен можно называть по-разному — сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этого не меняется.

Каждый новый период исторического развития, как правило, свя­зан со сменой форм хозяйственной деятельности, отношений соб­ственности, политическими потрясениями, глубокими переменами в характере духовной культуры.

Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об ис­тории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к но­вой эпохе — это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могут сочетать­ся с формированием в его недрах ростков новой цивилизации. Эти процессы не развиваются одновременно во всех районах мира. Именно так шло становление промышленной цивилизации Нового времени. В то время как одни страны уже пережили промышленный переворот, другие еще не вышли за рамки сословного строя и ману­фактурного производства, в третьих — причудливым образом соче­тались элементы старого и нового строя.

При изучении всемирной истории необходимо исходить из по­нимания мирового развития как процесса постоянно происходя­щих взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, го­сударств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства населения Земли, правомерно говорить о наступлении нового этапа всемир­ной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени. Тогда за переломную может быть принята некая услов­ная дата.

Этапы развития человечества

Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного че­ловечеством, на первобытную эпоху, историю Древнего мира, Сред­них веков, Новое и Новейшее время.

Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. При ее изучении на помощь истории приходит археоло­гия. По остаткам древних орудий, наскальным рисункам и захороне­ниям она изучает культуры прошлого. Реконструкцией облика пер­вобытных людей занимается наука антропология.

На протяжении этой эпохи происходит становление человека со­временного типа (около 30—40 тыс. лет назад), постепенно совер­шенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболов­ства и собирательства к земледелию и скотоводству.

Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IV—III тысячелетия до н.э.). Это было время раскола об­щества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, ши­рокого распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большое хозяйственное значение). Своего рас­цвета рабовладельческий строй достиг в период античности (I тыся­челетие до н.э. — начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

В последние годы определенную известность приобрели попытки группы ученых, в частности математика А.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историка­ми многих событий, происшедших ранее XVI—XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVII вв.

Первый период этой эпохи (V—XI вв.) ознаменован падением За­падной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

Второй период (середина XI — конец XVв.) — это время становле­ния крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобре­тающей все более светский характер.

Третий период (XVI — середина XVII в.) связан с началом разло­жения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Но­вое время. Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные от­ношения, получает широкое распространение мануфактурное про­изводство. Усложняется социальная структура общества, она все ча­ще вступает в противоречие с его сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление нового этапа ду­ховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных проти­воречий усиливается центральная власть, возникают абсолютист­ские монархии.

Цивилизации Древнего мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» не разграничиваются, они рассматриваются как «тра­диционное общество», основой которого выступает натуральное и полунатуральное аграрно-ремесленное хозяйство.

Эпоха Нового времени — эпоха становления и утверждения про­мышленной, капиталистической цивилизации — также подразделя­ется на несколько периодов.

Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640—1660-х гг.). Неменьшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

Второй период Нового времени наступает после Великой фран­цузской революции (1789—1794). Промышленный переворот, начав­шийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отноше­ний. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С за­вершением формирования крупных буржуазных государств в боль­шинстве из них утверждается идеология национализма, националь­ного интереса.

Третий период Нового времени наступает в конце XIX — начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышлен­ной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Насту­пает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства,

роста социальных противоречий в промышленных странах. Начина­ется и обостряется борьба между ними за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса ин­дустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914—1918 гг. и связанные с нею потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.

Периодизация Новейшей истории

Вопрос о том, что следует понимать под термином Новейшая исто­рия, относится к числу одного из самых спорных в современной науке.

Для некоторых советских историков и философов револю­ция 1917 г. в России знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось на­ступление Новейшего времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее вре­мя» в ином смысле, подразумевая под ним период, непосредст­венно связанный с текущим временем. Они предпочитали гово­рить об истории XX века, или истории современности.

Тем не менее в рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.

Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной циви­лизации Нового времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину XX века. Это — раннее Новейшее время. Остро­та противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929—1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за коло­нии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939—1945 гг., еще более разрушительной, чем первая. Рушится ко­лониальная система европейских держав. Условия «холодной вой­ны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибе­лью всему роду человеческому.

Качественные перемены, связанные с изменением характера со­циального, общественно-политического развития ведущих госу­дарств мира, начинают проявляться лишь во второй половине — конце XX века.

В этот период с распространением компьютеров и промышлен­ных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тру­да. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Разви­ваются интеграционные процессы, складываются единые экономи­ческие пространства (западноевропейское, североамериканское и др.). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают развиваться процессы гло­бализации экономической жизни, складывается общемировая систе­ма информационных коммуникаций.

В то же время симптомы кризиса индустриального общества да­ют о себе знать во многих районах мира и в начале XXI века, в том числе и на территории бывшего СССР.

Вопросы и задания

· Какие подходы к периодизации всемирной истории существо­вали в исторической науке? Приведите примеры.

· Объясните, почему любая периодизация исторического про­цесса условна. При каких изменениях в общественном разви­тии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории?

· Объясните, почему периодизация Новейшего периода истории относится к числу спорных проблем. Какие перемены в миро­вом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

 

Заполните таблицу.

период хронология Краткое содержание периода
первобытность    
Древний мир    
Средние века    
Новое время    
Новейшая история    

 

Тема 3. Первобытная эпоха. Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5—3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20—40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой — с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступа­тельным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы становления человека

Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Се­верной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопите­ки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух ногах. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее всего, еще не умели их обрабатывать.

Примерно 1,0 млн. — 700 тыс. лет назад наступает период, кото­рый называют ранним палеолитом (от греч. «палео» — «древний* и «литое» — «камень»). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселе­ний, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впос­ледствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспо­сабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека — 600-700 куб. см, пите­кантропа — 800-870 куб. см., синантропа и гейдельбергского человека — более 1000 куб. см., неандертальца — 1300-1700 куб. см., современного человека — 1400-1800 куб. см.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать огонь. Его источ­ником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегре­ческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об ог­не, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших поч­ти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Мно­гие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли при­способиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

 

Человек осваивает свою планету

Эпоха мезолита (от греч. «мезос» — «средний» и «литое» — «ка­мень») охватывает период с XX по IX—VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немного, но при преобладании хозяйства при­сваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходи­мо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на амери­канский континент, около 20 тыс. лет назад — в Австралию.

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мог оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода, когда уровень океана был примерно на 100 м ниже современного и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континен­ты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было не­сколько волн переселения на заокеанские континенты, дока­зывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распростране­ние наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археоло­ги находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дру­гие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, воз­никшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс по­знания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальней­шего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фети­шизм — убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, кам­ни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали по­верья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпо­хи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щип­ковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди поль­зовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего — частью добычи, ее следовало ос­тавить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способно­стями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть за­метную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целеб­ные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотически­ми способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятель­ности и культуры с эпохи мезолита практически не изме­нился. В то же время в IX—VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледе­лию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» — «новый» и «литое» — «камень») знамену­ет переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

 

Человек и природа: первый конфликт

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех кон­тинентах как господствующий вид и в этом качестве идеально при­способился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы сущест­вования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обо­стрение борьбы между племенами за становящиеся все более бедны­ми охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции — такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями.

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвра­щало рост численности населения, препятствовало изменению обра­за жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волча­та, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первона­чально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сороди­чей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одо­машнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большин­ство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли вы­жить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в XV тысячелетии до н.э., охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. В X тысячелетии до н.э. племе­на Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячеле­тии до н.э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Ин­да началось разведение крупного рогатого скота.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Соби­рательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опы­та пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

 

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII—IV тысячелетий до н.э. воз­никли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи — на терри­тории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

Первыми растениями, которые стали выращиваться в Евро­пе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысяче­летии до н.э. выращивали фасоль и горох. В Китае из земле­дельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII—V тысячелетиях до н. э. высаживали ку­курузу, тыкву, бобы.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи су­ществование людей было подчинено интересам борьбы за выжива­ние. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случай­но отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи. Так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь не­редко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного города в другой был достаточно распространенным явлением.

Единственная форма разделения труда существовала между муж­чинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, оставав­шимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хо­зяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отде­лилось от скотоводства, с другой — самостоятельное значение при­обрел ремесленный труд. В V—IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного круга изго­товлялась глиняная посуда). Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадь­ми, волами и ослами).

Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое ма­стерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производив­шие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, на­чали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между сосед­ними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйствен­ные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселе­ниях ремесленники специализировались на оружии, в других — на ткачестве, в третьих — на изготовлении посуды и т. д.

В поселениях VII—V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2—3 тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Се­верной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще всего возводили монументальную постройку, жертвенник духам — по­кровителям племени.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его рас­ширением появилась потребность в существовании единого эквива­лента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время при­годные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племен — скот, у многих племен бассейна Тихого океана — редкие раковины У племен Цент­ральной Африки — слоновая кость, в Китае – соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.

Неолитические племена не знали частной собственности. Так, американские индейцы даже в XVII — XIX вв. вели хозяйство сооб­ща, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени.

Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ре­месленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

 

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, професси­ональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в его реше­ние внес американский ученый Л. Морган (1818—1881), изучав­ший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью дру­гих народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матри­архата к патриархату.

В период когда основным источником пищи была охота, век муж­чин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и уме­лые из них доживали до 25—30 лет.

Отзвуком времени, когда от количества мужчин — добытчи­ков пищи зависело выживание племени, остается особое значе­ние, которое придается у многих народов рождению мальчика.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщи­ны. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (сте­пень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраня­ли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал та­кого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин умень­шалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наи­более сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Муж­чины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяю­щего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося боль­шинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из ро­да в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по муж­ской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заклю­чали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на не­освоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто спе­циализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися фор­мами хозяйственной деятельности.

Классификация языков дает материал для определения ис­ходных районов проживания народов, понимания основ их тра­диций и культуры. Так, родство языков народов, разделенных об­ширной территорией, говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одного геогра­фического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.

Примерно в V—IV тысячелетиях до н.э. складываются основ­ные центры распространения существующих и поныне языко­вых групп.

Всего на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одного языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгольскую, семито-хамитскую, берберо-ливий-скую, кушитскую, сино-тибетскую и др.). На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иран­ской, нуристанской, индоарийской языковых групп.

В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, рус­ский и английский). Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV—III тысячелетиях до н.э. прожива­ли в ограниченном ареале — в Юго-Западной Азии, к югу от При­черноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обшир­ных территориях Евразии.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских пле­мен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инстру­менты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обра­ботке, чем камень, из них можно было изготовить более производи­тельные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немного, их обработка де­лала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались камен­ные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (пер­вые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV—III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с по­явлением первых государств.

Вопросы и задания.

· Используя знания, приобретенные на уроках биологии, исто­рии и обществознания, расскажите о наиболее распростра­ненных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор?

· Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

· Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

· Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.

· Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.

· Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позво­лили ему выжить в условиях ледникового периода?

· На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

· Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

· Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

· Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

· Расскажите о процессе перехода от присваивающего к произ­водящему типу хозяйства.

· Объясните, как разделение труда и специализация деятельно­сти влияли на усложнение общественных отношений и измене­ние характера обмена. Какие предметы использовались в ка­честве эквивалента стоимости товаров?

· Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущест­венного неравенства и появлению частной собственности.

· Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной соб­ственности и переход к патриархату.

· На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?

· Какие изменения в человеческом обществе произошли с нача­лом освоения металлов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.