Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распад арабского халифата




Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в хали­фат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распрост­ранилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набе­гов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль нача­ли играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ис­лам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазе-литы (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

 

Историческое наследие Арабского халифата

Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы Древне­го мира и Средних веков, был недолговечным государственным об­разованием, арабские завоевания оказали большое влияние на раз­витие народов Евразии.

Благодаря распространению ислама и арабского языка, который использовался не только в молитвах, но и при решении проблем светской жизни, возросла степень единообразия жизни народов на обширных территориях — от Западной Африки до границ Китая.

Это, в свою очередь, способствовало развитию торговли и ремесла. На завоеванных землях строились дороги и ирригационные соору­жения, стали использоваться водяные и ветряные мельницы.

Значительного развития в исламском мире достигли научные и технические знания. При покорении Египта арабы разрушили биб­лиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели считали, что никакие другие книги, кро­ме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои насе­ления обратились к античной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристотеля, Птолемея и Эвклида пробудился в Западной Европе в значительной мере под влиянием арабов.

Больших успехов арабские ученые достигли в изучении истории, географии, медицины, астрономии, математики. Арабы раньше евро­пейцев начали применять огнестрельное оружие. В начале XII века у них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и раз­рывными бомбами. (У европейцев артиллерия появилась лишь в на­чале XIV века.) Европа заимствовала у арабов как десятеричную си­стему исчисления, так и связанные с нею слова — «цифра», «алгебра», «алхимия», «тариф» и др. Широкую известность при­обрела арабская поэзия.

 

Вопросы и задания

· Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова.

o Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских племен? Почему межплеменные войны были частым явлением среди арабов?

o Расскажите о возникновении ислама. В чем отличие мусуль­манской веры от других мировых религий? Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?

· Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось поко­рить огромные территории и подчинить народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития. Сформули­руйте особенности государственного устройства Арабского халифата.

· Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов?

· Укажите факторы кризиса Арабского халифата. Какую роль в обострении противоречий играли религиозные разногласия?

· Перечислите достижения халифата. В каких областях знаний преуспели арабские ученые? Объясните причины сравнитель­но высокого уровня научного развития арабов.

 

 

Тема 8. Византия после крушения Западной Римской империи

Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи. Западные королевства рассматривались ими как варварские.

Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую им­перию была предпринята при Юстиниане I(правил в 527—565). Ви­зантии удалось захватить большую часть Италии и Северную Афри­ку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.

Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, — «греческий огонь». Тайна его состава так и осталась нераскрытой. Предпо­лагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напал­ма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали кораб­ли противника на море, осадные орудия.

Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племен­ные союзы, подкупать их вождей.

Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи, Византия заимствовала и многие ее слабо­сти, в первую очередь связанные с характером осуществления власти.

В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов. Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть которого считалась священной, име­ла силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая верти­каль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (стратегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огромными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При им­ператоре Льве VI (правил в 886—912) ликвидировались остатки го­родского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торговцы были приписаны к корпорациям. Их чле­ны пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства, ме­сто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.

Жесткая централизация власти вела к умножению числа прави­тельственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), рос­ту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и за­говоров.

Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед уг­розой переворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным импе­раторам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна ди­настия не смогла долго ее удерживать.

По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смер­тью, остальные были свергнуты или пали жертвой покушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.