Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Западная Европа в 11-13 вв




В XI—XIII вв. Западная Европа переживала период обострения внутренних противоречий, борьбы между светской и духовной властью, императорами и папами. Этот конфликт не ограничился рамками европейского континента. Его косвенным следствием стали крестовые походы, положившие начало европейской экспансии на другие континенты.

Светская и духовная власть в Западной Европе

В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство. Города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельски­ми угодьями. Замки феодалов и епископов становились автономны­ми центрами власти, под защитой их стен строились храмы, сели­лись ремесленники и торговцы.

В XI—XII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост посел­ков, возникших возле замков. Складывались новые города.

Большинство городов европейского Средневековья были небольшими, численность их жителей составляла 3-5 тыс. че­ловек. По сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс. человек, или русскими городами (Киевом, Новгоро­дом) с десятками тысяч обитателей, это были небольшие по­селения.

Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником до­полнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьше­ния поборов, льгот для торговли и ремесла. Иногда эти льготы выку­пались, но чаще борьба за их признание сопровождалась восстания­ми против светских и духовных феодалов.

Постепенно наиболее крупные города обрели существенные льготы. Как правило, горожане освобождались от выполнения повин­ностей (барщины, оброка) перед сеньором. Они заменялись выпла­той ему небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по его требованию. Горожане получили право избирать орга­ны самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовали лишь состоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наслед­ственная городская аристократия. Города подорвали монополию церкви на образование. В XI веке в Болонье (Италия) открылся пер­вый в Европе светский университет. В XII—XIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).

В XII—XIII вв. самоуправляющимися были многие города Север­ной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Герма­нии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт), Северной Франции и Фланд­рии (Амьен, Сен-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.

В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты дол­гов феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что се­ньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, ес­ли они прожили «год и.день» в городе.) Это содействовало притоку селян в города, где росло количество нищих и бездомных.



Города не только противостояли власти феодалов, но и стали цент­ром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Объединяющим их началом была приверженность раннехристианским воззрениям о равенстве, осуждение официальной, католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в свет­ские дела. Еретические идеи овладевали не только горожанами, кре­стьянами и низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью.

Возник слой безземельных рыцарей — младших сыновей феода­лов, которые не возражали бы против передела земель за счет цер­ковных владений. Монархи также были недовольны стремлениями Рима превратить церковь в организацию, стоящую выше светской власти.

Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI—XII вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII заявил о лишении власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал пре­кратить практику подобных назначений. В ответ на отказ импе­ратора подчиниться воле папы тот отлучил его от церкви. Это оз­начало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать его власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил его ждать аудиенции три дня, стоя в рубище босиком на снегу.

Получив прощение, Генрих захватил Рим и попытался на­значить папой своего ставленника. Однако германские князья взбунтовались против императора. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому еписко­пов утверждали в должности и папа, и император.

Острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом II. Он попытался упразднить цер­ковные суды. По его тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа отлучил короля от церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии. Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.

Папа Иннокентии III (1198—1216) провозгласил себя за­местителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех свет­ских властителей.

Борьба между светской и духовной властью продолжалась с не­ослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не толь­ко отлучения от церкви. Орудием его политики стали крестовые по­ходы и инквизиция.

 

Крестовые походы и инквизиция

В конце XI века положение Византии резко ухудшилось. Ослаблен­ная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые нача­ли разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть террито­рии Византии — Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих услови­ях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, импера­тор Византии Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану П. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участ­никам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в во­дах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение грехов.

Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы бед­нейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее ис­купление грехов, грабили и разоряли земли Венгрии, Болга­рии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные тол­пы легко разгромили турецкие войска.

Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не смог­ли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным ры­царям. Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, за­хватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основа­ны государства крестоносцев — Иерусалимское королевство, граф­ство Эдесское, княжество Антиохия, графство Триполи.

Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпи­тальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой де­вы Марии, или Тевтонский орден).

Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестя­жательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо ор­ганизованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятель­ности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).

Всего за 1096—1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успе­хов. Напротив, к концу XIII века турки и Египетский халифат отво­евали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между евро­пейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого крестового похода (1202—1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разграбили Константинополь. На его руинах была создана католиче­ская Латинская империя. Православные византийские земли, избе­жавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Одна­ко, чтобы избежать продолжения заведомо неравного противоборст­ва, император Византии Михаил УШПалеолог (правил в 1259—1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с като­лической и признал верховенство папы в церковных делах.

Крестовые походы организовывались папством не только на Вос­ток. Их объектом стали сами европейские страны, где широко рас­пространились так называемые ереси. В первой трети XIII века со­стоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч. Города, признанные рассадни­ками ереси, сравнивались с землей.

Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала инквизиция. Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписы­вающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инк­визиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, со­ставило несколько сот тысяч человек.

Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказы­вании еретических взглядов, противоречащих церковным дог­матам, принадлежности к осужденным церковью сектам, запо­дозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще всего были доносы, как правило ложные. Однако с помо­щью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения смертного приговора.С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульген­ций (грамот об отпущении грехов), она стала важным источником доходов церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Ливийского (1224— 1274), взгляды которого получили официальное одобрение ру­ководства римско-католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, уп­равляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могут расходиться с ес­тественными. Хотя любая власть определялась им как имею­щая божественное происхождение, он не исключал того, что светские правители могут пользоваться ею во зло. В этом слу­чае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан про­тивостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.

Возможность проявления злонамеренности средневеко­вый теолог связывал с происками дьявола, веру в существова­ние которого считал обязательной для христиан. Атеисты, ере­тики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви. Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений от­вергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против его воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешни­ков, упорствующих в своих заблуждениях.

Русь и крестовые походы

Ареной борьбы римско-католической церкви против «язычников» с целью их обращения в «истинную» веру стали Финляндия и прибалтийские земли. Здесь, в местности, покрытой лесами и бо­лотами, где жили племена пруссов, эстов, ливов, литовцев, фин­нов, карелов и ятвягов, к началу XIII века христианство еще не по­лучило широкого распространения. В 1200 г. Рим объявил о начале крестового похода с целью обращения этих земель в като­личество. Призыв папы встретил одобрение немецкого рыцарства и шведских феодалов, стремившихся к захвату новых территорий. Их поддерживало купечество северных городов Германии, заинте­ресованное в установлении торгового господства над Восточной Прибалтикой.

В 1201 г. был основан город Рига — опорный пункт германо-като­лического продвижения в Прибалтику. В 1202 г. с одобрения папы был учрежден орден меченосцев, за десятилетие покоривший боль­шинство прибалтийских племен и начавший надвигаться на русские земли.

Разорение и захват Константинополя в 1204 г. крестоносцами были восприняты на Руси как начало войны римско-католическо­го мира против православного. В 1212 г. новгородцы по просьбе эстов предприняли первый поход к Балтийскому морю. В 1224 г. крестоносцы захватили г. Юрьев (Тарту), заняли Изборск, создав угрозу Пскову и Новгороду. Однако в 1234—1236 гг. дружины Новгорода и Владимирского княжества разгромили крестонос­цев. Одновременно орден потерпел сокрушительное поражение в Литве.

В этих условиях по решению папы римского Григория IX земля пруссов была передана Тевтонскому ордену. Он был основан в 1128 г. немецкими рыцарями, участвующими в крестовых походах в Палестину. Часть Тевтонского ордена и остатки ордена меченосцев были объединены в Ливонский орден. Его войска в 1239 г. вновь за­хватили Изборск, а в 1240 г., благодаря измене, заняли Псков. Одно­временно шведы, получив от римского папы благословение на уча­стие в крестовом походе против православных земель, высадились в устье Невы.

Отражение этого наступления осложнялось тем, что тогда же на русские земли вторглись с востока монголы. Бремя борьбы с кресто­носцами выпало на новгородцев, избравших своим князем Алексан­дра Невского (1219—1263). Дружина князя внезапно напала на ла­герь шведов и вынудила их спасаться бегством.

Вопросы и задания

· Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система само­управления?

· Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властями. Объясните, почему церковь в противосто­янии со светской властью одерживала верх.

· Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы кресто­носцами на Востоке?

· Объясните суть взглядов теолога Фомы Аквинского. Почему его теория стала официальной доктриной католической церкви?

· Почему в XIII веке экспансия крестоносцев была направлена на прибалтийские земли? Какие цели при этом преследовались?

· Прокомментируйте действия Александра Невского по отраже­нию агрессии немецких и шведских рыцарей. В чем состояло военное искусство русского князя?

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.2.186
Генерация страницы за: 0.09 сек.