Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало войны за независимость в Америке

Противоречия между Великобританией и ее колониями в Америке стали проявляться с середины XVIII века. Промышленная и торго­вая буржуазия Англии, испытывая конкуренцию со стороны амери­канского капитала, опасалась за свои позиции на рынках колоний. Кроме того, расходы на войны с Францией истощили английскую казну. Король Георг III (правил в 1760—1820) решил пополнить ее за счет заокеанских подданных.

В 1763 г. была запрещена колонизация земель, располо­женных западнее Аллеганских гор. Англичане хотели пре­дотвратить расселение колонистов в глубину материка, где с них с трудом собирали налоги. В 1764 г. повысилась таможен­ная пошлина на товары, ввозившиеся в британские колонии из других стран Европы и их владений в Америке, было запре­щено печатать местные деньги. В 1765 г. парламент Велико­британии принял закон об обложении специальной пошлиной, гербовым сбором, всей печатной продукции, включая судеб­ную и коммерческую документацию. В колониях размещались дополнительные гарнизоны, содержание которых возлагалось на местное население.

Политика Англии ущемляла интересы всех слоев населения анг­лийских владений в Америке. Она привела к спаду деловой активно­сти, вызвала трудности как у плантаторов, так и у промышленников, сказалась на положении фермеров и горожан. Верность короне со­храняла лишь немногочисленная прослойка так называемых лоялис-тов (от англ. «loyah — «верный»). К ним относились священно­служители англиканской церкви, крупные землевладельцы и чиновники колониальной администрации.

Писатели и публицисты, такие, как Б. Франклин (1706—1790), Т.Джефферсон (1743—1826), С. Адаме (1722—1803), опираясь на идеи Локка о праве на восстание против тиранов, призывали к борь­бе против колониальных властей. Широко распространилось убеж­дение — если в парламенте Великобритании не представлены амери­канские подданные короны, значит он не вправе принимать касающиеся их решения.

Поводом для открытого конфликта стало предоставление британ­скими властями в 1770 г. льгот на продажу чая в Северной Америке Ост-Индской компании. Это серьезно ущемляло интересы местных торговых фирм. Докеры отказывались разгружать суда компании, а в Бостоне чай был выброшен в море. Произошло вооруженное столк­новение между английскими солдатами и жителями Бостона.

В ответ на инцидент, получивший название «Бостонского чаепи­тия», порт Бостона был закрыт, в колонии Массачусетс отменены все формы самоуправления и запрещены митинги. Это возмутило американских подданных британской короны. В 1774 г. в Филадель­фии собрался I Континентальный конгресс представителей законо­дательных собраний (органов самоуправления) колоний. Конгресс принял «Декларацию прав и нужд колоний» с требованиями отмены законов, ущемляющих интересы поселенцев. Повсеместно стали создаваться добровольческие вооруженные отряды.

 

Америка на пути к освобождению

Первая битва за независимость произошла 19 апреля 1775 г. недале­ко от Бостона возле городков Лексингтон и Конкорд.

Колонисты атаковали английские войска, направленные для захвата оружейных складов. Они применили тактику рас­сыпного строя, позаимствованную у индейцев. Шеренги англичан встретил прицельный огонь. Потеряв треть солдат, англичане отступили к Бостону, который вскоре окружили вос­ставшие.

В мае 1775 г. начал работу II Континентальный конгресс. Он объ­явил, что колонии находятся в состоянии войны с Англией. Главно­командующим создающейся армии стал отличившийся во время войны с Францией бывший полковник, командир ополчения Вирги­нии Д. Вашингтон (1732—1799). Конгресс решил конфисковать земли короны, англиканской церкви и крупных землевладельцев из числа английской аристократии.

4 июля 1776 г., больше чем через год после начала войны за неза­висимость, конгресс, преодолев сопротивление умеренных депута­тов, надеявшихся на компромисс с Англией, принял Декларацию не­зависимости.

Этот документ был составлен Т. Джефферсоном и основы­вался на идеях Просвещения. Провозглашались суверенитет народа, равенство граждан перед законом, право каждого человека на жизнь и свободу. Декларация не осуждала рабство как противоестественное явление. Не было в ней и упоминания о праве собственности, которое Джефферсон не относил к числу базовых, вытекающих из природы человека.

Декларация воодушевила армию восставших колоний, находив­шуюся в тяжелом положении. У конгресса не хватало средств для нормального снабжения и обмундирования солдат. Они голодали и мерзли зимой, снабженцы наживались на поставках недоброкачест­венной пищи и одежды. Дисциплина среди волонтеров оставляла желать лучшего. Англичане же имели численное превосходство, опирались на развитую сеть своих сторонников и хорошо оплачива­емых агентов. Кроме того, их поддерживали многие индейские пле­мена. И все же постепенно военная удача склонилась на сторону по­встанцев.

Переломным в войне стало 19 октября 1777 г. У Саратоги, на севере Новой Англии, английская армия была окружена и капиту­лировала.

Монархи континентальных европейских держав не поддержали мятежных подданных короля Георга III, но сочли, что складываются благоприятные условия для реванша за прошлые поражения, нане­сенные им Англией.

Успехи американцев подтолкнули Францию подписать торговый и союзный договор с Америкой (1778) и объявить войну Англии, против которой выступили также Испания и Голландия. Попытки английского флота блокировать восставшие колонии с моря, напа­дая на суда нейтральных государств, побудили Россию в 1780 г. вы­ступить с инициативой создания Лиги нейтральных стран. К ней присоединилось большинство европейских держав. Эскадры вышли на охрану торговых путей, вынудив Англию отказаться от блокады.

Все это затруднило англичанам продолжение войны. В 1781 г. объединенные американо-французские силы под Корну­оллисом нанесли решающее поражение войскам англичан, дей­ствовавшим на юге страны. В 1783 г. в Версале был подписан мирный договор. Англия признавала независимость североаме­риканских колоний. Им были переданы также права на западные земли от Аллеганских гор до реки Миссисипи. Конгресс обязался выплатить компенсацию за конфискованную у англи­чан собственность и рассчитаться по довоенным долгам.

 
 
 

Утверждение демократии в США

Вопрос о государственном устройстве освободившихся колоний с самого начала стал предметом острых дискуссий в американском обществе.

Первая конституция США была принята в 1777 г. и утверждена законодательными собраниями штатов.

Каждый штат сохранял суверенитет, имел собственное пра­вительство, свою конституцию, право выпускать свои денеж-ные единицы, вводить налоги и пошлины. Общим институтом был не имеющий реальной власти конгресс с принципом рав­ного представительства всех штатов. В соответствии со взгля­дами просветителей о необходимости ограничения функций власти не предполагалось создания центрального правитель­ства. С ним ассоциировались угрозы личной свободе граждан, гнет бюрократии и коррупция.

Принятые принципы организации политической жизни освобо­дившихся колоний вскоре выявили свою неэффективность. Кон­гресс не имел средств на содержание армии, покрывал текущие рас­ходы за счет выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег, к этому способу прибегали и штаты. Инфляция подрывала торговлю, вела к росту цен. Это позволяло обогащаться узкой прослойке куп­цов и промышленников, которые скупали конфискованные земли и участки разорявшихся фермеров.

С завершением войны недовольство широких масс населе­ния сложившимся положением вырвалось наружу. В 1783 г. взбунтовались воинские части в Ланкастере. Офицеры пред­ложили Д. Вашингтону возглавить их и провозгласить себя мо­нархом. В 1786 г. в Массачусетсе и Нью-Гемпшире началось восстание фермеров, возмущенных конфискацией своих зе­мель за долги. Они требовали экспроприации собственности крупных землевладельцев.

В условиях обостряющегося кризиса в 1787 г. в Филадельфии собрался конституционный конвент, включающий представителей 13 штатов. Через несколько месяцев работы они выдвинули проект новой конституции. Конфедерация становилась федерацией, цент­ральное правительство наделялось большими полномочиями.

Главными вдохновителями принятия конституции были Д. Ва­шингтон и Т. Джефферсон. В ее основе лежали идеи Монтескье о разделении властей и создании системы сдержек и противовесов. Конституция исключала опасность установления тиранического правления.

Высшим законодательным органом стал двухпалатный конгресс. Его верхняя палата, сенат, выражала интересы шта­тов. Нижняя палата представителей избиралась гражданами в соответствии с имущественным цензом. Налоги, бюджет назначение высших должностных лиц должны были утверж­даться конгрессом, что ограничивало полномочия исполни­тельной власти. Ее главой, как и главой государства, должен был стать президент. Он избирался коллегией выборщиков от штатов.

Президенту отводилась ключевая роль в создающейся по­литической системе. Он являлся верховным главнокоманду­ющим, назначал министров и послов, членов Верховного су­да (с последующим утверждением конгрессменами), обладал правом вето по отношению к законам, принимаемым конгрессом, для преодоления которого требовалось 2/3 го­лосов членов обеих палат. В то же время предполагалась воз­можность его отстранения от власти и предания суду (импич­мента) в случае антиконституционных действий по решению 2/3 сената.

Верховный суд был высшей и последней инстанцией в ре­шении споров о конституционности того или иного федераль­ного закона или закона штатов, в спорах между штатами, штатами и федеральной властью, гражданами и государ­ством. Принцип, согласно которому члены Верховного суда, будучи назначены президентом и утверждены сенатом, не подлежали переизбранию, обеспечивал независимость судебной власти.

Первоначальный вариант новой конституции не включал Билль о правах. Однако большинство штатов выдвинуло условием одоб­рения конституции включение в нее статей, гарантирующих базо­вые права и свободы граждан. Были приняты первые десять попра­вок, связанных с признанием свободы слова, печати, собраний, отделением церкви от государства, права опираться на защиту за­кона, носить оружие для самообороны, неприкосновенности лич­ности, жилья, имущества. Особо оговаривалось право каждого шта­та иметь собственные законы при условии их соответствия конституции. При этом рабство в южных штатах, как и работоргов­ля, не были запрещены. Тем самым негры и коренные жители Аме­рики, индейцы, были с молчаливого согласия законодательных со­браний штатов исключены из числа граждан США. На них не распространялись права и свободы.

Вопросы и задания.

· Укажите причины массовой эмиграции в Америку и ее последствия для развития английских колоний.

· Какие особенности колонизации оказали влияние на формиро­вание национального характера и политических традиций американцев?

· Объясните, почему в колониях быстро развивалось ремеслен­ное и мануфактурное производство.

· Сформулируйте причины противоречий между Великобрита­нией и колониями. Какие события явились поводом для конфликта?

· Укажите особенности взглядов американских просветителей. Какие идеи легли в основу «Декларации независимости»?

· Расскажите о позиции европейских держав по отношению к войне колоний с Великобританией.

· Охарактеризуйте итоги войны за независимость.

· Каким было государственное устройство США по конституции? Как в государственном устройстве США воплотилась идея разделения властей?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 19.Мир Востока в 18 веке. Наступление колониальной системы | Тема 21. Великая Французская революция и ее итоги для Европы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.