Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство как ведущее звено политической системы

Основные функции политической системы. Типы политических систем.

Элементы политической системы.

Тема 4. Политические системы

 

1. Политическая система общества – особый социальный механизм, обеспечивающий целостность его политической жизни. Политическая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с другими подсистемами: социальной, экономической, правовой, культурой и т. д. Это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем на основе использования государственной власти.

Политическая система общества состоит из совокупности учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер. Важное её звено – политические институты общества.

Политическая система включает в себя следующие структурные элементы:

- институциональный – состоит из различных политических институтов и учреждений;

- функциональный – совокупность тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социальными институтами, так и их группами;

- регулятивный – совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы;

- коммуникативный – совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы;

- идеологический – совокупность политических идей, теорий, концепций.

Системообразующим элементом политической системы общества является политическая организация, представляющая собой совокупность конкретных организаций и учреждений. К её - органы государства, законодательную и исполнительную власти;

- армию;

- правоохранительные органы (суд, прокуратура, милиция);

- государственный арбитраж;

- политические партии;

- политические движения;

- общественные организации.

Под политическими отношениями понимают взаимоотношения социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу управления обществом.

Все политические отношения можно разделить на три группы:

- отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Именно они составляют основу политической системы;

- вертикальные отношения – отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти;

- отношения между политическими организациями и учреждениями.

Политические и правовые нормы существуют и действуют в виде конституций, уставов, программ партий, политических процедур. Их задача – регулировать политические отношения, придавать им упорядоченность.

Политическое сознание представляет собой неоднородное образование, обозначающее восприятие субъектом политической действительности. Это и политические знания, чувства, переживания, оценки. Политическое сознание существует в двух формах: специализированной и массовой.

Специализированное сознание – это идеологически однородное сознание, носителем которого являются, прежде всего, политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание отражает опосредованный уровень и содержание потребностей общества. Оно отличается динамичностью, имеет конкретно-исторический характер и зависит от политического курса тактико - стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений и много другого.

Все элементы политической структуры соответствуют определенным звеньям социально-классовой структуры общества. Последняя базируется и функционирует на основе существующих экономических отношений. Развитие политической системы зависит от всей совокупности присущих обществу социально-экономических и духовных отношений. В свою очередь, влияние политической системы на эти отношения весьма существенно. И чем совершеннее политическая система, механизмы её взаимодействия с другими сторонами общественной жизни, тем большее влияние она оказывает.

Взаимодействие политической системы с другими сторонами общественной жизни зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся, прежде всего, объективные законы развития общества, ко вторым – умение политических и государственных деятелей принимать и учитывать значение объективных обстоятельств развития общества,

интересы различных слоёв населения.

2. Несмотря на разброс мнений по поводу выделения функций политической системы, основными считаются:

- интегральная функция, выражающаяся в интеграции (объединении) в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей;

- целеполагающая функция – определяет цели и задачи развития общества;

- организаторская функция – мобилизует людские, материальные, духовные ресурсы для выполнения целей и задач общества;

- регулятивная функция – обеспечивает общественное признание политики и власти, т.е. легитимацию политики;

- контролирующая функция – предполагает способность политической системы снимать постоянную социальную напряжённость, преодолевать конфликты.

В зависимости от характера политического режима выделяют следующие политические системы:

- тоталитарные – характеризуются подавлением государством личности, ущемлением её прав и свобод. Это тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни, централизация власти, наличие лишь одной правящей партии. Наиболее жёсткими формами тоталитаризма являются нацизм, фашизм, сталинизм;- демократические – в такой системе права личности являются приоритетными по отношению к власти. Она обладает широким диапазоном гарантированных правил и свобод граждан. В обществе отсутствует какая- либо одна идеология, сохранены общенациональные, мировоззренческие ценности;- авторитарные – занимают промежуточное положение между первыми двумя. Авторитаризм – это режим личной власти как власти правящей группировки. Политические права и свободы граждан значительно ограничены. 3. Государство является основным институтом политической системы общества. Решающим образом, воздействуя на все другие звенья политической системы, оно направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой власти политики. Государство выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство в обществе и реализуют на практике свою волю уже не только в сфере политических, но также социально- экономических, духовно-нравственных и других общественных отношений. Многие социологи разделяют мнение о том, что государство возникло вследствие раскола общества на классы. Основными признаками государственной организации общества являются:- наличие власти одних людей над другими;- территориальное расселение, не учитывающее кровные связи;- наличие государственного аппарата;- введение различного рода налогов. Сущность и основное назначение государства проявляется в его главных ф у н к ц и я х:- обеспечении господства в обществе тех или иных социально-классовых сил;- защите страны от внешних посягательств;- воздействии в той или иной форме на развитие экономики страны;- развитии духовной культуры и идеологии;- внешних отношениях (дипломатических, торговых и др.). Разумеется, было бы неверно подходить к истолкованию функций государства только с классовых позиций. Многие действия государства совершаются в интересах всех или подавляющего большинства членов общества. Это касается, например, обороны страны, решения на государственном уровне экологических проблем, развитие национальныхтрадиций и культур и т.д. Можно выделить такие исторические типы государства, как рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Основанием такого деления является характер общества, в рамках которого функционирует государство. Каждый тип государства проявляется через соответствующие формы государственного правления, которыеолицетворяют собой специфические способы осуществления государственной власти. Формы государства определяются историческими условиями развития того или иного общества, национальными традициями, а также такими факторами, как соотношение социально-классовых сил в обществе, роль тех или иных партий и даже ведущих государственныхдеятелей. В настоящее время весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти в направлении повышения эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большинства граждан. Для этого требуется повышение их компетентности и профессионализма, преодоление бюрократических методов и стиля руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Тема 5. Политическая культура 1. Понятие политической культуры.2. Политическая социализация.3. Политическое сознание. 1. Термин «политическая культура» впервые употреблён немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII веке. Впоследствии, особенно в конце XIX – начале XX вв., данная категория активно использовалась различными научными школами. Политическая культура включает в себя политическое мышление, представленное совокупностью теоретических положений, мнений, взглядов, ценностных ориентаций и т.п., которые реализуются (или должны реализовываться) в процессе осуществления функций политической власти. Базовой исходной точкой политической культуры является информированность людей, их знание теоретических проблем. Первоначальные знания и информированность обычно приобретаются в стихийной форме. В детстве это отрывочные сведения, полученные в семье или в школе. Во взрослой жизни – это информация от друзей, соседей, некоторые данные об интересующих человека событиях, полученные в процессе функционирован на производстве, в общественном транспорте, по месту отдыха и жительства. Часть политических знаний получается людьми в более или менее систематизированной форме: во время учёбы – через соответствующиеучебные курсы, во взрослой жизни – через средства массовой информации или специальное обучение. Чтобы уяснить содержание понятия политической культуры, необходимо раскрыть её структуру. Любая культура есть органическое единство сознания и поведения. Политическая культура отражает качественную характеристику всей политической жизни, поэтому культуру нельзя сводить к отдельным явлениям этой сферы общественной жизни. В структуре политической культуры выделяется ряд элементов: • познавательный – политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления; • нравственно-оценочный – политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения; • поведенческий – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение; • общекультурные ориентации – отношение к власти, политическим явлениям. В процессе своего функционирования политическая культура выполняет определенные функции. Важнейшими из них являются: познавательная – вооружение граждан необходимыми общественно-политическими знаниями и формирование компетентных политических взглядов и убеждений; коммуникативная – передача политических знаний, ценностей, навыков «по горизонтали» - между субъектами, «по вертикали» - между поколениями субъектов политического процесса; воспитательная – формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности; интегративная – формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя; регулятивная – обеспечение эффективного воздействия граждан на политический процесс; нормативно-ценностная – закрепление в обществе необходимых политический ценностей, установок, мотивов, норм, целей. За многовековую историю человечество выработало различные типы политической культуры: – с точки зрения общественно-исторической (формационной) – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая; – с точки зрения социально-классовой – буржуазии, трудящихся (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция), других социальных групп; – с точки зрения политической ориентации – патриархальная, сословная, подданническая, активистская, демократическая; – с точки зрения историко-региональной – доиндустриальная, континентально-европейская, англо-американская и др. Помимо универсальных типов политической культуры в обществе также складываются политические культуры отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных субъектов, различающиеся в политической жизни специфическими взглядами и предпочтениями. Их принято называть политическими субкультурами. В социально- политической литературе такая субкультура рассматривается как совокупность политических ориентаций многих людей в рамках данной культуры или, по крайней мере, отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе. 2. В процессе своего развития политическая культура выполняет наиболее общую функцию – функцию политической социализации личности. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данногообщества. Это может быть воздействие на индивида определенных социальных групп и общественные ситуации, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные их участники. Большинство учёных сходится в том, что политическаясоциализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых и общеколлективных ценностях. Политическая социализация – это вхождение человека в политику; его подготовка и включение в отношения власти осуществляется по мере и в процессе усвоения им господствующих культурных норм и ориентиров, ценностей и образцов политического поведения. Общезначимыми институтами политической социализации являются семья, система образования, средства массовой информации, государственные, партийные, а также религиозные организации и отдельные политические события. Роль и место данных институтов в политической социализации могут меняться в зависимости от конкретных условий. Различают первичную и вторичную политическую социализацию человека. Первая связана с персонализацией политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образцами контакта с политической системой. Вторичная социализация связана с формами и способами усвоения человеком политической информации, способностями личности к самостоятельному производству различного рода ценностей, установок и норм. Таким образом, понятие «политическая социализация» имеет два аспекта. Во-первых, оно обозначает процесс политического созревания индивида, обретение им своего политического «я», развитие собственного взгляда на политический мир, своих ориентаций и пристрастий, выбора ипредпочтений. Во-вторых, это процесс своеобразной культурной «трансмиссии», т.е. восприятия от предшествующих поколений политический взглядов, идей, представлений и норм, их оценки, отбор и усвоение. Через эти два момента, взятых во взаимодействии, только и можно выявить, как формируется самостоятельная, свободная и ответственная политическая личность. Социологи выделяют различные периоды в политической социализации личности: • первый – охватывает детские и юношеские годы, • второй – «трудовой период», когда человек включается в активную трудовую деятельность, • третий – посттрудовой период, связанный с прекращением активной трудовой деятельности, также находит любителей активной политической деятельности среди людей зрелого и пожилого возраста. Характерно, что сегодня самая активная часть электората – пенсионеры. На процесс политической социализации непосредственно влияют характер политической атмосферы и конкретные исторические условия того общества, в котором она осуществляется.

3. Любые политические действия и взаимодействия людей, из которых складываются всевозможные политические процессы, совершаются под влиянием политического сознания. Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и теории выражает отношения людей к существующему политическому и государственному строю, политической власти, национальным политическим проблемам, а также политическим правам и свободам граждан. Те или иные компоненты политического сознания присутствуют в каждом политическом действии классов, социальных групп и национальных общностей. Политические настроения, взгляды, мотивы, цели выступают в роли побудительных сил деятельности людей, характеризуют её содержание и направленность. Политическое сознание пронизывает деятельность всех политических институтов, других элементов политической системы общества. Социологи выделяют следующие два уровня политического сознания. Обыденное политическое сознание людей – это их житейские представления о происходящих политических явлениях и процессах, не подкреплённые научными знаниями. Они складываются под влиянием повседневного практического опыта людей в ходе их реального столкновения с различными политическими событиями, личного переживания этих событий, в процессе взаимного обмена мнениями между людьми или под влиянием разного рода пропаганды (политическая реклама, телевидение, радио, печать). Обыденное политическое сознаниесодержит немало политических иллюзий и ложных представлений о тех или иных политических явлениях. Теоретическое политическое сознание людей – в отличие от обыденного, выступает как некая система их политических идей и взглядов, нередко обоснованных научно. Конечно, научное объяснение политических процессов может иметь разную глубину и основательность,и всё же теоретическое политическое сознание по самой своей природе идёт дальше умозрительных житейских построений и стремится вскрыть глубинные взаимосвязи политических явлений. Благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясное представление о своём собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможностях утвердить себя в рамках данных отношений. В качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология. Политическая психология предстаёт как единство определённого осознания политической действительности и отношения к ней. Её компонентами выступают не только представления людей о политических явлениях, выражающие некий уровень их понимания, но и политическиепобуждения и мотивы деятельности, сознательная политическая заинтересованность в чём-либо, политические цели, связанные с совершением каких-то политических действий. Политическая психология составляет не только эмоциональную сторону политического сознания, но и заключает в себе также определённый интеллектуальный потенциал, т.е.некую глубину осмысления политической действительности. В конечном счете, политическая психология предстаёт как некий сплав политических эмоций, настроений, мыслей и воли субъектов. Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму интересов классов, наций, политических партий и других политических сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая психология, она выражает некий уровень понимания политической действительности и направленность на её преобразование, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений. Политическая идеология имеет социально-классовый характер, она предстаёт как теоретическое выражение объективных социально - классовых интересов. Это означает, что в политической идеологии интересы различных социально-политических сил выражаются на уровне теории, научных концепций. При этом достигается более глубокое понимание данных интересов, раскрываются их сущность, содержание и направленность. Рекомендуемая литература: 1. Виноградов В.А., Головин Н.А. Политическая социология. – СП (б): Изд-во Петербургского университета, 1997.2. Вятр Е. Социология политических отношений. – Н.:Прогресс, 1979.3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М.: Логос, 1997.4. Общая социология/ Ред. З.Т. Голенкова. – М.: Гардарики, 2005. – Гл.7.5. Политическая социология/ Ред. Г.П. Сопов. – Ростов-Н/Д: Феникс, 2001.6. Социология/Ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Юнити, 2000. – Гл.9.7. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 2001. – Гл.7.8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 2000. – Раздел 4.9. Шварценберг Р.Ж. Политическая социология: В 3 т. – М., 1996.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Институционализация политической жизни | Введение. Нестандартные средства измерений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.