Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод проектирования Мэтчетта

Цель метода Мэтчетта (английский специалист в области методологии проектирования) – научить проектанта понимать и контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации.

Фундаментальный метод проектирования включает последовательное выполнение следующих этапов:

- обучение принципам этого метода;

- использование особых «режимов мышления», сформулированных Мэтчеттом для осознания, контроля и приспособления образа мышления к задачам проектирования;

- исследование характера проектной ситуации с помощью определенной методики проектирование и контрольных перечней.

Основой такого мышления по фундаментальному методу проектирования являются два определения проектирования:

- «хороший проект – это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе обстоятельств»;

- «проектирование – это выявление и решение конфликтов в многомерных ситуациях».

После обучения приступают к использованию следующих режимов мышления, удовлетворяющих задачам проектирования:

1. Мышление стратегическими схемами

- заранее выбрать стратегию, т.е. последовательность действий и мыслей проектанта;

- сравнить достигнутое с намеченным;

- разрабатывать стратегии для разработки стратегий.

2.Мышление в параллельных плоскостях

- это «отстраненное» наблюдение проектанта за своими мыслями и за мыслями и действиями своих сотрудников в ходе выполнения проектных работ.

3. Мышление с нескольких точек зрения

- этот режим аналогичен предыдущему, но направлен на решение задачи проектирования, а не на процесс ее выявления; это означает определение целей через функции объекта проектирования, когда объект «обеспечивает возможность» что-то сделать.

4. Мышление образами

- режим заключается в том, чтобы предельно представить себе или вычертить геометрические схемы, позволяющие проектанту сопоставить контрольные перечни фундаментального метода проектирования с формами его собственного опыта и мышления; основное назначение – дать проектанту запоминающийся образ взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением.

Методика проектирования излагается следующим образом:

- исследуется проектная ситуация;

- определяются потребности, на удовлетворение которых направлено проектирование;

- исследуются альтернативные принципы, на которых могло бы быть построено средство для удовлетворения основной потребности;

- выполняется эскизный проект, способный удовлетворить основную и дополнительную потребности;

- оценивается функциональная эффективность проекта;

- оценивается материалоемкость и трудоемкость выполнения проекта;

- определяется качество деталей и узлов, совершенство внешнего вида и т.д.

Допустимо не придерживаться строго данной последовательности, главное, чтобы проектант мог изменить структуру своего опыта и мышления в соответствии с существенными особенностями проектной ситуации.

Контрольные перечни фундаментального метода проектирования представляют собой развитие обычных в анализе трудовых операций вопросов «что?», «почему?», «когда?» и т.д.:

- какие потребности являются – жизненно важными, очень важными, желательными;

- каковы потребности – функциональной схемы, потребителя, фирмы, внешнего мира;

- каковы потребности на каждом из этапов существования изделия – проектирование и деталировка, изготовление деталей, сборка, испытание и отладка, сбыт, монтаж, техническое обслуживание и уход.

Функционально-стоимостной анализ технических объектов

С конца 1960-х годов в инженерной практике технически развитых стран все чаще стали подходить к снижению стоимости и повышению качества продукции. Такой подход называется функционально-стоимостным анализом (ФСА). Многочисленная статистика разных стран показывает, что ФСА позволяет на одну денежную единицу затрат получить до 20 единиц экономии.

Основная суть ФСА заключается:

- применение системного подхода к выявлению излишних затрат (трудоемкость, расход материалов и энергии и т.д.);

- систематическое использование методов инженерного творчества при поиске новых технических решений с пониженными затратами;

- четкой организации работ со стороны руководства предприятия, направленных на повышение ФСА.

Решение задач, связанных с понижением себестоимости, предполагает возможность применения двух подходов – предметного и функционального.

Традиционным, используемым в течение десятилетий, является предметный подход. Специалист формулирует задачу снижения себестоимости изделия следующим образом: как снизить затраты на данное изделие.

При функциональном подходе, наоборот, полностью абстрагируется от реальной конструкции анализируемой системы и все внимание обращается на ее функции. При этом изменяется и направление поиска путей снижения себестоимости продукции. Определив функции объекта, их количественные характеристики формируется задача: необходимы ли эти функции. Если да, то необходимы ли предусмотренные количественные характеристики. Каким наиболее экономическим путем можно достичь выполнения функций.

Область применения ФСА весьма широка, т.к. этот подход можно использовать в любой сфере человеческой деятельности, в которой требуется снизить какие-либо затраты. ФСА является очень сильным средством интенсификации экономики. С учетом опыта применения ФСА его рекомендуют использовать при решении следующих задач:

- проектирование новых изделий и технологий;

- модернизация освоенных в производстве моделей;

- снижение затрат основного и вспомогательного производства;

-снижение затрат материалов, сырья, топлива и энергии;

- снижение трудоемкости и экономия людских ресурсов.

Опыт по освоению и использованию ФСА был опробован Министерством электротехнической промышленности СССР в 80-х годах 20-го века.

Порядок проведения ФСА

Основополагающий принцип ФСА – определенная последовательность его проведения, задаваемая рабочим планом. Он включает несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых состоит из нескольких отдельных работ. Последовательность имеет обязательный характер – нельзя приступать к последующему этапу, не выполнив предыдущий.

Рабочий план проведения ФСА

1. Подготовительный этап

1.1. Выбор ТО и определение целей ФСА.

1.2. Подбор и утверждение состава исследуемой группы.

1.3. Обучение специалистов группы основам ФСА.

1.4. Составление и утверждение технического задания (ТЗ) на проведение ФСА.

2.Информационно-аналитический этап

2.1. Сбор и изучение информации по проектно-конструкторским решениям ТО.

2.2. Построение конструктивной функциональной структуры ТО.

2.3. Определение списка основных показателей и требований к ТО.

2.4. Анализ и классификация функций элементов ТО.

2.5. Определение и сравнение стоимостей функций.

2.6. Постановка задач поиска более рациональных и оптимальных конструкторско-технологических решений.

3. Поисково-исследовательский этап

3.1. Поиск улучшенных технических решений (ТР).

3.2. Математическое моделирование улучшенных ТР.

3.3. Экспериментальное испытание новых ТР.

3.4. Выбор наилучших вариантов ТР.

3.5. Оформление результатов в виде технического предложения и эскизного проекта, их согласование с заинтересованными подразделениями и утверждение.

4. Разработка и внедрение результатов ФСА

4.1. Составление и оформление проектно-технологической документации и рекомендаций по реализации результатов ФСА с уточнением расчетов эффективности.

4.2. Согласование предложений по предыдущему пункту с заинтересованными службами, подразделениями и их утверждение.

4.3. Организация работы по реализации предложений.

4.4. Материальное и моральное поощрение участников разработки и внедрение рекомендаций по ФСА. Оформление отчета о выполненной работе с предложениями по улучшению проведения ФСА.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обзор нетрадиционных методов проектирования | Выбор принципа работы преобразователя и описание его работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.