Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неформальные группы и управление ими




 

Что же такое группа в социально-психологическом ас­пекте?

Группой считается не любое соединение людей, а совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлеж­ность к данной совокупности. Когда люди проводят вместе достаточно много времени, они начинают психологически осознавать существование друг друга, и их поведение в дан­ной группе зависит от поведения других членов группы. Люди в группе влияют на других и одновременно находят­ся под их влиянием.

Каждый из нас одновременно является членом множе­ства различных групп: семьи, учебной группы, группы род­ственников, друзей, спортивной команды и др.

Назовем два основных типа формальных групп в любой организации:

· группа руководителя;

· рабочая (производственная) группа.

Формальную группу руководителя составляет руководи­тель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля. Например, директор завода и его заместители или замести­тель директора по производству и начальники производ­ственных цехов.

Рабочую (производственную) группу составляют лица, работающие над одним и тем же заданием. Хотя у таких групп есть руководители, они обладают самостоятельнос­тью в планировании и осуществлении своего труда.

Все группы должны эффективно работать как слажен­ный коллектив.

Взаимодействуя в процессе производственной деятель­ности, работая над выполнением заданий, люди общаются друг с другом. Эти социальные взаимоотношения выходят за рамки чисто производственных задач: люди общаются во время перерыва, после работы, на собраниях. В процессе

этого происходит объединение людей в группы, которые являются неформальными, ибо образуются спонтанно, а не по воле руководства. Таким образом, внутри формальной организации существует сеть неформальных групп, составляющих неформальную организацию. В неформальной организации можно наблюдать иерархию, лидеров, нормы поведения своих членов; у них есть свои задачи. По этим характеристикам формальные и неформальные организации сходны.

Возникновение и существование неформальных групп обусловлено существованием определенных потребностей. Какие потребности стремятся удовлетворить люди, стано­вясь членом неформальной группы? Это социальные (вто­ричные) потребности:

· в принадлежности;

· в общении;

· во взаимопомощи;

· в защите.

По своей природе человек склонен к социальным кон­тактам. Как правило, такие контакты работники находят в неформальных организациях. Желание удовлетворить чув­ства принадлежности к другим побуждает людей вступать в неформальное взаимодействие. К тому же люди всегда хо­тят знать, что· происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. Информацию можно получить как по официальным каналам, так и по неофициальным. Если в формальной организации система внутренних контактов слабая, то принадлежность личности к неформальной орга­низации дает ей доступ к нужной информации. Часто люди присоединяются к неформальным группам, просто чтобы быть ближе к симпатичным им людям. Установлено, что симпатия нередко возникает между людьми, выполняющи­ми аналогичную работу.

Вхождению работника в неформальную группу способствует и потребность в помощи. Для выполнения работы требуется знание не только своих профессиональных задач и тонкостей технологического процесса, но и множества процедурных вопросов, которые специфичны в каждой организации. Имеются в виду неписаные правила. Не каждый работник, особенно новый в организации человек, по всем этим вопросам будет обращаться к своему начальнику. Ско­рее он предпочтет получить информацию от своих коллег, проконсультироваться у них по поводу выполнения той или иной производственной операции либо по так называемым «протокольным» вопросам: как начальник относится к шут­кам, есть ли небольшие паузы в работе помимо основного перерыва и т.д. Это приводит людей в уже сформирован­ную социальную группу. Тот работник, который оказывает помощь, также удовлетворяет определенные социальные потребности (самоуважение, престиж).

В производственных условиях нередки случаи, когда требуется и защита, например, от вредных условий производства, снижения заработной платы или увольнения. Эту за­щиту люди часто находят в неформальной группе.

Менеджер должен понимать, что существование неформальной организации в рамках формальной - процесс объективный. Более того, неформальные организации взаимодействуют с формальными, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и руководству. Поэтому нужно признать неформальную организацию и работать с ней, учитывая ее характеристики.

Характерными чертами неформальных организаций являются:

· контроль со стороны неформальной организации за своими членами. Чтобы быть принятым в неформаль­ную группу и сохранять в ней свое положение, лич­ность должна соблюдать нормы поведения, принятые в данной группе;

· распространение слухов. Слухами называют любую информацию, полученную по неофициальным кана­лам;

· сопротивление переменам.

Одна из самых сложных задач, которые приходится решать менеджеру в своей работе, - мотивация перемен. Перемены в организации неизбежны, и процесс изменения постоянен. Происходящие перемены различны по своему значению. К переменам, имеющим первостепенное значение, относятся:

· изменение системы оплаты труда или премирования;

· внедрение нового оборудования;

· принципиальные изменения в технологическом про­цессе;

· введение нормирования труда.

· перемены, имеющие второстепенное значение:

· перевод подчиненного с одной работы на другую;

· изменение времени обеденного перерыва;

· небольшие изменения методов работы;

· изменение цен в столовой и др.

Исследования показывают, что люди сопротивляются не переменам как таковым, а необходимости подстраиваться под изменяющуюся ситуацию, а также из-за боязни:

· потерять работу;

· не справиться с изменением;

· потерять квалификацию;

· потерять заработок;

· потерять статус;

· потерять коллег (например, из-за структурной реорганизации);

· лишиться привычного окружения.

Для того чтобы преодолевать сопротивление переменам со стороны неформальных групп, менеджеру следует пра­вильно вводить перемены. На практике это означает, что перемены нужно планировать, принимая во внимание, кого они затрагивают. Также следует объяснять необходимость перемен, проводить инструктивные совещания по нисходя­щей субординации. Помимо этого, важно проводить кон­сультации с теми, кого касаются перемены. Эти консульта­ции дают людям возможность понять, что учитываются все мнения; дают возможность менеджеру понять, что трево­жит людей, и принять эти проблемы к сведению. В процессе консультации могут обнаружиться ранее упущенные из внимания факторы.

Руководители должны вовремя сообщать о пере менах и о том, как они повлияют на людей, подкреплять при необходимости устную информацию письменными инструкциями.

С проблемой слухов руководство может справиться без особых сложностей, если будет регулярно и оперативно предоставлять необходимую информацию по официальным каналам.

Что касается групповых норм, то они оказывают силь­ное влияние на поведение отдельной личности и на рабо­чую группу. Нормы могут иметь положительный и отри­цательный характер. Положительные нормы поощряют усердие работников, их преданность организации, рост ква­лификации и производительности труда и т.п. Это нор­мы, которые способствуют достижению целей формаль­ной организации. Отрицательные нормы мешают дости­жению целей: низкий уровень производительности труда и качества работы, неконструктивная критика компании, прогулы и т.п.

Нередко бывает так, что положительные нормы неформальной группы даже превосходят официально установлен­ные групповые нормы. Тогда организация извлекает потен­циальные выгоды, проявляющиеся в более высокой производительности труда, высоком духе коллективизма и преданности работников своей организации.

Для того, чтобы овладеть выгодами, которые может принести неформальная организация, руководство должно:

· признать неформальную организацию и осуществлять с ней сотрудничество;

· прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы;

· принятие решений по возможности осуществлять с неформальной группой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.