Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Лекционный материал: работа с учебником




Как известно, 90 процентов информации люди получают посредством зрения.

Один из основных путей получения информации - чтение.

Из рассмотренного выше вы уже поняли, что при изучении учебников наилучшим

является углубленный способ чтения. Поэтому, давайте подробно с вами поговорим о том, как работать с учебником.

Учебник - это книга, написанная специально для вас. Люди которые писали учебники, старались представить себе, как вы будете работать с ними, что вам будет попятно, а что нет, хотели предугадать ваши вопросы и дать на них ответы. Поэтому, взяв в руки учебник, помните, что вы не просто читаете, а беседуете с его автором - ведете с ним диалог. Чтобы этот диалог был интересным и полезным, нужно научиться его вести.

Умение беседовать с учебником - это основа полноценной умственной работы, дающей возможность самостоятельно приобретать знания не только в училище, но и в течение всей дальнейшей жизни.

При первом знакомстве с учебником прочтите сначала титульный лист, обратите внимание на фамилию автора, название книги, издательство, год и место издания, какое издание по счету. Затем прочтите предисловие и изучите оглавление.

Эти сведения имеют большое значение - они дают общее представление о книге; указывают, какая книга изучается, новая или старая. Чтение предисловия позволит вам более полно ознакомиться с содержанием отдельных разделов книги, а изучение оглавления книги даст возможность установить подробное ее содержание и рубрикацию (разбивку на разделы, главы и параграфы), а также степень отражения в книге необходимых вам вопросов.

Бегло просмотрите книгу, найдите нужный вам текст и начинайте с ним работать.

Приступая к работе, поставьте перед собой задачу сначала понять, затем отобрать наиболее существенную информацию и запомнить ее.

Эта последовательность усвоения текста очень важна: если сразу стараться запомнить текст, не проделав предварительной работы по его осмыслению, то и понимание серьезно пострадает, и запоминание будет трудным делом - зубрежкой. Если же в первую очередь постараться лучше понять текст, то многое из него запомнится само собой.

Беседа с текстом начинается с обстоятельного знакомства с заголовком.

Прежде всего, внимательно прочтите заголовок. После этого не переходите сразу к чтению текста, а потратьте время на обдумывание. Поставьте себе вопросы: О чем здесь пойдет речь? Что я уже знаю об этом и, что мне предстоит узнать?

Мысленно включите новую тему в систему имеющихся у вас знаний и, одновременно, постройте гипотезу о содержании нового материала. После этого начинайте читать текст.

Читая, все время спрашивайте себя: всели мне понятно? Многие студенты не обращают внимания на непонятные слова и выражения в тексте, "проскакивают" их, не задерживаясь, поэтому текст остается непонятным как следует, и это непонимание мешает хорошему усвоению не только данного материала, но и последующего. Выделяйте в тексте все непонятные слова и выражения и выясняйте их значение. Для этого обращайтесь к словарям, справочникам, дополнительной литературе или к преподавателям, которые могут дать нужные разъяснения.

"А все ли мысли мне понятны?" - над этим вопросом стоит думаться. Нередко бывает так, что человек чего-то не понимает, не отдает себе в этом отчета. Ему кажется, что понятно все. Из-за этого обманчивого чувства понимания у него не возникает

потребности лучше разобраться в материале.

Информация в учебнике не одинакова по степени важности, и поэтому уже при первом чтении вы с карандашом в руках или просто "в уме" обдумайте материал и отберите наиболее значимое. Например, выделите главную мысль, правило, закон. Постарайтесь понять, что именно в тексте главное и что это главное поясняет. Если в тексте есть конкретные примеры, то не пропускайте их, как ни делают многие студенты, разберитесь с ними: прочитанные общие положения разберите на конкретных примерах; чтобы убедиться, что вам все понятно, придумайте свои примеры. В процессе чтения ведите диалог с автором: формулируйте вопросы, ставьте предположения и, читая, проверяйте, совпадают ли Ваши предположения с материалами учебника.

Двигателем всей работы по осмыслению текста является постановка вопросов по ходу чтения: возникающие вопросы направляют поиски ответов, и даже стимулируют мысленное совершенствование текста. Вопросы могут быть примерно такими: О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, иго я уже знаю?. С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применить?

Обдумав прочитанное, составьте устный или письменный план, отражающий в сжатом виде смысловую структуру текста. Для этого мысленно сопоставьте все абзацы текста между собой, чтобы понять, почему автор располагает мысли именно в таком поряди Хороший план четко выражает основное содержание текста. Особенно удачен такой план, который обосновывает и доказывав главную мысль автора.

План - это как бы путь через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план четко выражает основное содержание текста и делает его удобным для хранения в памяти. Нередко у неумелых читателей остается за бортом сознания целые куски информации. Работа по составлению плана в значительной мере предохраняет от таких провалов.

Иногда не просто сразу кратко выразить важные мысля, таких случаях, если план составляется для себя, можно допустит некоторую свободу формулировок.

Составление плана - это работа, помогающая понять текст, в то же время результат понимания: ведь, не поняв текста, вы не сможете составить план.

Большую помощь при осмыслении и запоминании текста оказывает его конспектирование. "Кто записывает, тот дважды читает", - гласит пословица, дошедшая до нас из Древнего Рима. Если книга принадлежит вам, то делайте в ней карандашом пометки и подчеркивания для выделения важных мест. Эта помощь особенно важна в тех случаях, когда к прочитанному материалу приходится обращаться неоднократно.

Большим подспорьем могут также быть закладки, которые можно положить в книгу в нужных местах.

Важным средством понимания, наряду с планом, является самостоятельное составление схем, чертежей или таблиц, отражающих содержание текста. Все эти способы работы очень помогают добиться ясного понимания учебного материала. Но всего этого недостаточно. В плодотворном чтении участвуют не только разум, но воображение.

Понимание материала во многом зависит от того, представляет ли человек прочитанное в виде образов, картин, иначе говоря, выстраивает ли он "зрительный ряд". Есть тексты, которые нельзя понять, если не представишь себе содержание читаемого в образах. Образные представления иногда возникают как бы сами собой: они сопутствуют чтению. А иногда необходимо целенаправленным волевым усилием включить этот механизм в тех местах текста, которые иначе трудно понять. Надо уметь "нажатием кнопки" включать воображение. Если этого не умеешь делать, то надо постоянно тренироваться, чтобы выработать в себе это умение. Оно очень помогает запомнить материал: в дальнейшем, воспроизводя текст, вы будете тратиться на хранящиеся в памяти образные представления.

Работая, таким образом, вы частично, а иногда и полностью запоминаете материал, хотя и не ставили перед собой задачу сделать это сразу. Вначале у вас была задача понять материал и отобрать нужное для запоминания. Теперь переходите ко второй задаче - запомнить отобранное. При этом используйте специальные приемы для запоминания: краткий пересказ (он может быть мысленным), пересказ по плану, ответы на вопросы, заданные учебником или преподавателем.

()твечая на вопросы, вы не только запоминаете материал, но и контролируете себя. Самоконтроль - необходимое условие и понимания, и запоминания.

Результатом такой работы является осмысление и прочное усвоение материала.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. С чего следует начать работу с учебником?

2. Назовите основные этапы работы с учебником.

3. Для чего нужно составление плана прочитанного?

4. Перечислите приёмы запоминания прочитанного.

VII. Лекционный материал по теме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.