Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы организации безналичных расчетов

Организация безналичных расчетов.

Учет операций по расчетному счету.

 

В соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации»:

а) юридические лица независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности обязаны свободные денежные средства хранить в банках;

б) расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке через банки.

Расчеты – это денежные взаимоотношения, возникающие между предприятиями, которые осуществляются, как правило, безналичным путем.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, осуществляемые путем записей по счетам в банках: деньги списываются со счета Плательщика (покупателя) и зачисляются на счет Получателя (продавца).

Система безналичных расчетов базируется на совокупности принципов организации, форм и способов расчетов и соответствующего документооборота, является обязательной для всех коммерческих банков и регламентируется Положение ЦБР от 3 ноября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 марта 2003 г.).

 

Первый принцип вытекает из обязательности хранения денежных средств предприятий, организаций и учреждений на счетах в банке и состоит в осуществлении безналичных расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода денежных средств. Для этих целей предприятия, организации и учреждения должны открыть соответствующие счета в выбранных ими коммерческих банках.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке, установленной ими очередности платежей и в пределах остатков средств на счете. При отсутствии достаточной величины денежных средств и возможности получения кредита расчетные документы помещаются в специальную картотеку и списываются по мере поступления денежных средств на счет в порядке календарной очередности платежей.

Третий принцип заключается в свободе выбора предприятиями, организациями и учреждениями форм безналичных расчетов. Форма безналичных расчетов выбирается и согласовывается Плательщиком и Получателем денежных средств без вмешательства банка и указывается в соответствующем пункте хозяйственных или иных договоров.

Четвертый принцип - принцип срочности платежа означает осуществление расчетов в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок в соответствующем договоре или нормативном акте. Срочный платеж может совершаться:

- до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж);

- немедленно после завершения торговой операции;

- через определенный срок после завершения торговой операции - на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться досрочные, отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

Отсроченный платеж - характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с Получателем средств.

Просроченный платеж - возникает при отсутствии средств у Плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Пятый принцип - принцип обеспеченности платежа предполагает для соблюдения принципа срочности платежа наличие у Плательщика или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед Получателем денежных средств.

Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность предполагает наличия достаточной для платежа суммы денежных или ликвидных средств у плательщика или его гаранта. Перспективная обеспеченность платежа предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей.

2.1.2.3. Виды и формы расчетов.

Существующие виды безналичных расчетов можно классифицировать по следующим признакам.

1) По содержанию безналичные расчеты различаются:

- по товарным операциям - платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги;

- по нетоварным операциям - расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и др.

2) По признаку территориального расположения предприятий и обслу-живающих их банков безналичные расчеты различают:

- расчеты одногородние - расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или разными учреждениями банков, находящимися в одном населенном пункте;

- расчеты иногородние - расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных населенных пунктах.

3) По варианту осуществления безналичные расчеты различают:

- централизованные - через систему расчетно-кассовых центров ЦБ;

- децентрализованные - прямые между банками.

Под формой расчетов понимается способ платежа и соответствующий ему документооборот. Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. По форме осуществления безналичные расчеты различают:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Форма расчетов между Плательщиком и Получателем денежных средств определяется в процессе заключения хозяйственных договоров ими самостоятельно и отражается в соответствующем договоре.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и обязательно должны содержать следующие данные:

- наименование расчетного документа;

- номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;

- наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;

- назначение платежа (в чеке не указывается);

- сумма платежа (цифрами и прописью).

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются с помощью технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка. В соответствии со сложившейся практикой в большинстве банков операционный день устанавливается до 13 ч. Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в тот же день.

 

2.1.2.4. Расчеты платежными поручениями.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия - получателя средств в том же или в другом учреждении банка.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

за полученные товары и оказанные услуги (т.е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транс-портного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

по арендной плате за помещения;

платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

платежей в бюджет;

погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;

перечисления средств органам государственного и социального страхования;

взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.

приобретение акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;

4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качест-ве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается).

Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы при иногородних расчетах при централизованном варианте проведения расчетов приведена на рис. 1:

 

  15 ПОСТАВЩИК     ПОКУПАТЕЛЬ 2  
  (получатель платежа)     (плательщик) 6  
                     
                     
  13 БАНК     БАНК 4  
  ПОСТАВЩИКА     ПОКУПАТЕЛЯ  
                       
                       
  РКЦ 10     8 РКЦ  
  (филиал Б)     (филиал А)  
           

 

Рис.1.Схема документооборота при расчетах платежными

поручениями

 

1 - отгрузка продукции, оказание услуг с передачей счетов-фактур;

2 - получение документов от поставщика на отгрузку продукции, акцепт платежа, отражение на счетах бухгалтерского учета задолженности перед поставщиком, выписка и оформление платежного поручения для оплаты продукции;

3 - представление в банк платежного поручения на перечисление денежных средств поставщику;

4 - передача документов на ВЦ для отражения операций по счетам (снятие денежных средств со счета поставщика и зачисление их на коррес-пондентский счет банка на основании 1- го экземпляра платежного поручения), оформление и подготовка документов для передачи в РКЦ (филиал “А”);

5 - передача плательщику 4-го экземпляра платежного поручения с отметкой банка о выполнении платежа и выписки с расчетного счета плательщика;

6 - отражение на счетах бухгалтерского учета платежа за продукцию на основании документов, полученных из банка плательщика;

7 - передача документов в РКЦ (филиал “А”);

8 - списание денежных средств с корреспондентского счета банка плательщика и оформление кредитового авизо;

9 - отсылка кредитового авизо по МФО в РКЦ (филиал “Б”);

10 - зачисление средств на корреспондентский счет банка поставщика и оформление дебетового авизо;

11 - отсылка дебетового авизо по МФО в РКЦ (филиал “А”), как подтверждение выполненного зачисления средств;

12 - передача документов в банк получателя денежных средств;

13 - передача документов на ВЦ банка для списания денежных средств с корреспондентского счета банка получателя на расчетный счет получателя денежных средств на основании 2-го экземпляра платежного поручения;

14 - передача получателю денежных средств 4-го экземпляра платеж-ного поручения и выписки с расчетного счета;

15 - отражение на счетах бухгалтерского учета операции получения денежных средств за отгруженную продукцию.

Расчеты платежными поручениями по сравнению с другими формами расчетов имеют ряд преимуществ, а именно: относительно простой и быстрый документооборот; ускорение движения денежных средств; возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров и услуг; возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.

 

2.1.2.5. Типовые операции по расчетному счету:

По дебету

1. Оплачена дебиторская задолженность покупателями (получен аванс от покупателей): Д 51 – К 62

2. Получен краткосрочный кредит от банка: Д 51 – К 66

3. Получен долгосрочный кредит от банка: Д 51 – К 67

4. Получены дивиденды по акциям другого предприятия: Д 51 – К 76

5. Внесен клад в уставный капитал учредителем: Д 51 – К 75-1

и др.

По кредиту

1. Оплачена задолженность поставщикам и подрядчикам (перечислен аванс поставщикам и подрядчикам): Д 60 – К 51

2. Уплачен краткосрочный кредит банку: Д 66 – К 51

3. Уплачен долгосрочный кредит банку: Д 67 – К 51

4. Перечислены дивиденды учредителям: Д 75-2 – К 51

5. Перечислена заработная плата работникам предприятия: Д 70 – К 51.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие положения по учету денежных средств | Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.