Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие информатизации общества, информационного ресурса




Лекция 1.Введение. Современное состояние информационных ресурсов и информатизации общества

Информационная безопасность в ЭИС.

Интеллектуальные технологии в экономике

11.1.Понятие интеллектуальной системы.

11.2.Базы знаний, модели знаний.

11.3.Экспертные системы: структура и классификация.

 

12.1. Угрозы информационной безопасности.

12.2. Методы и средства защиты информации в ЭИС.

 

 

Вопросы:

1. Понятие информатизации общества, информационного ресурса

2. Правовое регулирование информационных процессов

3. Состояние рынка информационных услуг

4. Предмет, задачи, содержание курса.

 

Роль информации в современных условиях существенно меняется. Она приобретает определяющий характер и превращается в информационный продукт. Это создает объективные условия для трансформации индустриального общества в информационное. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы- знаний.

Тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу является сейчас наиболее заметной. Отметим, что наибольшее число трудоспособного населения США (по разным оценкам от 70 до 80%) сейчас занято в сфере информационных услуг, и это происходит в самой развитой промышленной стране мира, где уровень потребления материальных благ самый высокий. Экономистам хорошо известны доказательства зависимости экономического роста от уровня и темпов технического прогресса. Это нашло отражение в 40-60-х гг. ХХ века в экономической теории (работы лауреатов Нобелевской премии Я. Тинберга, Р. Солоу, Дж. Хикса, Д. Рея и других ученых). Анализ этого процесса позволяет утверждать, что информация и информационные технологии стали производительной силой общества.

Так, например, в США (рис.1.1-1) доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере, в 1946 году составляла 30%, в 1980 г. ¾ 45%, а в 2000 г. (по разным источникам) увеличение этой доли произошло до 70-80%.

Рис. 1.1-1. Доля трудоспособного населения США,
занятого в информационной сфере

 

Так, например, в себестоимости совре­менного автомобиля около 70% составляет стоимость информации. Но более убедительным примером является включение в состав 30 акций, на основании которых рас­считывается биржевой индекс Доу Джонса, компаний Microsoft, Intel, ATT и SBC Communications вместо акций известных химических компаний.

Ф. Махлупа и Т. Умесао одновременно в США и Японии в начале 1960-х годов ввели в научный оборот термин "информационное общество". Теория "информационного общества" была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Кац и другими. Человечество находится в информационно-коммуникационной стадии развития с новыми способами и средствами сбора, обработки и обмена информацией. В мировом сообществе, где производство и оборот информации стали центральным звеном большинства процессов, главными ресурсами становятся информация, интеллектуальная собственность, человеческий фактор, управленческие структуры социальных систем. Все они тесно связаны с информационными технологиями.

 

В информационной экономике хозяйственная деятельность заключается главным образом в производстве и применении информационных технологий и накопленной информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым обеспечить новое качество экономического роста, а также в создании большего информационного богатства (информационных продуктов и услуг). Ограничивающие факторы здесь - скорость обработки огромных объемов информации и возможность ее превращения в научное знание. Технологизация общества и автоматизация управленческих, производственных и информационных процессов призваны не только обеспечивать потребности этого общества в товарах и услугах, включая информационные, но и более эффективно использовать энергию, природные и материальные ресурсы (сырье, финансы, оборудование, информация знания), а главное - экономить социальное время, необходимое для реализации этих потребностей.

Опыт развитых стран показывает, что именно развитый рынок высоких технологий, использующих самые современные достижения науки и техники, их распространение внутри страны и продвижение на внешние рынки дают этим странам заметное экономическое преимущество и социальную стабильность.

Общество развивается и начинает приобретать черты информационного общества, если:

ü любой член общества, группа лиц, предприятие или организация в любой точке и в любое время могут получить на основе систем связи и анонимного или авторизованного доступа бесплатно или за соответствующую плату любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

ü в обществе производится, функционирует и доступна для использования любым его членом, группой или организацией современная информационная технология;

ü имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание личных, корпоративных, региональных и национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания жизнедеятельности в рамках постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

ü происходит процесс ускоренной автоматизации, роботизации и информатизации решающих сфер и отраслей производства и управления;

ü происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг и развитие общества в целом;

ü информационная структура общества является предпосылкой расширения прав личности, свободы, демократии и самоуправления и обеспечивает плавный переход от постиндустриального периода развития к глобальной информатизации общества.

Можно выделить достаточно много и позитивных, и негативных факторов психологического влияния информационного общества на личность. Вот некоторые из них.

Позитивные:

ü развитие компьютерных технологий обеспечивает личности свободу выбора;

ü появляется возможность создавать и использовать необходимые для жизнедеятельности электронные коммуникации;

ü каждый индивидуум одновременно является и получателем, и отправителем информации, в любое время и в любом месте;

ü возможен доступ в единую сеть различных баз данных;

ü обеспечивается постоянное интерактивное взаимодействие (диалог), то есть непрерывная обратная связь между участниками информационного обмена;

ü человек перестает быть "мелким винтиком" социального механизма или группы - у него резко повышается степень ответственности и формируется новая, более высокая и устойчивая самооценка;

ü каждый человек создает свою глубоко индивидуальную "картину мира", которая может интегрироваться с аналогичными картинами других людей - это помогает людям обрести истину в некотором приближении;

ü возрастает степень комфорта использования информации и технологий в практических областях деятельности.

 

 

Негативные:

ü беззащитность личности перед вторжением государства и коммерческих структур в частную жизнь;

ü расширение возможностей получения (добывания) данных о любом индивидууме;

ü оборотной стороной свободы является угроза для личной автономии;

ü поставщики информации могут манипулировать данными в своих интересах;

ü привыкание к "жизни" в виртуальном пространстве и угроза моральному иммунитету личности вследствие "фанатичной" преданности компьютерам и вере в их непогрешимость.

 

Кроме того:

ü меняется модель профессиональной карьеры - появляется возможность работать не выходя из дома (технологии телеработы);

ü возникает такой феномен, как виртуальный работодатель и виртуальный работник;

ü появляется новая система найма (электронная биржа труда) и социального страхования работников, уменьшается значение профсоюзов;

ü создается эфемерное единство виртуального мира с любым количеством людей одновременно, которое, однако, является неустойчивым и может разрушиться в одно мгновение, нанеся его создателю психологическую травму;

 

Текущий этап развития информационных технологий (его часто называют началом новой информационной революции) характеризуется развитием как глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных любой организации и каждому члену общества, так и систем искусственного интеллекта, и должен, вероятно, завершиться построением глобального информационного общества.

Эта революция уже началась. Но она происходит не там, где ее ищут ученые, политики, руководители корпораций и информационная индустрия вообще. Это не революция в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении или скорости передачи и накопления данных. Это революция КОНЦЕПЦИЙ!

Во многих странах проводится активная и целенаправленная техническая политика развития ключевых технологий информационного общества, создание на их основе широкого спектра программных продуктов, систем, услуг в различных сферах жизни человека, промышленности и общества. Эта по­литика, определяющая экономическое и социальное положение, перспективы страны или региона, их позиции в мировой и национальной экономике получила название — информатизация.

Информатизация- это научно-технический и социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей путем формирования и использования информационных ресурсов на основе современных информационных технологий.

Основной целью предприятий на современном этапе развития экономики России является создание, защита и поддержание своей информационной инфраструктуры на современном уровне. В соответствии с этой целью можно сформулировать и его задачи:

q организация эффективного функционирования предприятия за счет интеграции отдельных функций подразделений с помощью информационных технологий, повышение скорости обработки и предоставления информации, необходимой для принятия решения на всех уровнях управления;

q повышение качества получаемой информации (избавление от шумов) из микросреды ¾ о положении на рынках, состоянии конкурентов, возможностях сбыта, и макросреды ¾ о международном положении, изменении законодательства и т. д.;

q защита информации и информационной системы от несанкционированного доступа;

q повышение эффективности сбыта и маркетинга за счет участия в электронных рынках;

q обеспечение интеграции с другими предприятиями через ведение электронной коммерции.

Вместе с тем аналитики отмечают тот факт, что бурное развитие информационного обмена приводит к обратному процессу, порождающему глобальный информационный кризис, характеризуемый как «противоречивое единство информационного взрыва и информационного голода»28. О явлении информационного кризиса в экономике России свидетельствуют оценки состояния формирования и организации исследования информационных ресурсов, которые состоят в следующем:

ü недоступность в России важной для развития экономики, особенно инновационной деятельности, информации из развитых стран;

ü огромные пробелы в сборе и организации использования информации о состоянии отраслей промышленности, используемой техники, технологий, современных методов и др.;

ü недоступность информации для предприятий, особенно малых;

ü полная коммерциализация использования информации, созданной за государственный счет;

ü достаточно большие затраты средств (бюджетных в основном) за счет многократного дублирования информации и др.

Данное проявление информационного кризиса невозможно устранить только за счет новых ИТ, так как перечисленные проблемы во многом являются организационными.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», определяет национальные информационные ресурсы как совокупность всех информационных продуктов, произведенных обществом. К ним относятся отдельны документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В этих документах и массивах информации представлены знания которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это весь объем знаний, отчужденных от их создателей отраженный на материальных носителях и предназначенный для коллективного использования.

Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания.

В настоящее время существует такой тезис: «Информация - это единственный неубывающий ресурс общества».

Как всякие ресурсы, информационные ресурсы необходимо планировать, организовывать, координировать, мотивировать их использование, учитывать, контролировать, анализировать, регулировать ход информационного процесса на всех уровнях управления (страны, отрасли, организации, подразделения организации).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.