Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды запасов и их функции




Причины создания и классификация запасов

Тема 7. Логистика запасов

 

Запасы это инвестициив активы производителей и торговых организаций. Именно уровни запасов МР и ГП определяют стратегии закупок, складирования и транспортировки. Затраты на их содержание являются одной из самых больших статей общих логистических издержек. Например, в автомобильной фирме США стоимость запаса деталей составляет 500 долларов в расчете на 1 выпускаемый автомобиль, а в Японии - 77 долларов за счет более прогрессивной системы управления запасами "Канбан". Запасы позволяют эффективно функционировать всей логистической системе. Величина запасов должна выбираться оптимальной, ибо большие запасы стоят больших денег, а малые запасы могут задерживать и мешать равномерности работы транспорта, склада или производства.

Материальный поток на пути движения от поставщика сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса в любом звене логистической системы. Выделяют два основных вида запасов на складах и производственных участках предприятия:

1. Производственные запасы - сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, топливо;

2. Товарные запасы - полуфабрикаты собственного производства, готовая продукция, тара и возвратные отходы.

Основными причинами создания запасов являются:

- возможность колебания платежеспособного и сезонного спроса;

- экономия на закупках за счет получения скидок за опт;

- вероятность роста цен на сырье, материалы, готовую продукцию;

- снижение затрат на транспортировку крупных партий за счет сокращения количества заказов;

- вероятность нарушения установленного графика поставок;

- возможность немедленного реагирования на рост спроса на товар;

- сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия МР;

- обеспечение функционирования микрологистических систем МRP и DRP;

- снижение предельных затрат при производстве больших партий товаров;

- стремление менеджеров к повышению скорости оборота запасов, снижению затрат на их хранение, которое способствует повышению экономической безопасности и финансовой устойчивости организации.

Наличие запасов всегда сопряжено с затратами, например, ежегодные расходы на содержание запасов составляют 25- 50% общих расходов предприятия. Этот факт характеризует негативную сторону запасов. К затратам на обслуживание запасов относятся:

- замороженные финансовые ресурсы, которые можно было бы направить на инвестиции, инновации;

- оплата труда специального персонала;

- расходы на хранение и содержание складов;

- потери части запасов из-за постоянного риска порчи, хищения и морального старения запасов;

- расходы на упаковку, страховку, налоги, непредвиденные расходы.

Отсутствие запасов, также, сопряжено с затратами. Это убытки от простоя производства, закупок мелкими партиями по более высоким ценам, отсутствия готовой продукции, на которую предъявляется повышенный спрос. Японцы - создатели JIT-технологии и КANBAN, не отказываются и от запасов, которые они образно сравнивают с поднявшимся уровнем воды в водоеме: плавание становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман.

Запасы классифицируют по следующим признакам:

1. По отношению к логистическим функциям различают:

а) складские, или буферные запасы МР, НП и ГП, находящиеся на складах предприятия и логистических посредников;

б) транспортные, или транзитные запасы, находящиеся в процессе транспортировки и грузопереработки;

2. По времени различают следующие количественные уровни запасов (от большего к меньшему):

а) максимальный желательный запас - целесообразный уровень запаса в данной логистической системе;

б) пороговый уровень запаса - используется для определения момента выдачи очередного заказа;

в) текущий запас - это фактический уровень запаса в конкретный момент времени;

г) гарантийный запас - минимальный уровень запаса, необходимый для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Классификация запасов по «функциональному признаку» представлена в табл. 12. Таблица 12

Наименование Назначение
Текущие (регулярные) запасы Обеспечение непрерывного процесса производства и сбыта между двумя смежными поставками
Резервные (страховые) запасы Снижение логистических и финансовых рисков, связанных с колебаниями спроса, нарушениями сроков и объемов поставок
Технологические запасы Связаны с необходимостью выполнения операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, за- и растариванию
Сезонные запасы Необходимы при ярко выраженном сезонном колебании спроса на определенную продукцию
Спекулятивные запасы Создаются в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения квот, экспортных и импортных пошлин
Неликвидные запасы Образуются, когда морально устаревшая ГП не находит сбыта
Переходящие запасы Остатки МР и ГП на конец отчетного периода

 

Каждый из видов запаса может быть измерен:

а) в натуральном выражении для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции; б) в стоимостном выражении для расчет затрат по содержанию запасов и сравнения с показателями общих логистических издержек;

в) в днях обеспеченности – отношение объема запасов в натуральном выражение к их среднесуточному расходу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.