Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории руководства. Характеристики и навыки руководителя

ТЕМА 11. МЕНЕДЖЕР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

11.1. Теории руководства. Характеристики и навыки руководителя.

11.2. Социально-психологические типы руководства.

11.3. Функциональные обязанности руководителей.

Руководство – способность организовать и убедить людей сделать то, что они не сделали бы добровольно. Существует три теории подбора специалистов в качестве руководителей производств:

· теория личностных особенностей, согласно которой отдельные лица в силу своих личных способностей обладают качествами, необходимыми для руководителя;

· теория ситуаций (поведенческая) – основана на предположении, что человек, который ощущает себя лучше для руководства в данной ситуации и выделится из группы как руководитель. Согласно этой теории, кандидаты на руководство могут быть поставлены в различные нестандартные ситуации и тот кто при этом станет лидером, может быть официально назначен на руководящий пост;

· смешанная теория – включает в себя элементы первой и второй теорий.

Можно сформулировать основные требования к менеджеру:

· наличие общих знаний в области управления предприятием, способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

· компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

· владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

· наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;

· умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

· информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции;

· умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

· умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи;

· способность и желание принять ответственность, уверенность в себе, решительность, высокие умственные и организаторские способности, самодисциплина, тактичность и т.п.

По определению Генри Минцберга выделяются десять ролей менеджера в организации, которые он должен выполнять независимо от ее размеров, сферы деятельности и занимаемой должности:

· межличностные роли:

§ главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства);

§ связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги (переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами);

§ лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности (Фактически все управленческие действия с участием подчиненных);

· информационные роли:

§ приемник информации – разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию (обработка всей почты), осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки));

§ передатчик информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации (рассылка почты по организациям с целью получения информации), вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзор, беседы));

§ представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам);

· роли, связанные с принятием решений:

§ распределитель ресурсов – распределяет ограниченные ресурсы организации по подразделениям и направлениям деятельности для получения наибольшего совокупного эффекта (разработка планов и бюджетов);

§ предприниматель – изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности);

§ ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах;

§ устраняющий нарушения – отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений (обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы).

По оценке Американской ассоциации методов управления, менеджеры должны обладать такими качествами:

· высочайшим профессионализмом;

· сочетанием в себе администратора и лидера;

· умением учитывать интересы всех сторон, участвующих в бизнесе;

· широким интеллектуальным кругозором;

· высокой нравственностью;

· инициативностью;

· настойчивостью;

· коммуникабельностью;

· умением быть строгим, изучать, анализировать свое окружение и дело;

· способностью аккумулировать информацию – выбирать из нее самое важное для данного момента и перспективы;

· умениями;

· использовать возможности наличной информации сети;

· добывать информацию;

· анализировать плохие новости с большим вниманием, чем хорошие;

· превращать факты в информацию, а ее – в знание;

· определять важность, ценность информации, ее многоаспектность;

· чувствовать перспективу, знать, что нужно сегодня, а что – завтра;

· обладать интуицией;

· уметь убеждать подчиненных в нужности дела;

· быть способным убеждать подчиненных в реалистичности своего видения перспективы развития фирмы;

· ценить таланты сотрудников и избавляться от балласта корректным путем;

· уметь слушать других и слышать даже то, что не сказано вслух;

· побуждать людей быть самим собой;

· руководствоваться правилом: если два человека думают одинаково, то один из них лишний;

· стремиться к широкому спектру мнений;

· быть честным, поскольку без этого нет доверия;

· гибким, уступчивым в мыслях и действиях, не преступая границ, за которыми наступают нарушения этики, норм морали;

· доброжелательным;

· добропорядочным;

· объективным и беспристрастным;

· обладать высокоразвитым чувством справедливости;

· искренне способствовать общему успеху фирмы;

· взять на вооружение такие качества как: аккуратность, точность, деловитость, скромность, простота, чуткость, твердость, решительность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пути преодоления конфликтов | Социально-психологические типы руководства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.