Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценивание целей

 

Для осуществления эффективного управления недостаточно лишь сформулировать цели, поставленные организацией при управлении объектом. Для того, чтобы система управления была конструктивной, необходимы критерии, позволяющие оценить степень достижения цели. Оценить последнее можно с помощью соответствующего критерия, являющегося частью сформированной оценочной системы.

Оценочная система включает следующие составляющие:

· перечень критериев, характеризующих объект управления;

· оценку сравнительной важности критериев;

· шкалы для оценки проектов по критериям;

· принципы выбора.

Критерий предназначен для оценки альтернатив с учетом их существенных свойств и особенностей. Критерий должен быть средством отражения предпочтения ЛПР по отношению к возможным альтернативам. Любой критерий, с одной стороны, должен адекватно отражать степень достижения цели, а с другой – быть измеримым.

Набор критериев, предназначенный для оценки целей принятия решений, должен обладать рядом свойств, оправдывающих его использование:

1. Полнота. Критерии, входящие в набор, должны обеспечивать адекватную оценку объекта экспертизы, либо оценку степени достижения цели, стоящей перед ЛПР, если набор критериев предназначен для этого.

2. Действенность (операционность). Поскольку критерии предназначены для оценок объектов при принятии решений, они должны однозначно пониматься как экспертами, так и ЛПР и способствовать выработке и принятию эффективных решений.

3. Разложимость. Принцип разложимости отражает тот факт, что эксперту либо ЛПР удобнее работать с небольшим числом критериев.

4. Неизбыточность. Критерии должны быть неизбыточны, чтобы избежать дублирования при оценке анализируемой ситуации.

5. Минимальная размерность. В набор критериев для оценки анализируемой ситуации целесообразно включать лишь те, без которых оценка невозможна.

Во многих случаях альтернативы характеризуются не одним критерием, а несколькими. Тогда выбор может производиться по нескольким частным критериям или одному синтетическому. Чаще всего применяются способы формирования синтетического критерия K на основе нескольких показателей:

1. K= W1/ W2

W1 – показатель, увеличение которого желательно.

W2 – показатель, численное значение которого желательно снизить.

Главный недостаток этого критерия: в том, что одно и тоже значение К получается при различных комбинациях W1 и W2, то есть критерий не отражает соответствия частных решений общей цели.

2. K= W1- W2.

Подобный критерий обладает теми же недостатками, что и критерий в виде дроби.

3. ∆ K= Wз- Wф.

Wз – заданное значение определенного показателя;

Wф – фактически достигнутое значение того же показателя

4. Rф =

5. Составной или обобщенный критерий:

K= W1*К1+ W2*К2+…+ Wn*Кn

W1, W2,…, Wn – показатели, характеризующие степень достижения различных целей.

К1,К2,…, Кn – коэффициенты относительной важности.

Для представления системы критериев, предназначенных для оценки целей, целесообразно использовать дерево критериев, отражающее структуру их иерархической подчиненности. В этих случаях все множество векторов оценок представляют в виде трех разных по роли групп:

· критерии – требования (Uij) – это такие критерии, при несоответствии которым вариант решения автоматически отклоняется (0) или принимается (1);

· оценочные критерии (Vij) – весовые коэффициенты; именно по ним сопоставляются варианты решений;

· критерии – учитываемые условия (Zij), которые могут быть проранжированы по предпочтительности, и тогда альтернатива оценивается по степени соответствия этим критериям.

Для определения весового коэффициента Wi критерия Vi строится иерархия простых критериев, включаемых в синтетический критерий. Результат Vj – это произведение частной оценки простого критерия и оценки синтетического критерия. При этом сумма частных оценок простых критериев относительно критерия обычно равна 1. Соответствие альтернатив тому или иному синтетическому критерию осуществляется по шкале (0;1) или по шкале (0;100). Сумма этих результатов позволяет выбрать предпочтительную альтернативу.

При оценке учитываемых показателей Zij для каждой альтернатив Ui определяют ранг Rij каждого учитываемого показателя, но как величину, противоположную порядку этого ранга. Соответствия или несоответствия альтернативы Ui показателю Zij записываются как 0 или 1. Оценка альтернативы Ui всем учитываемым показателям Zij осуществляется по формуле:

Ri = (сумма Rij + Zij)/ (сумма Rij).

При подготовке решений, касающихся достижения альтернативных целей, возникает необходимость формировать единый показатель на основе нескольких частных, способный отразить сравнительную значимость каждой альтернативной цели. Для проведения этой процедуры используется единая мера или шкала, в которой соизмеряются различные сочетания показателей.

Дискретные шкалы подразделяются на порядковые (ранговые) и метрические. Порядковая шкала - это последовательность различных характеристик альтернатив, расположенных по убыванию, предпочтительности, исходя из соответствия определенным целям. Метрическая шкала допускает оценку расстояния между двумя соседними рангами, и устанавливает, насколько одна альтернатива, лучше другой.

Шкалы делятся на количественные и качественные.

В состав количественных включают абсолютную, отношений, интервалов и шкалу разностей. Рассмотрим их особенности.

В состав качественных шкал включает номинальную, порядковую и вербально – числовую шкалу. Качественные измерения менее строги и носят субъективный характер.

Довольно часто возникает необходимость измерения показателей, оценки которых носят заведомо субъективный характер. В этих случаях используют особый тип порядковых шкал — вербально-числовые шкалы. Их главная особенность в том, что они позволяют измерить степень интенсивности какого-либо свойства, имеющего субъективный характер. В состав вербально-числовой шкалы входят содержательное (словесное) описание выделенных градаций и соответствующие последним числовые значения. Наиболее известна шкала Харрингтона.

Численные значения градации шкалы Харрингтона получены по результатам анализа большого массива статистических данных. Благодаря этому шкала Харрингтона универсальна и может в соответствующих модификациях использоваться для оценки многих качественных показателей. Однако при оценке объектов по критериям, допускающим лишь субъективную оценку специалистов, целесообразны специальные шкалы, отражающие специфику управленческого решения (см. таблицы 3.1. – 3.3.).

 

Таблица 3.1.

Оценка вероятности совершения событий

Шкала отношений Шкала наименований
1,0 Определенный
0,92 Малый риск ошибиться
0,84 Решение основанное на этом аргументе, не может быть ошибочным, большинство выводов из этого будут верными.

Продолжение таблицы 3. 1.

 

0,77 Надежный
0,69 Есть некоторый риск ошибиться
0,62 Признается возможность ошибки
0,54 Могут быть сделаны некоторые неправильные выводы
0,46 Большой риск ошибиться
0,39 Нежелательно принимать решения, основанные только на этом
0,3 Можно сделать много неправильных выводов
0,23 Ненадежный
0,16 Почти наверняка будет ошибка
0,08 Не используется как основа для принятия решений
  Ошибочный

 

Таблица 3.2.

Оценка желательности эффективности события

Шкала отношений Шкала наименований
1,0 Наиболее желательное
0,9 Будет иметь положительный эффект
0,8 Очень выгодное
0,7 Окупается всеми своими достоинствами
0,6 Желательное
0,5 Выгодное
0,4 Окупается в связи с решением других вопросов
0,3 Может иметь нулевой эффект
0,2 Нежелательное
0,1 Может явно иметь отрицательный эффект
  Явно не окупается

 

Таблица 3.3.

Оценка важности события

Шкала отношений Шкала наименований
  Имеющий отношение к основным вопросам в наибольшей степени
  Очень важный
  Первоочередной
  Имеющий прямое отношение к основным вопросам
  Важный
  Должен быть рассмотрен
  Относится к основным вопросам во вторую очередь
  Значительный при рассмотрении вместе с другими вопросами
  Не обязательно должен быть решен полностью
  Не очень важный
  Незначительно релевантный
  Относящийся к основным вопросам в третью очередь
  Малозначительный
  Неважный
  Нет измеримой эффективности
  Не подлежит обсуждению

 

Формирование вербально-числовой шкалы можно разбить на два этапа: -выбор градаций шкалы (0-1; 1-10; 1-100 и т.д.); определение численных значений градаций шкалы.

При определении градации шкалы желательно выбрать такие, интерпретации которых одинаково или почти одинаково (с незначительными разногласиями, не превышающими заданного порога) принимаются всеми лицами, участвующими в выработке управленческих решений.

Для получения численных значений, соответствующих содержательно описанным градациям шкалы, могут быть использованы специальные методы. Методы качественных и количественных экспертных оценок используются и для определения сравнительной предпочтительности целей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения | Методы сравнения целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.