Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Импрессивная речь

Экспрессивная речь.

Импрессивная речь.

Психическое строение речи. Порождение и понимание речевого высказывания.

Мозговая организация речи.

 

  1. Психическое строение речи. Порождение и понимание речевого высказывания.

Речевое высказывание соответствует определенной модели. В психологии есть несколько таких моделей.

Модель Т.В. Ахутиной.

Согласно этой модели, речевое высказывание начинается с мотива, т.е. побуждения к речи = этап внутриречевого замысла (формирование общей свернутой программы высказывания) = этап грамматического структурирования высказывания / соединение разных элементов высказывания в единое целое на основе норм языка (грамматические правила) = этап формирования послоговой программы высказывания = этап моторной реализации высказывания. Все эти этапы основаны на синтагматических связях языка и сопровождается операциями комбинирования языковых элементов, т.е. их сукцессивных (последов). организации. Помимо синтагматических связей существуют парадигматические связи, которые сопровождаются операциями выбора языковых элементов. На этапе внутриречевого происходит выбор слов по значению. На этапе грамматического структурирования – выбор слов в правильной грамматической форме. На этапе построения слоговой программы происходит выбор слогов, а на этапе моторной реализации - выбор нужных речевых движений. Процесс понимания речевых высказываний строится также, но в обратном порядке.

Первым условием понимания является четкое выделение из речевого потока фонем. Главная роль в этом принадлежит вторичным отделам височной коры ЛП. При распаде этих областей возникает синдром сенсорной и акустико-гностической афазии. Трудности понимания речи может наблюдаться и при сохранном фонематическом слухе, которые обусловлены разрушением связи между словом и зрительным образом. Это приводит к отчуждению смысла слов и объясняется нарушением взаимодействия слухоречевой и зрительной анализаторов - амнестическая афазия. Может страдать понимание не только отдельных слов, но и фразы из связного высказывания. В норме для понимания высказывания необходимо:

  1. Удержание в памяти всех его элементов. Дефект возникает при очаге в средних височных извилине ЛП. Возникает синдром акустикомнестической афазии.
  2. Симультанная (одномоментная) синтез элементов высказывания, т.е. осмысление связей между элементами. Такая способность связана с левой зоной ТПО, при очаге, в котором наступает семантическая афазия.
  3. Активный анализ содержания высказывания – необходим для понимания сложных фраз и подтекста высказывания. Для обеспечения этих действий требуется сохранить III блок мозга. При очагах в лобных отделах ЛП. Способность к анализу содержания нарушается. Т.о. понимание речи является сложным процессом, опирающимся на разные мозговые механизмы и, следовательно, страдающим при их патологии.
  1. Экспрессивная речь.

Экспрессивная речь предусматривает кодирование мысли в развернутое высказывание. Наиболее элементарной формой экспрессивной речи является повторение. Для этого необходимы:

  1. Сохранность слухового восприятия (зона Вернике)
  2. Сохранность слухоречевой памяти (средняя височная извилина ЛП)
  3. Сохранность речевых движений, т.е. артикуляции на основе кинестезии (нижние отделы теменной области ЛП). При распаде возникают замены звуков по артикуляционному сходству – афферентная афазия.
  4. Возможность плавного переключения с одних речевых движений на другие и с одного слово на другое, т.е. Сукцессивная синтагматическая зона – нижние лобные отделы ЛП.

Более сложным, чем повторение речевых действий является называние. Для называния необходимо:

  1. Отчетливое зрительное восприятие и соотнесение зрительного образа с нужным называнием. При очагах в височно-затылочных областях или в теменно-затылочных областях ЛП возникает амнестическая или оптическая афазия, которая проявляется как трудности в назывании.
  2. Сохранять акустические структуры слова. При ее нарушении возникают трудности в выборе слова по звучанию, что приводит к называнию со звуковыми ошибками (камки-коньки).
  3. Нахождение нужного названия и торможение побочных ассоциаций, т.е. выбор слова по значению - такое нарушение связано с амнестической афазией.
  4. Необходима подвижность и процесс, который позволяет переключается от одного названия к другому (очаг в зоне Брока и в левой лобно-височной области)

Наиболее сложную мозговую организацию имеет обеспечение спонтанной монологичной речи. Лобное высказывание начинается с намерения, поддержание которого связано с работой лобных отделов. При очагах в префронтальных отделах ЛП возникает динамическая афазия, при которой у больного нет желания говорить, и не формируется программа высказывания. Если это звено сохранно, но страдает зона Брока, то нарушается серийная организация речевых движений, больной затрудняется строить фразы и тексты – эфферентная моторная афазия. Понимание речи страдает при очагах в задней трети верхней височной извилины, при этом нарушается фонематический слух – сенсорная афазия. В собственной речи таких больных отмечаются трудности называния (выбор слов страдает). При очагах в теменно-затылочной области возникает амнестическая афазия. При которой больной затрудняется в понимании сложной логико-грамматической конструкции, его собственная речь при этом становится обеденной. Т.о. для нормального речепроизводства необходимо полноценное функциональное всех перечисленных мозговых областей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субдоминантное полушарие и его роль в организации психических процессов | Введение. Дисциплина «Общественно-государственная подготовка» является одной из важных дисциплин в обучении и воспитании студентов на военной кафедре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.