Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование показателей вариации в анализе взаимосвя­зей

Показатели вариации могут быть использованы не только в анализе колеблемости или изменчивости изучаемого признака, но и для оценки степени воздействия одного признака на вариацию другого признака, т.е. в анализе взаимосвязей между показателями.

При проведении такого анализа исходная совокупность должна пред­ставлять собой множество единиц, каждая из которых характеризуется двумя признаками - факторным и результативным. Факторным называет­ся признак, оказывающий влияние на взаимосвязанный с ним признак. В свою очередь, этот второй признак, подверженный влиянию, называется результативным.

Для выявления взаимосвязи исходная совокупность делится на две или более групп по факторному признаку. Выводы о степени взаимосвязи базируются на анализе вариации результативного признака. При этом применяется правило сложения дисперсий:

(7.8.)

где - общая дисперсия;

- средняя из внутригрупповых дисперсий;

- межгрупповая дисперсия.

 

Межгрупповая дисперсия отражает ту часть вариации результативного признака, которая обусловлена воздействием признака факторного. Это воздействие проявляется в отклонении групповых средних от общей средней:

(7.9.)

где - среднее значение результативного признака по i-ой группе;

- общая средняя по совокупности в целом;

- объем (численность) i-ой группы.

 

Если факторный признак, по которому производилась группиров­ка, не оказывает никакого влияния не признак результативный, то груп­повые средние будут равны между собой и совпадут с общей средней. В этом случае межгрупповая дисперсия будет равна нулю.

Средняя из внутригрупповых дисперсий отражает ту часть вариа­ции результативного признака, которая обусловлена действием всех прочих неучтенных факторов, кроме фактора, по которому осуществля­лась группировка:

(7.10.)

где - дисперсия результативного признака в i-ой группе;

- объем (численность) i-ой группы.

 

Теснота связи между факторным и результативным признаком оценивается на основе эмпирического корреляционного отношения:

 

(7.11.)

 

Данный показатель может принимать значение от 0 до 1. Чем ближе к 1 будет его величина, тем сильнее взаимосвязь между рассматриваемыми признаками.

На следующем условном примере исследуем зависимость между собственными и привлеченными средствами коммерческих банков региона:

Таблица 7.2.

 

Банк Собственные средства, млн. руб. Привлеченные средства, млн. руб.
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    

 

Если взаимосвязь между рассматриваемыми показателями существу­ет, то она обусловлена влиянием объема собственных средств на объем привлеченных средств. Поэтому объем собственных средств выступает в данном примере в качестве факторного признака (X), а объем привле­ченных средств в качестве результативного признака (Y).

Произведем группировку банков, выделив две группы по величине собственных средств, например, группу "да 100 млн. руб." и группу "100 млн. руб. и более". Результаты такой группировки представлены в сле­дующей таблице:

Таблица 7.3.

 

№ группы Собственные средства, млн. руб. Привлеченные средства, млн. руб.
1. до 100 300 400 255 320 240 355
2. 100 и более 530 470 650 405

 

Расчет эмпирического корреляционного отношения включает несколько этапов:

1) рассчитываем групповые средние:

где i – номер группы;

j – номер единицы в группе.

млн. руб.;

млн. руб.

В данном примере при расчете групповых средних мы использовали невзвешенные формулы. Однако, при повторении вариантов для расчета необходимо использовать средние взвешенные.

 

2) рассчитываем общую среднюю:

млн. руб.

Данную среднюю также можно было получить как соотношение суммы всех единиц исходной совокупности (без учета деления на группы) к объему всей совокупности, т.е. к общему числу единиц.

 

3) рассчитываем внутригрупповые дисперсии:

Если бы варианты имели веса, то для расчета внутригрупповых дисперсий также требовались бы взвешенные формулы.

 

4) вычисляем среднюю из внутригрупповых дисперсий:

 

 

5) определяем межгрупповую дисперсию:

 

находим общую дисперсию по правилу сложения:

На этом этапе возможна проверка правильности выполненных ранее расчетов. Если возвратиться к исходной совокупности и не раздета ее на группы рассчитать дисперсию признака «у», то она должна совпасть с общей дисперсией, полученной по правилу сложения.

Рассчитаем эмпирическое корреляционное отношение:

 

 

Полученная величина свидетельствует о том, что фактор, положенный в основание группировки (собственные средства), существенно влияет на размер привлеченных банками средств.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Итоги торгов на валютных биржах России 21 января 200а г | Выборочное наблюдение как важнейший источник статисти­ческой информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.