Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксизм

План:

1. Немецкая классическая философия. Учения И.Канта и Ф.Гегеля.

2. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Ключевые понятия и слова: агностицизм, категорический императив, мир «явлений», мир «вещей в себе», априорное знание, апостериорное знание, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.

1. Немецкая классическая философия. К немецкой классической философии конца XVIII-XIX вв.относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Всеони очень разные философы, но их творчество принято оценивать какединое целое. Их объединяют общие методологические принципыпостроения философского знания: рационализм, диалектика,историзм. И. Кант («Критика чистого разума») – родоначальник немецкой классической философии. В его творчестве выделяется двапериода: 1) «докритический» - сфера интересов ограничиваетсяпроблемами онтологии, космологии, естественнонаучнымиисследованиями; 2) «критический» - на первый план выходят проблемыгносеологии: познавательные возможности человека, границынаучного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы спозиции агностицизма. В докантовской гносеологии трудность познания определяласьсамим объектом познания – окружающим миром, который содержитв себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, чтопричиной этой трудности является сам человек и его разум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способностичеловеческого разума ограничены (разум не может все!). Разумпостоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессепознания (антиномии). С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии (например, «существуют только простые элементы и то, что состоит из простых» и «в мире нет ничего простого»). Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы –неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещейпринципиально непознаваема. Весь мир делится, по Канту, напознаваемый мир «явлений» и мир «вещей в себе», заключающих всебе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму. Философ ставит вопрос возможно ли вообще всеобщее инеобходимое знание?

Все знание Кант делит на апостериорное – то, которое получаетчеловек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полнойдостоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разумеизначально и не требует никакого опытного доказательства ипрактического подтверждения (например, «все что случается имеетпричину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оноабсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности инеобходимости. Априорными являются категории рассудка, законы(сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время какформы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат несамой природе, а человеческому рассудку, пространство и время неформы существования вещей, а формы чувственного созерцаниячеловека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.В результате познавательный процесс происходит следующимобразом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образывнешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводитполученные органами чувств разрозненные образы, ощущения всистему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картинамира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром!Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственногосозерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещисами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Болеетого – философия в той форме какой она существовала до Канта невозможна: она изучает сущность бытия, а она то как раз инепознаваема! Задача философии теперь состоит в критикерациональных способностей и определении границ познавательногопроцесса.

Г.Гегель («Энциклопедия философских наук») – вершинанемецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятиеГегеля – это Мировой дух или Абсолютная идея, которое он определяеткак объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъектразвития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозныйисторический процесс развертывания мирового разума илиАбсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа,человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Вседействительно разумно, все разумное – действительно». Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:

1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью;

3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании. Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие – противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

2. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская философия была создана совместно двумянемецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине XIX века.Характерные черты:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма. Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе него лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно- экономических формаций: первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве, феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян, капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат – рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

 

ЛЕКЦИЯ 6. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И философия эпохи Просвещения | Философия конца х1х-хх вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.