Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль как вид социальной регуляции

Семестр.

Курс лекций по этике. Эйнгорн Н.К.

Этика – вторичная моральная рефлексия по поводу самого себя; рефлексия морального сознания.

Этос → Этикос→ Этика (греч.)

↕ ↕

Мос → Моралис →Мораль (латинск.)

 

Нрав (характер) → Нравственный→ Нравственность (русск.)

 

Этика

Создатель термина и теории – Аристотель. Эти два понятия возникают в 4 веке до нашей эры. Этическая теория была выделена внутри философии. Выделив этику, Аристотель поставил её между политикой и психологией.

Политика – наука об искусстве управления государством и обществом.

Психология – наука о человеческой душе.

Человек живет в обществе, а в обществе много людей. Для совместного существования в обществе необходимы законы.

  • Этика – объединение политики и психологии. Этос – совместная жизнедеятельность людей, регулируемая обычаями, традициями, нормами. Этикос – совместный, согласованный.

Значения термина «Этика»

  • Этика – наука о добродетелях, ведущих к благу и счастью. (Аристотель)
  • Этика – специфическое свойство социальных явлений, выражающее их гуманистический потенциал. Гуманистический потенциал – потенциал служения человеку, его благу и счастью.
  • Этика профессии (профессиональная этика). Например, из этики науки разрабатывается этика ученого.

 

Мораль

Термин «мораль» был создан римским философом Цицероном в 4 веке нашей эры. Это латинский аналог греческого термина «этика». Моралью стало называться реальное явление, которое стало объектом изучения этики.

Значения термина «Мораль»

· Мораль – специфический вид социальной регуляции.

· Мораль – хранительница общности.

Возможно, ли негодовать по поводу того, что нас хранит? Человек – социальное существо, развивающееся в антропосоциокультурном потоке (онтогенезе).

В каждом обществе своя мораль. Она необходима для защиты и стабильного развития общности. Если нет морали, то и жизнедеятельность общности проблематична.

· Мораль – это поучение, наставление, назидание – прямое морализирование.

«Не злоупотреблять прямым морализированием, выраженным в табу».

· Мораль – поучительный вывод – косвенное морализирование.

«Косвенное морализирование предпочтительнее».

 

Нравственность.

Авторство и время появления не установлено. Термин «нравственность» возник в живом русском языке. Мораль и нравственность антагонистичны. «Творю добро, всему, желая зла».

 

Предмет этики [продолжение]

Отечественная и зарубежная этика сегодня.

Там, где мы попадаем в сферу ценностей, возникают предпочтения.

Структура современной этики.

История этики.

Генеалогия морали. Генеалогия – происхождение, историческое развитие, исторические типы морали.

Теоретико-методологический раздел. Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Сущность, специфика морали, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Диапазон функций морали: от трех изначально, до десяти в настоящее время. Структура морали и нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. Категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности). Систематизация категорий: этика имеет специфичные методы систематизации категорий.

Реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека. Применение теорий к анализу реалий: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство.

В учебниках его этот раздел иногда понимают как социологию морали.

Психология морали и нравственности.

Теория морально – нравственного воспитания. (с Аристотеля)

Влияние среды, воспитания и самовоспитания.

Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. Андрогогика – воспитание взрослого человека.

 

Этика – гуманистическая наука жить достойно.

 

Этическая праксиология.(прикладная этика).

3 основных направления:

  • Этическая экспертиза, этическое консультирование во всех сферах индивидуальной и общественной жизни.
  • Теория и практика профессиональной этики.
  • Этика успеха.

 

Место этики в системе философского знания.

Философский статус этики часто оспаривался. Этику стали интерпретировать как частную гуманитарную науку. (Стефан Ангелов)

Этика – частично философская теория. В истории и методологии.

Этика по сути своей – философское знание.

В чем специфика философского знания вообще?

Очень хорошо структуру философии задал Кант, когда поставил 4 вопроса в «Критике чистого разума».

У Канта мораль автономна по отношению к религии. Религия – отчужденная мораль. Кант вплотную подходит к пониманию религии. У Канта религия основана не только на вере в Бога.

Re – liga. Re – возврат к чему – либо. Liga – связь. Религия – восстановление универсальных связей бытия. Религии различны, но это всегда универсальное мировоззрение, мировосприятие. Только после того, как религия стала мировоззрением и мировосприятием, она становится теистической. (Ислам, Христианство)

На что я смею надеяться?

Кант не замыкается на теистической модели религии. Он не сводит веру только лишь к вере в Бога. Кант исследует веру вообще. Этика позволяет философии вернутся из метафизики в мир.

Что есть человек?

Антропология стала популярной, поскольку человек – сосредоточение кризисов.

Специфика философского знания

Философия – это теория, изучающая всеобщие, универсальные законы развития природы, общества, мышления, человека.

Философия – теория, изучающая предельные основания бытия, предельные сущности.

Смысл познания «предельного».

Со второй половины 20 века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия – это не просто всеобщая теория мира и человека, это теория человеческой жизнедеятельности в мире. Философские законы – истина, ценность.

Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть.

Философия – форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Аксеологический аспект не может быть предан забвению.

Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения.

Без этики философия утрачивает высший смысл. Без этики философия может превратиться в схоластику.

Философия началась с моральных исканий человека и сегодня возвращается к этическим проблемам (смысл жизни, например). Если онтология и гносеология помогают нам найти ответ на вопросы: что первично дух или материя? Познаваем ли мир? То этика и эстетика помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы?

Специфика этики – нормативный характер через изучение ценностей бытия. Этика – философская теория, изучающая универсальные законы долженствования.

 

Почему сегодня нельзя не изучать этику?

Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия.

Очень сильно актуализировались прикладные проблемы этики. Прикладная этика востребована.

Основное назначение прикладной этики – этическое консультирование и этическая экспертиза.

Преподаватели по этике востребованы:

  • Профессиональная этика.
  • Этика деловых отношений.
  • Этика арт – бизнеса.
  • Этика и культура управления.

Что является квинтэссенцией этического знания?

Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики – эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического и ценностно – культурного многообразия этики, гуманистического потенциала этики.

Эвристическое прозрение – преодоление морального скептицизма и нигилизма через изучение этики и понимание противоречий морали. Важнейшее из противоречий морали может быть выражено следующими словами Фурье: мораль – бессилие в действии, так как морализирование не гарантирует выполнение моральных установок. Как следствие – индивидуальный моральный произвол и абсолютное бессилие.

Суть этики – жизнесохраняющая и жизнесовершенствующая способность.

Цель изучения этики – необходимость принятия [этики] как сердцевины личностно – индивидуального и общественного жизнеустройства.

Предмет этики – мораль и нравственность. Этика – философская теория, так как проблемы этики выводят на проблемы, ценности, универсалии жизни. Этика – практическая философия.

 

Мораль – самый совершенный регулятор социальной жизни.

Этика – теоретический уровень морального сознания, обращенный на самого себя. (вторичная рефлексия).

Но надо выбирать в контексте, какой этики необходимо изучать мораль и нравственность.

Этика Аристотеля – этика добродетелей. (Контекст изучения этики по персоналиям.)

Новое время дает новое понимание этики:

Иммануил Кант. С середины 18 века, этика – наука о должном. Должное – универсальный нравственный закон.

Новейшее время:

Эрих Фромм критикует этику Канта (категорический императив). Кантовский универсальный нравственный закон настолько строг, что он либо не выполним, либо следование ему с неизбежностью порождает следующую ситуацию: человек служит морали. Человек растворяется в законе. Антигуманность этики Канта.

Фромм пытается обосновать новую этику. Она должна быть гуманистической. Она должна провозглашать и утверждать ценность человека. «Человек для себя». Основы гуманистической этики. Но это не эгоизм или эгоцентризм, это золотая середина. Этика – гуманистическая наука об искусстве жить. Этика – практическая философия.

Другие версии этики. Уильям Хетчер. «Этика аутентичных отношений». Исключение социальной доминаты в понимании морального, нравственного и этического.

Задача этики – анализ и путь к аутентичным отношениям.

Эрих Нойман. «Новая Этика». Идея – создание новой этики с отказом от предыдущей этической традиции. Так как предыдущая этическая традиция – этика совершенства. Мир неоднороден, и от этики совершенства необходимо перейти к этике целостности. Главное – изучение таких основ и законов совместной жизни людей, которые помогают сохранить целостность бытия.

 

Другие подходы к изучению этики:

  • Персональный:

Этическая теория определяется по доминантной проблеме, которую изучал мыслитель.

  • Монистический подход:

В истории философии два основных направления: материализм и идеализм.

В этике это версия Дробницкого. В своей работе «Понятие морали»(1974 год) автору удалось преодолеть идеологизацию и политизацию.

Он предложил разделить этику на эмпирическое и идеалистическое направления.

Идеалистическое направление – истоки морали в идеальных сущностях.

Эмпирическое направление – истоки морали в реальных явлениях.

 

Происхождение морали.

Мораль как вид социальной регуляции.

Исторические условия происхождения морали: от талиона к золотому правилу нравственности.

Генеалогия морали.

Мораль поддерживает равновесие в обществе. Такие же функции выполняет право и обычай. Мораль регулирует отношения между людьми. Обычай регулирует отношения между сообществами. Право регулирует взаимоотношения между человеком [гражданином] и государством.

Мораль выполняется благодаря совести. Обычай существует благодаря общественному мнению. Право выполняется в силу наличия государства.

Мораль – система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Моральная регуляция носит оценочно – императивный характер.

Оценочный – все суждения из сферы морали выражают бинарные оппозиции (+;-).

Императивный – повелительные образцы, регламентирующие поведение человека.

Источник моральных требований и норм.

Я; Государство; Общество.

Мораль хранительница человеческой общности. Мораль регулировала отношения между родами.

В ряде философских теорий определение морали не дается, дается лишь понятие моральный опыт. (Экзистенциализм)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Обзор прикладных пакетов программ | Исторические условия происхождения морали
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.