Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика морали

Специфика – видовое качество, это особенное, единичное, уникальное.

Цель морали:

  • Разрешение противоречий
  • Хранительница общности.

Объектная специфика морали.

Мораль – целостный абстрактный идеальный объект.

Признаки:

Историческая долговечность морали. Мораль появляется раньше других видов регуляции: религиозной, политической, правовой. Если социальное будет развиваться в сторону совершенствования, то за моральной регуляцией будущее. Так как регулятор тем совершеннее, чем больше в нем морали. От насилия и экономических регуляторов смещение происходит в сторону духовных регуляторов.

Всеобъемлемость морали. Мораль универсально включена во все сферы человеческой жизни: межличностные, социальные, внутриличностные отношения. Отношение к себе (саморефлексия) Отношение к другому, отношение к обществу, отношение к природе, хронос морального отношения (отношение к прошлому, настоящему, будущему.). Мораль универсально включена в эти отношения, так как разрешает универсальные противоречия.

Неинституциональность морали. Мораль не имеет специфических социальных институтов, осуществляющих её функции. Неинституциональность морали есть по сути её всеинституциональность. Моральные нормы во всех институтах желательны, но не обязательны. Социальный статус морали не определен и не у кого спросить за реальное положение дел в обществе. Моральная демагогия. Демагогией занимаются другие институты. Мораль опирается на силу общественного мнения. Общественное мнение не является институтом. Это оценочное состояние массового сознания.

Деятельностная необособленность морали. Мораль не имеет специфической сферы проявления и действия. Она выступает как аспект других видов деятельности и отношений. Например, правовая мораль, религиозная мораль.

Субъектная специфика морали.

Моральная сознательность субъекта – это адекватное осознание и воплощение в действительности моральных требований и моральных ценностей. Сознательность не стоит путать с осознанностью. Осознанность – фактическое отражение факта реальности. Сознательность – ценностно – оценочное отражение фактов действительности. Сознательность – качество поступка, а не сознания.

Добровольность. Гегель – воля сама по себе не добра и не зла. Воля – стремление сознания сообщить себе наличное бытие. Воля – функция сознания. Воля помогает намерения перевести в результаты. Воля может быть спокойной, напряженной, сильной, слабой, больной, здоровой. Моральная воля может быть доброй или злой. Злая воля становится таковой, когда имеется злой умысел. Добрая воля включает в себя: добрую, благую цель, благие средства, свободу воли. Свободу воли в смысле отсутствия всякого принуждения (внешнего, внутреннего(самопринуждения)). Кант: Нравственен только тот поступок, который совершен в самопринуждении. Когда совпадают цели и средства поступок только лишь правилен, легален.

Моральная структура личности.

Моральная привычка как автоматизм следования долгу.

Морально – нравственная потребность. Человек не может действовать иначе.

 

Квинтэссенцией субъектной специфики морали является специфический моральный мотив – Бескорыстие. Мотив – оправдательный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «Ради чего совершается действие?». Неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель деятельности.

Признаки бескорыстия:

Отсутствие мотива выгоды, но не мотива пользы.

Отсутствие мотива воздаяния, благодарности за добро. «Высшая награда за добродетель – сама добродетель.»Сенека.

Не делай людям добра, так как они не благодарят. Люди становятся взаимны во зле. Рассчитывать на благодарность, ожидать благодарности не стоит, так как не будет разочарования. Необходимо воспитывать культуру благодарности, так как в этом случае воспитываются взаимные отношения добра.

Мильнер – Иринин «Этика или наука о принципах истинной человечности.»

Третий признак бескорыстия – приоритет общественного над личным или социального над индивидуальным.

Основное моральное отношение.

Общество и личность. Общественное благо – высшая цель. Личное благо – конечная цель.

Общественное благо доминирует над личным благом. Часть не может быть значительнее целого. Личное благосостояние зависит от общественного состояния (уровня развития общества). Мораль несет высокий гуманистический потенциал, так как сохраняет общность для достижения личного блага. Мораль способна быть антихаосной силой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительная характеристика политики, права и морали | Функции морали
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.