Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики




ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Лекция 1

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Введение

 

Конспект лекций по этике предназначен для закрепления знаний, полученных в процессе изучения учебного курса. Текст содержит минимальную схематизированную информацию по учебной дисциплине и помогает запомнить основные этические понятия и идеи. Вместе с тем конспект не раскрывает содержания упомянутых понятий и идей, а предполагает изучение контекста этической проблематики. Знакомство с конспектом не заменяет прослушивания лекций, работы на семинарских занятиях и тем более самостоятельной работы студента.

Учебный курс «Этика» имеет своей цельюприобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных и эстетических ценностей предполагает переход их в личностные смыслы.

Этикафилософское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственностьреальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности. В данном курсе моральные феномены изучаются по преимуществу в теме 3 «Теория морали», а явления нравственности – в теме 2 «Историческое развитие нравственности». Однако в тех случаях, когда различие между двумя аспектами единого феномена не принципиально, термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.

 

В тексте курса лекций выделяются:

· жирным курсивом – основные вопросы лекции;

· жирным шрифтом – смысловые подразделы внутри вопроса лекции;

· курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.


 

 

 

 

1.Этические учения Древней Индии

 

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды – сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.

Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жизни.

Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:

1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.

Основные понятия древнеиндийской этической традиции:

брахман – духовное первоначало мира;

майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;

сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;

карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;

нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».

 

Основные учения в этике Древней Индии:

Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:

· жизнь есть зло и страдание;

· причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

· чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

· к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.

Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.

2.Этические учения Древнего Китая

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.