Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности этики Нового времени

Особенности и основные проблемы этики Нового времени.

Специфика гуманизма в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) теоцентрическая мировоззренческая ориентация в европейской культуре сменяется антропоцентрической, системообразующим принципом в философии и этике провозглашается гуманизм. Однако ренессансная интерпретация этой идеи отличается как от христианского гуманизма, так и от современных представлений о гуманности. Мыслители той эпохи подразумевали, что:

· человек должен самовыражаться в творчестве, что делает его подобным Богу-Творцу;

· человек в моральном поведении должен руководствоваться разумом, что делает его подобным Богу – высшему Разуму;

· с помощью разума человек может сам обосновать нравственные ценности и нести ответственность за моральный смысл своей деятельности;

· мораль регулирует поведение человека среди людей, а не отношения человека и Бога;

· задача личности состоит в максимальном выражении своей человеческой сущности, таким образом, гуманизм трактуется как принцип отношения человека к самому себе, своим творческим способностям;

· земные наслаждения имеют моральное оправдание.

Принцип гуманизма в эпоху Возрождения был основой освобождения человеческой личности, предпосылкой становления ее моральной автономии. Однако специфическая интерпретация гуманизма стала источником некоторой разнузданности нравов в этот период.

 

Предпосылками этики Нового времени (17-18 вв.) были:

- буржуазные товарно-денежные отношения и формирование класса свободных предпринимателей, что придавало этике буржуазные черты;

- математическое естествознание, методы которого были перенесены в сферу гуманитарных наук.

 

1. По образцу естественных наук нравственность начинает выводиться из природы человека, в этике такой подход называется натуралистическим. Однако наблюдения за природой человека привели мыслителей к постановке следующих вопросов:

а) природа человека является доброй или злой:

· Т.Гоббс, английский философ, считал, что человек от природы зол, «человек человеку волк». Исходным состоянием человечества была «война всех против всех», которая была прекращена с помощью разума. Во избежание самоуничтожения люди заключили общественный договор, передав государству функцию обуздания природной злобы индивидов с помощью закона и силы.

· Ж.-Ж.Руссо, французский философ, полагал, что человек от природы добр, но его портит цивилизация, насаждая в нем неестественные потребности и страсти, в частности привязанность к собственности. Естественное добротолюбие может быть воссоздано с помощью общественного договора, когда под защитой правового государства люди смогут позволить себе следовать своей природе.

б) нравственная природа человека является разумной или чувственной:

· Р.Декарт и Б.Спиноза, следуя рационалистической традиции, полагали, что человек в моральном поведении подчиняется разуму, от степени совершенства последнего зависит нравственное развитие человека;

· Д.Юм, К.А.Гельвеций, Э.Шефтсбери придерживались взгляда, что в основе нравственного поведения лежат нравственные чувства: благожелательность, симпатия, человеколюбие.

2. Этика Нового времени обосновала самоценность человеческой личности (под которой понимался по преимуществу буржуазный индивид), автономию ее морального поведения. При этом возникла проблема: как совместить эгоизм автономного индивида с требованиями общественной морали? Варианты решения:

· Гоббс – обуздать эгоизм индивида с помощью государственной морали;

· Руссо – вернуться к естественности, и эгоизм исчезнет сам;

· Б.Мандевиль показал в «Басне о пчелах», что общественное благоденствие (в буржуазном обществе) существует благодаря порокам отдельных индивидов (стремление к обогащению развивает производство и финансы, честолюбие способствует выдвижению государственных мужей и т.п.). Подлинная же мораль была бы гибельной для общественного процветания, поэтому она становится лишь формой общественного притворства, под покровом которой эгоисты осуществляют свои интересы.

· К.А.Гельвеций, разрабатывая «теорию разумного эгоизма», исходил из того, что каждый человек от природы эгоист. Но разумный эгоист понимает, что следовать общественной морали выгодно ему самому, поскольку исполнение человеком нравственных норм гарантирует, что люди, выполнят такие же нормы по отношению к нему (подобно тому, как это происходит по буржуазной экономической схеме товар–деньги–товар).

Этика Нового времени стала идейным обоснованием Великой Французской буржуазной революции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика средневековья. Августин Блаженный | Этика И.Канта (1724-1804)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.