Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема 5. История развития рекламы




Тема 5. История развития рекламы.

Лекция 5.

Реклама, как показывает история, одна из древнейших форм коммуникации. Без знания исторических вех развития рекламы невозможно понять проблемы и ее присутствие в современном обществе. В данной теме анализируется развитие рекламы в контексте истории за рубежом и в России, исторические этапы.

Раздел 5.1. История развития рекламы за рубежом.

Цели изучения раздела.

Выявление зарождения и специфики развития рекламы за рубежом.

Появление первых аналогов рекламы началось еще задолго до нашей эры.

Прототипом для появления изобразительной рекламы служили древние орна-

менты, различные рисунки, татуировки и т.д. С древности известны фирменные

метки мастеров, удостоверяющие качество товаров, клейма, которыми метили

скот и рабов, все это являлось своеобразным прототипом брендовой рекламы.

Первые «рекламные» объявления, размещенные на папирусах, камнях, сте-

нах домов, появились еще в Древнем Египте и Древней Греции.

В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на деревянных

дощечках и медных табличках. Чтобы избежать написание рекламы на стенах

жилых домов, стали выстраивать для этой цели специальные стены – "амбу-

сы".

В средние века широкое распространение приобретает устная реклама. По-

являются специально нанятые люди – глашатаи и гонцы, которые распростра-

няли рекламную информацию на базарах, торговых рядах, постоялых дворах и

т. д. и могли принимать заявки от населения. Появляется новая профессия –

сборщик и разносчик новостей.

В ХI–ХII вв. особое распространение получает геральдика – «наука» о прин-

ципах и правилах использования изображений в знаках и гербах. Фактически

геральдика стала прообразом современных товарных знаков.

С изобретением Гутенбергом печатного станка в 1465 г. появляется первая

типография. Первое напечатанное рекламное объявление появилось в Лондоне в

1472 г., текст которого был вывешен на двери одной из церквей и информиро-

вал прихожан о продаже молитвенника.

Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реност-

но, открывшего в 1630 г. в Париже справочную контору, печатавшую реклам-

ные объявления во «Французской газете».

В XVIII веке особую популярность приобретают листовки, в которых так же

содержалась рекламная информация.

В американских колониях одной из первых газет, специализировавшихся на

рекламных объявлениях, явилась газета «Бостон Ньюс-леттер» – 1704 г. Боль-

шое количество рекламы публиковала «Газетт», основанная Бенджамином

Франклином в 1729 г., с именем которого связывают расцвет рекламы в США.

С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фото-

графиями для большей правдивости и убедительности.

В Западной Европе бурное развитие рекламного дела началось в конце XVIII

в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных

площадей, а тексты предоставлялись клиентами. Первым агентством, прово-

дившим рекламные кампании, считается агентство "Айер и сыновья", основан-

ное в 1890 г.

Дальнейшее развитие рекламного дела определяли достижения науки и тех-

ники. В 1920-е годы выходит первая реклама на радио, а в 1930-е - первая теле-

реклама, получившие бурное развитие после Второй мировой войны, с налажи-

ванием массового производства радиоприемников и телевизоров.

В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама

стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди та-

ких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и

предпринимательство.

В США и Европе созданы научно-исследовательские институты, где опыт-

ные специалисты разрабатывают теорию рекламного дела. Психологи заранее

рассчитывают воздействие на прохожих, пассажиров, телезрителей каждой де-

тали рекламы.

Изменениям в современном рекламном бизнесе способствуют создание ме-

ждународных сетей рекламных агентств, обмен международным опытом, пре-

вращение промышленных концернов в международные галоконцерны, широкое

развитие международных связей. Спутниковое и кабельное телевидение, ком-

пьютерная сеть становятся международными, появляются новые газеты, журна-

лы, радио- и телеканалы, известные в ряде стран, - все это создает благоприят-

ные условия для заказчиков рекламы в средствах массовой информации и для

деятельности рекламных агентств, осуществляющих выбор соответствующих

рекламных средств. Таким образом, в современных условиях реклама становит-

ся транснациональной, а рекламные компании – международными.

Раздел 5.2.Развитие рекламы в России.

Цели изучения раздела.

Выявление особенностей исторического становления и развития рекламы

в России.

Зарождение рекламного дела в России традиционно относят к

X – XI вв. к периоду расцвета Киевской Руси, т.к. точных данных о более позднем периоде нет. Наиболее популярной в этот период была «голосовая реклама» (зазывалы,

коробейники).

Получило большое распространение производство лубков листов с опреде-

ленной информацией, переданной в картинках. Центром "лубочной культуры"

стал Великий Новгород.

В XVIII в. в «Ведомостях Петра I», появляется первая российская печатная

реклама. Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой харак-

тер.

В XIX в. рекламу в России стали размещать на установленных в различных

частях города круглых тумбах, на конках, в трамваях. В различных городах по-

являются специализированные издания с рекламой «Торговля», «Деловой биз-

несмен», «Нижегородская ярмарка» и прочее.

Широко используется "голосовая реклама", осуществляемая, как правило,

подростками, которые на перекрестках и других людных местах громко выкри-

кивали названия и цены товаров, а также последние новости.

Появляются специализированные конторы, бюро. Авторитетным рекламным

агентством XIX в. была центральная контора объявлений торгового дома "Мет-

цель и К°", появившаяся в 1870 г.

После Октябрьской революции 1917 г. реклама была монополизирована го-

сударством. Появляются централизованные рекламные агентства: "Реклам-

транс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама".

В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной вы-

ставке были представлены работы мастеров рекламы, на которой за цикл плака-

тов В.В. Маяковский и художник А.М. Родченко были награждены серебряны-

ми медалями.

Советская реклама в конце 20-х – 30-е гг. фактически слилась с пропагандой.

Идеологические черты стали содержать в себе большинство рекламных продук-

тов, адресованных к массовому потребителю. Данная ситуация продолжалась

вплоть до конца 50-х - начала 60-х гг.

В 60–80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым

в то время мировым стандартам. Тем не менее, в СССР практически отсутство-

вала коммерческая и телевизионная реклама, а имевшиеся рекламные продукты

(объявления в газетах, буклеты, плакаты), были просты и мало распространен-

ны. Основной проблемой рекламного дела 1980-х гг. был бюрократический ап-

парат, да и плановая экономика не способствовала развитию рекламы.

С изменением политической ситуации в 1991 г. начинается бурный рост рек-

ламного бизнеса в России. Быстро увеличивается объем рекламы в СМИ, а 1995

г. наблюдается бурный рост региональных рекламных рынков. Появляются спе-

циализированные рекламные издания и профессиональные агентства. Растет

спрос на специалистов по рекламе.

В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе"

(ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы.

Из-за несовершенства этого закона, в марте 2006 г. принимается новый Феде-

ральный закон от 13. 03. 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", а 18 декабря 2006 г., 9

февраля, 12 апреля 2007 г. в него вносятся изменения.

Несмотря на усовершенствования законодательства, все еще актуальной ос-

тается проблема недобросовестной рекламы. Это связано с низкой культурой

участников рекламного процесса и отсутствием действенных органов, осущест-

вляющих контроль за соблюдением рекламного законодательства.

Выводы.

Реклама возникла в древний период истории, менялись ее формы особенно динамично в связи с развитием СМК и СМИ в ХХ столетии. На ее развитие существенное влияние оказали новые коммуникативные технологии. В России первой рекламной газетой стали «Ведомости Петра I». Особенно быстрыми темпами реклама в России начинает развиваться с середины 90-х гг. ХХ века в связи со становлением рыночной экономики. Рекламный рынок в России относится к быстро развивающимся мировым рекламным рынкам. В то же время мы технологически отстали в области рекламного бизнеса от запада.

Многие формы рекламы дошли до наших дней из древности, в том числе наружная реклама.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные этапы развития западной рекламы.

2. Что такое «амбус»?

3. Какие виды рекламы преобладали в Киевской Руси?

4. Как использовался лубок в средневековой России в рекламных целях?

5. В какой период появилась первая печатная реклама?

6. Охарактеризуйте советскую рекламу периода 60–80 годов ХХ в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.