КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Тема 5. История развития рекламы
Тема 5. История развития рекламы. Лекция 5. Реклама, как показывает история, одна из древнейших форм коммуникации. Без знания исторических вех развития рекламы невозможно понять проблемы и ее присутствие в современном обществе. В данной теме анализируется развитие рекламы в контексте истории за рубежом и в России, исторические этапы. Раздел 5.1. История развития рекламы за рубежом. Цели изучения раздела. Выявление зарождения и специфики развития рекламы за рубежом. Появление первых аналогов рекламы началось еще задолго до нашей эры. Прототипом для появления изобразительной рекламы служили древние орна- менты, различные рисунки, татуировки и т.д. С древности известны фирменные метки мастеров, удостоверяющие качество товаров, клейма, которыми метили скот и рабов, все это являлось своеобразным прототипом брендовой рекламы. Первые «рекламные» объявления, размещенные на папирусах, камнях, сте- нах домов, появились еще в Древнем Египте и Древней Греции. В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на деревянных дощечках и медных табличках. Чтобы избежать написание рекламы на стенах жилых домов, стали выстраивать для этой цели специальные стены – "амбу- сы". В средние века широкое распространение приобретает устная реклама. По- являются специально нанятые люди – глашатаи и гонцы, которые распростра- няли рекламную информацию на базарах, торговых рядах, постоялых дворах и т. д. и могли принимать заявки от населения. Появляется новая профессия – сборщик и разносчик новостей. В ХI–ХII вв. особое распространение получает геральдика – «наука» о прин- ципах и правилах использования изображений в знаках и гербах. Фактически
геральдика стала прообразом современных товарных знаков. С изобретением Гутенбергом печатного станка в 1465 г. появляется первая типография. Первое напечатанное рекламное объявление появилось в Лондоне в 1472 г., текст которого был вывешен на двери одной из церквей и информиро- вал прихожан о продаже молитвенника. Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реност- но, открывшего в 1630 г. в Париже справочную контору, печатавшую реклам- ные объявления во «Французской газете». В XVIII веке особую популярность приобретают листовки, в которых так же содержалась рекламная информация. В американских колониях одной из первых газет, специализировавшихся на рекламных объявлениях, явилась газета «Бостон Ньюс-леттер» – 1704 г. Боль- шое количество рекламы публиковала «Газетт», основанная Бенджамином Франклином в 1729 г., с именем которого связывают расцвет рекламы в США. С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фото- графиями для большей правдивости и убедительности. В Западной Европе бурное развитие рекламного дела началось в конце XVIII в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, а тексты предоставлялись клиентами. Первым агентством, прово- дившим рекламные кампании, считается агентство "Айер и сыновья", основан- ное в 1890 г. Дальнейшее развитие рекламного дела определяли достижения науки и тех- ники. В 1920-е годы выходит первая реклама на радио, а в 1930-е - первая теле- реклама, получившие бурное развитие после Второй мировой войны, с налажи- ванием массового производства радиоприемников и телевизоров. В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди та- ких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и
предпринимательство. В США и Европе созданы научно-исследовательские институты, где опыт- ные специалисты разрабатывают теорию рекламного дела. Психологи заранее рассчитывают воздействие на прохожих, пассажиров, телезрителей каждой де- тали рекламы. Изменениям в современном рекламном бизнесе способствуют создание ме- ждународных сетей рекламных агентств, обмен международным опытом, пре- вращение промышленных концернов в международные галоконцерны, широкое развитие международных связей. Спутниковое и кабельное телевидение, ком- пьютерная сеть становятся международными, появляются новые газеты, журна- лы, радио- и телеканалы, известные в ряде стран, - все это создает благоприят- ные условия для заказчиков рекламы в средствах массовой информации и для деятельности рекламных агентств, осуществляющих выбор соответствующих рекламных средств. Таким образом, в современных условиях реклама становит- ся транснациональной, а рекламные компании – международными. Раздел 5.2.Развитие рекламы в России. Цели изучения раздела. Выявление особенностей исторического становления и развития рекламы в России. Зарождение рекламного дела в России традиционно относят к X – XI вв. к периоду расцвета Киевской Руси, т.к. точных данных о более позднем периоде нет. Наиболее популярной в этот период была «голосовая реклама» (зазывалы, коробейники). Получило большое распространение производство лубков – листов с опреде- ленной информацией, переданной в картинках. Центром "лубочной культуры" стал Великий Новгород. В XVIII в. в «Ведомостях Петра I», появляется первая российская печатная реклама. Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой харак- тер. В XIX в. рекламу в России стали размещать на установленных в различных частях города круглых тумбах, на конках, в трамваях. В различных городах по- являются специализированные издания с рекламой «Торговля», «Деловой биз- несмен», «Нижегородская ярмарка» и прочее. Широко используется "голосовая реклама", осуществляемая, как правило, подростками, которые на перекрестках и других людных местах громко выкри- кивали названия и цены товаров, а также последние новости.
Появляются специализированные конторы, бюро. Авторитетным рекламным агентством XIX в. была центральная контора объявлений торгового дома "Мет- цель и К°", появившаяся в 1870 г. После Октябрьской революции 1917 г. реклама была монополизирована го- сударством. Появляются централизованные рекламные агентства: "Реклам- транс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама". В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной вы- ставке были представлены работы мастеров рекламы, на которой за цикл плака- тов В.В. Маяковский и художник А.М. Родченко были награждены серебряны- ми медалями. Советская реклама в конце 20-х – 30-е гг. фактически слилась с пропагандой. Идеологические черты стали содержать в себе большинство рекламных продук- тов, адресованных к массовому потребителю. Данная ситуация продолжалась вплоть до конца 50-х - начала 60-х гг. В 60–80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым в то время мировым стандартам. Тем не менее, в СССР практически отсутство- вала коммерческая и телевизионная реклама, а имевшиеся рекламные продукты (объявления в газетах, буклеты, плакаты), были просты и мало распространен- ны. Основной проблемой рекламного дела 1980-х гг. был бюрократический ап- парат, да и плановая экономика не способствовала развитию рекламы. С изменением политической ситуации в 1991 г. начинается бурный рост рек- ламного бизнеса в России. Быстро увеличивается объем рекламы в СМИ, а 1995 г. наблюдается бурный рост региональных рекламных рынков. Появляются спе- циализированные рекламные издания и профессиональные агентства. Растет спрос на специалистов по рекламе. В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы. Из-за несовершенства этого закона, в марте 2006 г. принимается новый Феде- ральный закон от 13. 03. 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", а 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля 2007 г. в него вносятся изменения.
Несмотря на усовершенствования законодательства, все еще актуальной ос- тается проблема недобросовестной рекламы. Это связано с низкой культурой участников рекламного процесса и отсутствием действенных органов, осущест- вляющих контроль за соблюдением рекламного законодательства. Выводы. Реклама возникла в древний период истории, менялись ее формы особенно динамично в связи с развитием СМК и СМИ в ХХ столетии. На ее развитие существенное влияние оказали новые коммуникативные технологии. В России первой рекламной газетой стали «Ведомости Петра I». Особенно быстрыми темпами реклама в России начинает развиваться с середины 90-х гг. ХХ века в связи со становлением рыночной экономики. Рекламный рынок в России относится к быстро развивающимся мировым рекламным рынкам. В то же время мы технологически отстали в области рекламного бизнеса от запада. Многие формы рекламы дошли до наших дней из древности, в том числе наружная реклама. Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите основные этапы развития западной рекламы. 2. Что такое «амбус»? 3. Какие виды рекламы преобладали в Киевской Руси? 4. Как использовался лубок в средневековой России в рекламных целях? 5. В какой период появилась первая печатная реклама? 6. Охарактеризуйте советскую рекламу периода 60–80 годов ХХ в.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |