Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство и многообразие форм бытия философии. Национально-исторический характер философии. Функции философии




Специфика философского мышления: рефлексивность, конкретность и всеобщность. Уровни и формы философского знания. Житейская мудрость. Взаимосвязь и различия философии и науки, философии и искусства

 

Специфической чертой философии является ее рефлексивный характер. Не следует путать рефлексию философскую и рефлексию как рефлекс. Философская рефлексивность – это способность философа обобщать данные отдельных конкретных наблюдений и занимать по отношению к этим данным отстраненную, сугубо мыслительную позицию. Важно то обстоятельство, что эта отстраненная, рефлексивная позиция невозможна без индивидуального личного усилия. И хотя со времени своего возникновения философия превращается в теорию, в набор специфических приемов и методов анализа, тем не менее следует помнить именно о конкретной, личной рефлексивной способности, которую демонстрирует человек. Есть такая способность – значит перед нами философ, нет такой способности – нет философа.

Рефлексивность философии наглядно демонстрируется на примере возникновения самой философии. Вспомним, что философия возникает в Древней Греции на рубеже 6-5 в.в. до нашей эры. Ее появление связано с именами Пифагора, Фалеса Милетского, Анаксимандра и Анаксимена из Милета, Гераклита Эфесского, пифагорейца Парменида и, наконец – афинянина Сократа.

Что отличает этих первых философов от просто мудрецов. Как указывает В.И.Плотников, специалист по этому вопросу, у греков было достаточно мудрости, и политической (Солон), и религиозной (орфики мистики), и житейской (Одиссей). Однако такой мудрости для философии было недостаточно. Мудрость необходимо было «любить», т.е. как-то к ней относиться, размышлять над ней, рефлексировать над ней, помещая в особое мыслимое пространство, которым был для Сократа мир идей.

Как пишет В.И.Плотников, Сократ применяет мифологическую мудрость ко всем видам человеческой жизнедеятельности. «Сократ не только вопрошает, он все время добивается ясности в понимании очередного предмета обсуждения и размышления. Он извлекает конечный смысл из стремления понять знание как таковое, и таковым является истина. В нравственности его привлекает добро как внутренний смысл блага. В религии он учит ценить не культ, а божественное начало в собственной душе, в искусстве – прекрасное как таковое и т.д. Тот же самый путь Сократ избирает и в понимании мудрости. Его отношение к ней предельно четно выражает формула: философ - это не мудрец, это всего лишь искатель мудрости» (Двадцать лекций по философии. Екатеринбург. 2001., С. 50 – 51).

Т.о. философ не довольствуется мифологическим объяснением мироздания, он стремится подвести эти мифологически принципы под индивидуальную жизнь человека, тем самым принуждая человека задумываться над предельными основаниями устройства космоса и судьбы человека в космосе.

Похожие процессы превращения мудрости в философию реализовывались не только в Греции указанного времени. То же происходило в Китае и Индии. В Индии, например, Будда Шакхья-Муни отвергает ряд мифологем брахманизма и Упанишад, перенося центр своих рассуждений на человеческое «Я». Будда требует от последователей личного, нравственного усилия в деле достижения просветления. Он указывает на конкретную, индивидуальную точку приложения личных усилий на пути преодоления страданий и циклов перерождений. Буддист становится не только йогом, человеком, исполняющим ритуалы и предписания, он должен постоянно отслеживать в сознании жизненные привязанности. Сначала фиксировать их, т.е. отстраняться от них, замечать их, а потом ритуально избавляться. Мудрость Вед и Упанишад заменилась буддисткой философской рефлексией.

В Древнем Китае символом и средоточием мудрости служила Книга Перемен – И-цзин. Она представляла собой одновременно гадательный текст и мифологическую модель Космоса с главными элементами Небо – Земля – Человек. Однако, в 5-6 веках до н.э. в эпоху Чжаньго, под влиянием ряда неблагоприятных для Китая факторов, мудрости И-цзин становится мало для объяснения оснований мироздания. Появляющиеся в эту эпоху свободные учителя, среди которых был Конфуций и Чжуан-цзы, создают оригинальные именно философские системы, в центре которых опять таки становится человек. Идеальной модели мира не хватает для объяснения того, как она должны реализовываться. Известна притча Чжуан-цзы о том, что человек после того, как он просыпается, не может с точностью сказать, то ли ему снилось, что он был бабочкой, то ли бабочке до сих пор снится, что она человек. Отсюда вывод – человек должен сам, опираясь на свое собственное мышление удостовериться, спит ли он до сих пор, или уже проснулся. Позднее, в 17 веке французский философ Рене Декарт выведет знаменитую формулу: мыслю, следовательно, существую. Это означает, что существование человека определяется его мышлением, а, например, не его телесностью, чувствами или национальной принадлежностью. Другой философ истолковал мысль Декарта следующим образом: «Не мыслю, следовательно, не существую». Мыслить для Декарта – значит самому, самостоятельно, критически относиться к каждому представлению, переживанию, акту, интуиции, которые появляются у человека. В 18 веке немецкий философ Кант добавит, что философской рефлексии следует не только отслеживать источники появления представлений и идей в сознании, но к тому же стараться фиксировать ту мыслительную способность при помощи которой идеи и представления фиксируются.

Т.о. философская рефлексия содержит в себе отстраненность позиции философа в отношении мира, его способность критически упорядочивать материал внешнего мира в сознании и попытку разграничения различных мыслительных способностей, на основании которых материал внешнего мира откладывается в сознании.

Конечно, подобным уровнем рефлексии обладают только специалисты, философы – революционеры. Реально философия может существовать и на других уровнях знания. Например, не только на уровне философской теории, но и на уровне обыденных философских представлений, а так же на уровне образов и метафор. Философская теория стремится построить целостную онтологию мира, вывести принципы и условия его познания, т.е. дать определенные гносеологические установки. Или же наоборот, доказать, что никакой онтологии нет, что в мире нет окончательных метафизических оснований и что никаких единых гносеологических постулатов не существует. В любом случае философская теория озабочена целостностью, всеобщностью отношений человека и мира.

Уровень обыденного мышления, народной мудрости, притч, сказок, устного фольклора - это кладезь философских истин и прозрений. Все пословицы и поговорки – это концентрированное выражение многовекового народного опыта, его стихийной, народной философии. Специфика такого уровня философского знания заключается в том, что оно обязательно привязано к ситуации, сугубо конкретно. Та же самая пословица в разном контексте может дать и разное значение. Например, фраза «каждому свое». В зависимости от контекста идея, заложенная в этой фразе, приобретает либо зловещий смысл, либо смысл, утверждающий нормальное разделение ролей и функций человека в обществе или группе. Философская мудрость будет заключаться не в самом произнесении пословицы или афоризма, а в уместности произнесения его в той или иной ситуации, в способности отстраниться от ситуации, отрефлексировать ее.

Образный уровень существования философии проявляется в произведениях искусства, в поэзии, литературе, живописи. Характерно, что первые философские трактаты писались в стихотворной форме, философы активно использовали для пояснения своих идей метафоры и образы. Образность была необходимой чертой философского повествования и самого содержания мысли. До сих пор различные философские школы спорят о необходимости использования метафор для определения важнейших философских терминов и понятий. Например, немецкий философ Мартин Хайдеггер дает такое определение самой философии: «Философия – это ностальгия, тяга повсюду быть дома». Конечно, с точки зрения научной строгости такое определение философии предельно абстрактно и поэтично. Но с точки зрения смысла существования философии хайдеггеровское определение максимально содержательно, емко и точно. Сам философ посвящает десятки страниц толкованию своего определения.

В итоге можно сделать вывод о том, что философия с одной стороны является строгой наукой, поскольку требует от философствующего предельной конкретности, ясности, последовательности логических выводов и постулатов. С другой же стороны философия сродни религии, поскольку философ не довольствуется объективной картиной мира, а требует от человека ценностного отношения к этому миру, отношения духовно-практического. Вспомним пример Сократа, который принял чашу с ядом ради доказательства истинности своих взглядов. Вспомним Диогена Синопского, по прозвищу собака, который жил в бочке и цинично попирал все нормы приличия и правила поведения, принятые в греческом обществе. Вспомним Бенедикта Спинозу, который писал философские трактаты и был при этом шлифовальщиком стекол. Эти и многие другие философы жизненным примером утверждали и подкрепляли свои абстрактные философские взгляды, подтверждая, что философия – это не только сухое кабинетное знание, но и жизненная позиция, реальное отношение к объективным жизненным обстоятельствам.

 

Философия, как форма духовной деятельности необходимо должна нести в себе момент историчности. Философия – это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека. Проблемы исторической обусловленности философии имеет много аспектов, сторон. Прежде всего, своего времени, своей цивилизации, своего народа, государства, вероисповедания и т.д. Следовательно, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность и другие моменты, которые характеризуются определенными материальными и духовными параметрами: развитием производства, характером общественных отношений, состоянием науки, культуры, искусства, тенденциями в их развитии и т.д.

Признавая историческую обусловленность многообразия философских учений, школ и течений, следует иметь в виду, что это признание не отменяет приоритета личного начала философии. Философия – это продукт размышлений, переживаний конкретной личности.

Подчеркивая принципиальное значение личностного выражения в исторической обусловленности творчества, следует также отметить внутреннюю противоположность влияния "исторического фактора" на развитие историко-философского процесса. С одной стороны, каждая историческая эпоха, государство, культура создают предпосылки для сходной, тождественной поставки и решения философских проблем. Но с другой стороны, это тождественность обуславливает различия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре создается иная тождественность, и значит, в разные эпохи, в разных культурах должны быть разные способы постановки и решения философских проблем.

Вместе с тем, историческое развитие необходимо предполагает преемственность между эпохами и культурами. И это обуславливает возможность заимствования накопленного предшествующими поколениями богатства философской мысли и ее продолжения.

Наличие философской традиции показывает, что философская мысль устойчива. Она периодически возвращается к одной и той же проблематике и решат эту проблематику близкими средствами.

Выделим общую типологию философских школ и направлений, используя для этого различные критерии и признаки.

Первый критерий – онтологический. По этому критерию все философские учения и школы делятся на идеалистические и материалистические. Идеализм признает истинным бытием мир идеальных сущностей. И этот же мир для идеализма первичен, а следовательно более значим и существенен. Материализм отдает первенство миру материальному, а мир идеальный ставит на второе по значимости место. Классическими идеалистами были Платон и Гегель. Между идеализмом и материализмом промежуточное положение занимают философы дуалисты, это те, кто признает в качестве онтологических оснований одновременно и мир материальный и идеальный. Дуалистами в философии принято считать Аристотеля, Декарта, Канта.

Второй критерий выделения философской традиции – гносеологический. Согласно этому критерию и идеализм, и материализм расходятся в границах и источниках познавательных способностей. Внутри философского идеализма различают идеализм объективный и идеализм субъективный. Первый из них источник сознания видит в сверхчеловеческом, надличностном разуме, а второй – в разуме личностном, индивидуальном. Объективными идеалистами были Платон и Гегель, субъективными – английские философы Беркли и Юм. Так же гносеологический критерий указывает на принципиально различные взгляды отдельных школ и философов в отношении основных форм и видов познания. Философы, настаивающие на том, что основную роль в процессе познания имеют ощущения, называются сенсуалистами. Сенсуалистом, например, был Дж. Локк. Противоположность сенсуализму – рационализм, который признает значимость чувственного познания, но главенствующую роль отдает знанию рациональному, принципиально не получаемому ни из опыта, ни из ощущений. Рационалистами были Лейбниц и Гегель.

В другом контексте понятие рационализм употребляется как противоположность иррационализму, который ограничивает роль разума или полностью отрицает его роль в познании окружающего мира. Иррационализм делает акцент на мистической интуиции философа, откровении, сверхчувственном созерцании. В основе иррационализма лежит установка на абсурдность, нелогичность самого мира. Иррационалистами в философии были Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.

Философские построения различаются по методологии. Здесь выделяют две главные формы философствования: метафизическую и диалектическую. Метафизической философией называют ту, которая пытается дать ответ на поставленную проблему или вопрос. Метафизика дает завершенное, готовое отображение мира, выражая его в конкретных понятиях и категориях. Для метафизики сущность вещей неизменна и вечна, а сами вещи неподвижны и устойчивы во времени. Метафизиками были французские материалисты – Вольтер, Дидро. Диалектическая методологтия исходит из признания подвижности, текучести как внешнего бытия, так и отражающих его категорий. В мире. Полагают диалектики, нет готовых вещей, а есть противоречивые процессы. Диалектиками в истории философии были Гераклит, Платон, Гегель.

Метафизический критерий используется для разделения всех философских школ на классические и неклассические, современные. Здесь слово «метафизика» используется не в качестве методологии, а в качестве одного, предельного основания, которое философия закладывает в основание мира. Этим основанием может выступать идея, как у Гегеля и Платона, материя, как у Маркса, воля, как у Шопенгауэра, жизнь, как у Ницше. Современная философия, ориентированная антиметафизически, не признает наличие подобного рода предельных оснований. Антиметафизической можно назвать структуралистки ориентированную философию, философию языка, постмодернисткую философию.

Важно помнить, что все из вышеперечисленных философов, философских школ и течений разрабатывали один круг вопросов и проблем. Это вечные проблемы: что есть человек? В чем смысл его существования? Какое место в мире он занимает? Как он познает? Что есть истина, добро, справедливость, в чем их основания.

В зависимости от эпохи, уровня науки, общефилософской парадигмы философия отвечала по-разному на эти вопросы. И это не означает, что между философскими традициями нет преемственности. Преемственность в том, что каждой «новой» философии приходится вступать в диалог со всей предшествующей традицией, конкретным образом к ней относиться. Хотя, конечно, такой преемственности, как в физике и математике в философии нет. Например, было бы некорректно и даже абсурдно, говорит о немецкой или испанской математике или химии. Химия, физика, математика, геометрия - едины для всех национальностей без исключения. Однако русская, немецкая, французская философия, - понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Философия глубочайшим образом выражает душу народа, его внутренний духовный опыт. Так, русская философия развивалась в сотворчестве и в определенной оппозиции к философии Запада. Опираясь на православные традиции, художественную культуру, особый жизненный уклад народа, его традиции, русская философия уже в 19 веке обнаруживает свою собственную оригинальность и особенность. Разум, логика, теория познания, - столь тщательно анализируемые западной философией не становятся главными темами философии русской. Русская философия стремится к цельному знанию, описывая, обосновывая и разрабатывая такие понятия как соборность, всеединство, симфонизм.

Составляя стержень национального самосознания, национальная философия открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно понять или принять, не участвуя в жизни и делах своих сограждан и соотечественников. Оказывается, что простой «экспорт» философских идей невозможен и не нужен. Вспомним распространение идей марксизма в России. Русский марксизм оказался совсем иным, чем немецкий марксизм Маркса.

Подытоживая все вышесказанное в данной лекции, обозначим основные функции философии как по отношению к культуре, так и в отношении общества в целом.

Как указывает И.Я.Лойфман, «генеральной» функцией философии является ее мировоззренческая функция. Расшифровывая это положение, мы обнаруживаем, что философия начинается функционально там, где человек ведет поиск своего места в мире, отвлекаясь от частностей и его многообразия. В мировоззрении существуют три основных уровня: теоретический, практический и духовный. Так и философия в ее мировоззренческой функции влияет на все эти три «ипостаси» человека, человека, смотрящего на мир. На уровне теории она влияет в качестве философских принципов, на уровне практическом – в качестве мировоззренческих убеждений, на уровне духовном – в качестве идеалов

Оказывается, что философия присутствует во всякой деятельности, в работе художника, мастера, поэта, актера. Она, по словам Маркса, является живой душой культуры. Вопрос только в том, на каком уровне реализуется философия в деятельности человека, на уровне высокой теории, на уровне художественных образов, на уровне житейской мудрости или бессознательных проявлений национального менталитета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.