Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Предмет, задачи и виды анализа и диагностики

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

2. ВИДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю» и имеет современ­ное толкование в широком смысле как разбор, рассуждение, раз­ложение на составные части. Такое_расчленение позволяет на уровне человеческого мышления понять сущность изучаемого предмета, явления или процесса в окружающей нас среде.

Диагностика (от греч. diagnostikos — способный распознавать) является учением о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза. Применительно к финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий диагностика является аналитичес­кой процедурой, имеющей цель установить и изучить «болевые точки», предсказать возможное развитие событий. Используя медицинскую терминологию, диагностика финансового состоянияпредприятия позволяет поставить диагноз его финансовому здо­ровью и разработать меры по оздоровлению.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия является Объектом исследования экономической теории, экономики, тео­рии управления, организации и планирования, статистики, бух­галтерского учета и других наук. Каждая из перечисленных дис­циплин имеет свой предмет исследования, который отличает ее от других. Например, экономика изучает проявление общих и част­ных экономических законов в конкретных условиях отрасли или предприятия.

Предметом анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются конечные результаты работы, причины их изменения и возможные экономические последствия. Конечный результат хозяйствования может характеризоваться фи­нансовым состоянием предприятия, массой полученной прибыли (экономический результат), объемом произведенной и проданной продукции (производственный результат), уровнем технического и социального развития. Перечисленные характеристики взаимо­связаны и взаимообусловлены, так как являются отражением эф­фективности деятельности в финансовой, экономической, произ­водственной и социальной сферах.

Так, устойчивое финансовое положение характеризуется нали­чием достаточного количества собственных средств, что может быть достигнуто при высоких производственных и экономических результатах.

Задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий вытекают прежде всего из тех функций, которые они выполняют в системе других прикладных дисцип­лин. Основными из них являются:

повышение научно-экономической обоснованности разработ­ки бизнес-планов и внутрипроизводственных нормативов;

оценка уровня эффективности использования трудовых, мате­риальных и финансовых ресурсов (отдельно или в совокупности);

поиск резервов экономии затрат на всех стадиях финансово-хо­зяйственной деятельности;

подготовка аналитических материалов (предложений) для при­нятия решений по реализации выявленных резервов;

контроль за выполнением планов и принятых управленческих решений.

Учитывая, что анализ и диагностика—дисциплина приклад­ная, значение ее определяется реальной пользой, которую она мо­жет принести в современных условиях. Результаты анализа и диаг­ностики являются базой бизнес-планирования, роль которого в настоящее время трудно переоценить.

2. ВИДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ

В современной научной и учебной литературе представлен до­вольно широкий спектр видов анализа.

Виды экономического анализа классифицируются по следующим признакам:

1) по объектам:

а) макроэкономический;

б) отраслевой;

в) территориальный и региональный;

г) микроэкономический.

2) по субъектам и характеру информации:

а) внутренний. Проводится работниками самого предприятия и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия.

б) внешний анализ. Производится возможными пользователями информации, являющимися посторонними лицами для предприятия. К ним относятся банки, кредиторы, налоговые органы, акционеры и т.д. Они анализируют деятельность предприятия на основании данных публичной отчетности, к которой прежде всего относится бухгалтерская отчетность.

3) по признаку времени:

а) ретроспективный (анализ прошлого)

· итоговый (годовой);

· текущий (за месяц, квартал, цикл работы);

б) оперативный (ситуационный). Проводится после совершения хозяйственных операций или в период их совершения.

в) предварительный (перспективный). Оценив намечаемые мероприятия, заранее определяет их экономическую эффективность при различных вариантах решения. Особо важен, когда требуются большие финансовые вложения.

4) Наибольший практический интерес представляет деление анали­за по функциональному признаку, т. е. по той роли и задачам, кото­рые он выполняет и решает. Выделяют финансовый, управленчес­кий, маркетинговый, инвестиционный, технико-экономический, ло­гистический, функционально-стоимостный и другие виды анализа.

Финансовый анализ занимает одно из центральных мест. Он яв­ляется существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Основное его назначение— диагностика финансовых ре­зультатов предприятия, оценка финансового состояния и эффек­тивности финансово-хозяйственной деятельности. В процессе проведения финансового анализа могут быть получены ответы на следующие вопросы:

каков имущественный потенциал предприятия и какие измене­ния в нем произошли за отчетный период;

насколько оптимальна структура активов предприятия;

какова структура источников средств предприятия и какие из­менения в ней произошли;

обеспечивалась ли платежеспособность предприятия в анали­зируемом периоде;

каковы перспективы утраты или восстановления платежеспо­собности предприятия; будет ли обеспечена финансовая устойчивость на ближайшую и долгосрочную перспективу;

целесообразно ли предприятию привлекать заемные средства и имеются ли объективные предпосылки для получения кредита;

каковы должны быть направления управленческих решений для достижения поставленных перед предприятием целей.

Управленческий анализ направлен на разработку информации, необходимой руководству для оперативного планирования, конт­роля и принятия управленческих решений, касающихся использо­вания денежных средств, продажи продукции, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Управленческий анализ имеет следующие особенности:

ориентация результатов анализа на цели и интересы руководи­телей предприятия;

использование всех источников информации (учетно-отчетных данных, прямого эксперимента, данных экспертов) для анализа;

отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

интеграция результатов учета, анализа и планирования в при­нятии управленческих решений;

закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерчес­кой тайны.

Маркетинговый анализ является практическим инструментом в рыночной деятельности предприятия, направленной на продви­жение товаров (работ, услуг) от того, кто их производит, к тому, кто в них нуждается. Маркетинговый анализ способствует осуще­ствлению процесса обмена. Его основными функциями являются:

исследование рынка по направлениям деятельности предприя­тия;

разработка стратегии маркетинга на удовлетворение требова­ний потребителей при максимизации собственной прибыли пред­приятия;

исследование потребительских свойств производимой продук­ции путем изучения требований покупателей;

оценка конкурентоспособности продукции предприятия и со­ответствия требований покупателей к продукции, выпускаемой конкурентами;

определение структуры и динамики потребительского спроса на продукцию предприятия;

выявление рыночных потребностей, которые не удовлетворя­ются предприятиями-конкурентами;

участие в формировании ассортиментной и ценовой политики предприятия, выбор каналов товародвижения и сбыта продукции;

разработка предложений по стимулированию увеличения объе­ма продаж выпускаемой продукции; анализ внутренней среды предприятия, оценка его конкурен­тоспособности на целевых рынках (интеллектуального потенциа­ла сотрудников, творческих возможностей коллектива и техничес­кого уровня производства в сравнении с возможностями конку­рентов).

Инвестиционный анализ используется для разработки програм­мы диагностики инвестиционной деятельности предприятия. Он позволяет оценить жизнеспособность предпринимательского про­екта путем сравнения альтернатив по показателям затрат, прибы­ли, рентабельности производства, эффективностикапитальных вложений, степени риска вложений, самоокупаемости и др. с точ­ки зрения эффективности будущего бизнеса. При этом анализиру­ются варианты будущих вложений денежных средств по следую­щим направлениям:

покупка земли, на которой будет располагаться будущее новое производство;

расходы на геолого-изыскательские работы иразработку проектносметной документации;

стоимость строительно-монтажных работ по возведению объекта;

приобретение технологического, транспортного, энергетичес­кого ипрочего оборудования;

монтаж, наладка и пуск оборудования;

приобретение лицензий на технологию, на право производства конкретного товара;

покупка и оплата различных ноу-хау;

затраты на создание мощностей по охране окружающей среды;

вложения по приобретению различной информации;

затраты на создание или пополнение оборотных средств.

Прогнозируя последствия инвестиций, с помощью анализа вы­бирают наиболее целесообразные источники финансирования. Это могут быть государственные, муниципальные,зарубежные средства; заемные средства (кредиты банков, займы инвестицион­ных фондов, частных лиц); собственные источники (свободные денежные средства, эмиссия ценных бумаг, прибыль, амортизаци­онные отчисления и др.).

Технико-экономический анализ применяется для разработки ре­комендаций по улучшению экономических результатов за счет ис­пользования резервов в технике, технологии, организации произ­водства, а также за счет укрепления материально-технической базы предприятия.

В процессе технико-экономического анализа осуществляют:

диагностику производственных результатов во взаимосвязи со структурой основных производственных фондов, уровнем эффек­тивности использования активной части фондов, ритмичностью работы предприятия; оценку технического уровня развития предприятия, которая может быть выражена уровнем качества и конкурентоспособности продукции, а также другими показателями (потери от брака, рек­ламации);

выявление резервов в использовании производственных ресур­сов, в первую очередь анализ уровня производственных запасов;

оценку использования трудовых ресурсов, организации труда, его фондообеспеченности и энергообеспеченности;

анализ непроизводительных затрат рабочего времени и эффек­тивности морального и материального стимулирования повыше­ния производительности труда;

анализ соответствия профессионального и квалификационного состава работающих требованиям производства, оценка условий труда, результатов принятой на предприятии социальной полити­ки.

Логистический анализ исследует товарные потоки на пути от поставщиков сырья до потребителя и направлен на поиск резер­вов ускорения оборачиваемости материальных и денежных средств в сфере обеспечения предприятий всем необходимым, при производстве и продаже продукции, выполнении работ, услуг.

Логистический анализ охватывает следующие функциональные области логистики:

закупочную — управление материальными потоками в процес­се обеспечения предприятия материальными ресурсами;

производственную — управление материальными потоками на стадии производства товара;

распределительную — управление в процессе распределения материальных потоков между оптовыми покупателями, т.е. опто­вой продажей товаров;

транспортную — задачи, решаемые при управлении материаль­ными потоками на транспортных участках;

информационную — управление информационными потоками на всем пути прохождения материальных потоков.

С помощью данного анализа в рассматриваемых областях логи­стики выявляют резервы снижения запасов на пути движения ма­териальных потоков, сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи, снижения транспортных расходов, сокра­щения затрат ручного труда и соответствующих расходов на опе­рациях с грузом. При этом осуществляется поиск возможностей реализации «правила логистики»: нужный товар необходимого ка­чества и в необходимом количестве должен быть доставлен в нуж­ное время и в нужное место с минимальными затратами.

Функционально-стоимостный анализ служит для выявления ре­зервов сокращения затрат, связанных с нерациональнымили не­совершенным конструкторским решением. Поиск резервов воз­можен при одновременном исключении лишних функций.

конечная цель рассматриваемого анализа — определение наи­менее затратного варианта. При этом решаются следующие зада­чи:

детализация объекта изучения;

группировка функций и соответствующих им затрат на глав­ные, вспомогательные и ненужные;

определение величины затрат на изготовление изделия при ис­ключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;

разработка предложений по технологическому и организаци­онному совершенствованию производства.

Возможности использования функционально-стоимостного анализа не ограничиваются только инженерной областью. Напри­мер, в растениеводстве объектом рассмотрения может быть выра­щивание какой-либо сельскохозяйственной культуры с использо­ванием машинно-тракторных агрегатов с разными затратами. В качестве предложений могут быть сделаны рекомендации по при­менению комбинированных машинных агрегатов (несколько опе­раций в одном проходе), что позволяет снизить прямые эксплуа­тационные затраты и уменьшить уплотнение почвы, а также уменьшить затраты по ликвидации этого уплотнения (устранение ненужной функции уплотнения почвы).

Применение функционально-стоимостного анализа в лесо­хозяйственном производстве очень перспективно, так как реально способствует повышению конкурентоспособности продукции оте­чественных предприятий.

Следует отметить, что в современных условиях происходит сти­рание граней между перечисленными видами анализа, так как по­казатели, применяемые при этом, все больше отражают конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие задачи позволят реищть анализ финансово-хозяйственной деятельно-

сти предприятия

2. Чем определяются цели анализа и диагностики предприятия?

3. Охарактеризуйте классификацию анализа по функциональному признаку.

4. Что объединяет все виды экономического анализа?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия прочности по нормальным напряжениям | Лекция 2.Принципы, методы и приемы анализа и диагностики, информационное обеспечение анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.