Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды самостоятельной работы школьников




В дидактической и методической литературе встречаются многочисленные классификации видов самостоятельной работы учащихся по различным основаниям и критериям. Среди них выделяются следующие: по дидактической цели применения – познавательные, практические, обобщающие; по типам решаемых задач – познавательные, творческие, исследовательские и др.; по уровню проблемности – репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие); по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся– фронтальные, групповые, индивидуальные; по месту их выполнения– классные, домашние; по методам научного познания – теоретические, экспериментальные, моделирование, наблюдение, обобщение, систематика, классификация.

Рассмотрим основные виды самостоятельной работы учащихся в зависимости от формы организации обучения.

 

Форма органи-зации обучения Виды самостоятельной работы учащихся
Уроки Работа с учебной литературой; самостоятельное решение задач; выполнение устных и письменных упражнений, заданий; подготовка к уроку рефератов, докладов; самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных обучающих и контролирующих программ; работа с различными карточками–заданиями.
Лекции Активное слушание и конспектирование лекции; работа с литературой, предложенной в контексте лекции; выполнение заданий, сообщенных учителем в начале лекции (составление плана лекции, поиск ответов на вопросы, составление тезисов лекционного материала).
Семинары Работа с литературой по теме семинара; написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре; подготовка рецензий на сообщение одноклассников.
Лабораторно-практические занятия Экспериментально-исследовательская работа, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов экспериментально-исследовательской работы.
Экскурсии Работа с учебной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии; написание обобщенных аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии, выполнение практических заданий в процессе проведения экскурсии (сбор природных материалов, выполнение зарисовок и т.д.).
Игры Работа по решению ситуативных задач и заданий, работа с компьютерными играми, работа с раздаточным дидактическим материалом.
Домашняя учебная работа Выполнение устных и письменных упражнений; решение задач; подготовка рефератов и докладов; выполнение практических (в том числе и творческих) заданий– наблюдение и фиксирование данных наблюдения, постановка опыта и т.д.
Сочетание раз-нообразных форм и техно-логий обучения Гибкое сочетание и разнообразное применение всех перечисленных выше видов самостоятельной работы учащихся.

 

При организации названных выше видов самостоятельной работы учащихся педагоги нередко допускают перегрузку школьников, что резко снижает ее эффективность. В соответствии с этим учителям необходимо ориентироваться на следующие методические рекомендации при организации данного вида деятельности учащихся:

· чаще менять виды учебной деятельности в процессе обучения;

· тщательно отбирать содержание учебного материала для организации самостоятельной работы учащихся;

· чередовать занятия гуманитарных предметов с естественно-математическими;

· последовательно усложнять содержание задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;

· не увеличивать объем домашних заданий, чаще давать задания с опорой на познавательный, творческий интерес учащихся;

· объем домашних заданий должен составлять по времени: 1 кл. – до 1 час., 2 кл.– до 1,5 час., 3-4 кл. – до 2 час., 5-6 кл. – до 2,5 час., 7 кл. – до 3 час., 8-11 кл. – до 4 час.

· в процессе занятий с учащимися младшего и среднего школьного звена использовать физкультпаузы, со старшеклассниками использовать приемы аутотренинга, релаксации, эмоциональной разрядки;

· периодически хронометрировать время, которое учащиеся реально тратят на выполнение домашних заданий и с учетом этого корректировать их объем;

· дифференцировать постановку задач и заданий для самостоятельной работы школьников;

· гибко сочетать самостоятельную работу учащихся с другими формами и методами обучения;

· сочетать контроль с самоконтролем, оценку с самооценкой.

Для организации системы самостоятельной работы учащихся важно, чтобы у школьников в процессе занятий развивался весь комплекс соответствующих умений: познавательных, организационных, технических и умений сотрудничества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.