Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Балльная система оценивания знаний и умений учащихся

Методика составления тестов.

Учителю-предметнику необходима для эффективного контроля деятельности учащихся целая серия тесов достижений. В связи с этим, учителям приходится самим разрабатывать дидактические тесты. Методика составления тестов представляет собой следующее:

1) изучить программу по предмету, структурировать материал, составить графы учебных элементов (УЭ);

2) определить объекты контроля, выделить контролируемые учебные элементы (УЭ) – правила, понятия, формулы, алгоритмы, межпредметные связи и т.д.;

3) определить, для какого вида контроля (текущего, тематического и т.д.) предназначается тест;

4) установить предназначение теста по уровню усвоения, относительно пригодности теста определенному уровню, установить его валидность и доступность;

5) подготовить систематизированную серию вопросов и заданий. На их основе сформулировать серию тестов в количестве 10-12 и более в зависимости от объема контролируемого материла;

6) проверить, соответствуют ли подготовленные вопросы и задания требованиям к тестам (валидности, надежности, определенности, простоты, возможности формализовать ответы учащихся);

7) разработать формы и способы выполнения заданий, ответов на вопросы: устные, письменные, практические, выборочные, конструируемые и 8) подготовить эталоны: точные ответы на вопросы, образцы выполнения заданий по каждой операции;

9) определить методику количественного и качественного анализа материалов тестирования, их обобщения, использования в учебном процессе для целей коррекции;

10) проверить качество подготовленных тестов на небольшой выборке учащихся, по необходимости внести коррективы;

11) подготовить разновариантные билеты с вопросами и соответствующие эталоны к ним; продумать использование технических, электронных и др. контролирующих средств.

 

Цель новой системы – 1) устранение психологической закомплексованности учащихся, напряженности, тревожности, чувства страха во время работы на уроке (устранение клейма «двоечника», «слабого троечника», которое порождало у учащихся негативное отношение к учебе в течение всего периода обучения); 2) осуществление более объективного подхода к оцениванию уровня знаний и умений учащихся (оценивается не «степень незнания», а степень знания, ориентированная на развитие учащихся); 3) преодоление формального отношения к обучению как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов (предполагается перевод всех учащихся в следующий класс, следовательно учителю не нужно заниматься «процентоманией»).

Введение 10-балльной системы обеспечивает дифференцированный подход к оценке учебно-познавательной активности школьников, социальную справедливость и защищенность личности. Данная система предполагает выделение пяти уровней усвоения учебного материала и соответствующей им оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Неудовлетворительно – 0 баллов

Первый уровень (почти удовлетворительно) – действия на узнавание изучаемых объектов и понятий – 1 и 2 балла (по старой шкале – 2)

Второй уровень (удовлетворительно и весьма удовлетворительно) – действия по воспроизведению учебного материла по памяти – 3 и 4 балла (по старой шкале – 3)

Третий уровень (почти хорошо и хорошо) – действия на осознанное воспроизведение учебного материала – 5 и 6 баллов (по старой шкале – 3 и 4)

Четвертый уровень (очень хорошо и почти отлично) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу – 7 и 8 баллов (по старой шкале – 4 и 5)

Пятый уровень (отлично и превосходно) – действия по применению знаний в незнакомой ситуации при решении новых задач – 9 и 10 баллов (по старой шкале – 5)

Данный подход позволяет полнее учитывать индивидуальные качества обучающихся.

Практические рекомендации для учителей в связи с введением 10-бальной системы оценивания размещались в предметных научно-методических журналах, и в Интернете на странице Министерства образования РБ.

Методические рекомендации были представлены по осуществлению текущего, периодического и итогового контроля по учебным предметам. Данные рекомендации касались русского и белорусского языков, литературного чтения, математики, курса «Человек и мир» в начальной школе, а также белорусского и русского языка и литературы, иностранного языка, математики, информатики, географии, биологии, физики, астрономии, вселенной, химии, истории, курсу «Человек. Общество. Государство», изобразительному искусству, музыке, физической культуре, мировой художественной культуре, технологии и трудовому обучению в средней школе.

В названных рекомендациях по каждому предмету были представлены примерные формулировки вопросов и заданий в соответствии с выделенными уровнями для оценивания достижений учащихся в области знаний, умений и навыков по 10-бальной шкале, причем примерные показатели отметки приводятся в рекомендациях по каждому виду контроля.

Отметки при поурочном контроле, за четверть, полугодие и учебный год выставляются учащимся в соответствии с разработанными и представленными примерными предметными нормами, а результат учебной деятельности учащихся оценивается до 10 баллов включительно независимо от уровня изучения предмета (базовый, повышенный, углубленный) и вида контроля. Выставление отметки за четверть или полугодие по учебным предметам осуществляется на основе результатов тематического и промежуточного контроля с учетом преобладающего или наивысшего балла (по усмотрению учителя), полученного учащимися при текущем поурочном контроле. Отметка должна соответствовать фактическому уровню усвоения учащимися учебного материала на момент их аттестации.

В частности для оценивания достижений учащихся во время текущего контроля предлагается использовать рейтинговую шкалу, включающую № задания и его описание, «цену» одного задания, суммарный балл, который может набрать ученик и отметку

Итоговый контроль предполагает определение уровня усвоения учебного материала учащимися за год. Итоговая отметка за год выставляется на основе отметок за каждую четверть (триместр, полугодие) с учетом индивидуальных достижений учащихся по максимальному баллу.

Однако в подготовительном и первом классах начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Учитель должен осуществлять систематический учет усвоения учащимися знаний, умений и навыков и фиксировать результаты в своих рабочих записях. Во втором и третьем классах при осуществлении текущего контроля результаты учебной деятельности младших школьников оцениваются отметкой до 10 баллов включительно. И так на протяжении всего дальнейшего периода обучения в среднем образовательном учреждении.

Индивидуальная динамика развития учащихся определяется на основе сравнения текущих успехов ученика с его же успехами некоторое время назад. Сравнение учащихся между собой не допускается.


Тема 11. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Анализ состояния современной практики образования

2. Основные положения новой образовательной парадигмы

3. Национальная система образования в Республике Беларусь

4. Мировые тенденции развития высшего образования

5. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Литература:

 

1. Батюшко В.И., Стражев В.И. Модели двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием // Вышэйшая школа. – 2003. – № 1. – С. 44 – 47

2.Основы педагогики: Учеб. пособие /А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.

3. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тесты в процессе контроля, их общая характеристика | Анализ состояния современной практики образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.