Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировые тенденции развития высшего образования

Национальная система образования в Республике Беларусь.

Образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование бывает: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское (аспирантура, докторантура). Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом развитии личности, углубление профессиональной компетентности и включает: а) внешкольное воспитание и обучение; б) повышение квалификации и переподготовку кадров.

Национальная система образования включает: а) участников образовательного процесса; б) образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы; в) учреждения образования и воспитания; г) государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов).

К учреждениям образования и воспитания относят: дошкольные учреждения (ясли, детские сады), типовые общеобразовательные учреждения (школы), учебные заведения нового типа (лицеи, гимназии, колледжи), профессионально-технические, средние специальные учебные заведения (училища, техникумы, колледжи), высшие учебные заведения (институты, университеты, академии), учреждения внешкольного воспитания и обучения (ДЮСШ, ЦДТ, СТТ, СЮТ, СЮН, УПК, КЮМ и т.д.), социально-педагогические учреждения (детские приюты, детские дома и т.д.), специальные учебно-воспитательные учреждения (санаторно-лесные школы, интернаты и т.д.), научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий и т.д.

Структура общеобразовательной школы в соответствии с осуществляемой реформой, предполагающей 12-летнее обучение, включает следующие три ступени:

· общее начальное образование (1– 4 кл.). Обеспечивает формирование первоначальных необходимых умений учебной деятельности, обучение чтению, письму, счету, культуре языка и поведению и т.д.;

· общее базовое образование (5 – 10 кл.). Обеспечивает усвоение школьниками системы общенаучных знаний, способов мышления и деятельности, основ функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической и т.д.);

· общее среднее образование (11 – 12 кл.) – лицейская ступень. Обеспечивает профильную дифференциацию в процессе обучения на основе учета способностей, склонностей и желания учащихся и их родителей, профессиональную ориентацию.

Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища) появились в Беларуси в начале 1990 –х г. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования молодежи. Основа поступления – базовая школа. В условиях УЗНТ широко осуществляется инновационная педагогическая деятельность. Учебный процесс здесь строится на основе учебных планов, в которые наряду с общеобразовательными предметами введены профилирующие курсы (в лицеях, гимназиях), специальные дисциплины (в колледжах, высших проф. училищах). Наряду с известными формами обучения (уроки, факультативы, экскурсии и т.д.) в УЗНТ используются и вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные занятия и практикумы) и контроля знаний (коллоквиумы, зачеты, экзамены). В процессе внеклассной работы широко используются научные конференции, предметные турниры и олимпиады, защиты научно-исследовательских проектов.

Гимназия. В Беларуси их более 100. Отличаются (как и лицеи) профилизацией: политехническая, экологическая, художественная, лингвогуманитарная и т.д. В структуре гимназии присутствуют кафедры, деятельность которых направлена на оптимизацию содержания образования, обеспечение преемственности с вузами, разработку научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Для гимназий характерны утверждение и развитие собственных традиций (разработка уставов, кодексов чести, наличие герба, гимна и др. атрибутики, праздник посвящения в гимназисты и т.д.). В учебном процессе гимназии широко используются развивающие, личностно-ориентированные, блочно-модульные технологии, поисково-исследовательские методы, направленные на стимулирование и развитие познавательных способностей учащихся.

Лицей. В Беларуси их более 20. Основная цель лицея – создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, подготовка молодежи к продолжению образования в вузах. На сегодняшний день существует две модели лицеев. Первая модель – третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования проуниверситетского или проакадемического направления с углубленным изучением ряда предметов, с частичной профессиональной и специальной подготовкой. Такой лицей функционирует при высшем учебном заведении или является его структурным подразделением. Это могут быть лицеи физико-математического, филологического, химико-биологического и др. профилей. Вторая модель – образец классического лицея (царскосельский). Претендует на статус самостоятельной общеобразовательной школы повышенного уровня с гуманитарной направленностью подготовки учащихся. Задачи такого лицея – стать образцом национальной школы, отражающей культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет народа.

Высшее профессиональное училище. Обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным. Основные задачи высшего профессионального училища:

– подготовка специалистов со средним специальным образованием;

– подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля;

– повышение квалификации и переподготовка рабочих и специалистов;

– разработка и экспериментальная проверка нового содержания, форм и методов профессиональной подготовки.

Каждая ступень подготовки в таком училище имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома, отражающего уровень подготовки.

Колледж. Обеспечивает углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим. Основные задачи колледжа:

– подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профилям;

– повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и социально-культурной сферы. В колледжах осуществляется многоуровневая подготовка специалистов: 1) специалистов со средним специальным образованием; 2) специалистов повышенного уровня квалификации с элементами высшего образования.

 

Важнейшими тенденциями развития системы высшего образования в мире выступают:

· быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. В Беларуси 340 студентов на 10 тыс. населения, что является высоким показателем для стран Европы;

· расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличению разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специальностей и специализаций; расширение междисциплинарных связей в процессе обучения;

· создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации в соответствии с Болонской декларацией, принятой 19 июня 1999 г., что предполагает к 2010 г. расширение для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышение мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Основные характеристики единого образовательного пространства:

– признание дипломов, ученых степеней, квалификаций;

– реализация двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру;

– использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ;

– разработка европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

· качественное применение требований к подготовке специалиста для производства. Предполагает реорганизацию образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты;

· повышение роли непрерывного самообразования. Важнейшая задача вуза – формировать у студентов аутодидактические умения и потребность в постоянном самообразовании;

· изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе. Предполагает перевод студентов из пассивной позиции объекта учебного процесса в активную рефлексивно-оценочную позицию субъекта. Важнейшими условиями при этом выступают реализация развивающих и личностно-ориентированных технологий обучения, использование активных, исследовательских форм и методов обучения, увеличение доли самостоятельной работы, использование Internet.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ состояния современной практики образования | Вопросы для экзамена
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.