Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбалансированность бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия




Классификация расходов бюджетов

Виды и классификация доходов бюджетов.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждении

Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ, которое представляет составленный отчет в Правительство РФ, Госдуму и Счетную палату в форме проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за истекший год.

Счетная палата проводит проверку отчета и готовит заключение в течение 4,5 месяцев после предоставления отчета в Госдуму. В случае выявления уголовно-наказуемых нарушений бюджетного законодательства Счетная палата направляет материалы проверок в соответствующие органы для возбуждения уголовных дел.

Получив заключение Счетной палаты, Госдума в течение 1,5 месяцев рассматривает отчет, после чего принимает решение об утверждении его, либо отклонении.

Работа по составлению отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законами (решениями) законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления.

Тема 9: Доходы и расходы бюджетов

Доходы бюджетов ­–это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счет собственных доходных источников (налоговых и неналоговых), а также за счет финансовой помощи из бюджетов других уровней в соответствии с законом (решением) о бюджете на плановый финансовый год.

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 90%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства.

Неналоговыми доходами (на их долю приходится примерно 10% доходов консолидированного бюджета России) являются:

· доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

· денежные средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);

· иные неналоговые доходы (отчисления от прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

В доходы отдельных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления, которые включают поступления:

· от нерезидентов;

· от других уровней власти (других уровней бюджетной системы) – трансфертные перечисления: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные компенсации;

· от государственных внебюджетных фондов;

· от государственных предприятий и учреждений;

· от наднациональных организаций.

 

В зависимости от уровня бюджетной системы различают:

1. доходы федерального бюджета;

2. доходы бюджетов субъектов Федерации;

3. доходы местных бюджетов.

 

Общая сумма доходов всех бюджетов страны составляет доходы консолидированного бюджета РФ (в 2005 г. они составят 5 478 млрд. руб., в том числе доходы федерального бюджета- 3 001 млрд. руб.)

По источникам поступления выделяют доходы бюджетов, поступающие:

· от юридических лиц;

· от населения.

 

По конкретным объектам налогообложения различают:

· налоги на прибыль, доходы;

· налоги и взносы на социальные нужды;

· налоги на товары (работы, услуги);

· налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

 

По конкретным видам налогов выделяют:

· налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, другие косвенные налоги;

· налог на прибыль организаций, налог на доходы;

· единый социальный налог (взнос);

· налог на имущество организации;

· налог на имущество физических лиц и другие прямые налоги.

 

Расходы бюджетов­–это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от уровня бюджетной системы различают:

· расходы федерального бюджета;

· расходы бюджетов субъектов Федерации;

· расходы местных бюджетов.

Общая сумма расходов всех бюджетов страны составляет расходы консолидированного бюджета России. Как уже отмечалось в теме «Бюджетное устройство Российской Федерации», бюджетные расходы классифицируются по функциональному, ведомственному и экономическому признакам.

В Бюджетном Кодексе РФ определен перечень функциональных видов расходов, финансируемых:

· исключительно из федерального бюджета;

· исключительно из бюджетов субъектов Федерации;

· исключительно из местных бюджетов;

а также перечень расходов, финансируемых как из федерального, так и из региональных и местных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

· бюджетных ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

· средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным заказам (контрактам);

· трансфертов населению (пенсии, пособия, стипендии);

· бюджетных дотаций, субвенций, субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам;

· субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

· инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· бюджетных кредитов бюджетам других уровней бюджетной системы, внебюджетным фондам, а также юридическим лицам;

· кредитов иностранным государствам;

· средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

 

В бюджетах всех ровней действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

На стадии финансового планирования достичь равенства доходов и расходов бюджетов не всегда удается. Расходы бюджета могут превышать его доходы (дефицит бюджета) или, наоборот, доходы превышают расходы (профицит бюджета). Сбалансированным является бюджет, в котором доходная и расходная часть равны между собой.

Бюджетным кодексом РФ не допускается утверждение несбалансированного бюджета. В случае дефицитности бюджета требуется определить источники покрытия дефицита.

Бюджетный дефицит не считается явлением исключительным, чрезвычайным. Все государства в те или иные периоды своей истории сталкивались с бюджетным дефицитом.

Основными причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть:

· кризисные явления в экономике;

· неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

· чрезвычайные обстоятельства (войны, социальные потрясения, крупные стихийные бедствия);

· милитаризация экономики в мирное время;

· осуществление крупных централизованных финансовых вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки экономики;

· чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.

По поводу влияния бюджетного дефицита на экономику существуют противоположные мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что бюджетный дефицит не является деструктивным (разрушительным) фактором и не представляет опасности для национальной экономики. Сторонники противоположной позиции высказывают серьезные опасения по поводу хронического бюджетного дефицита. Истина, как всегда, находится посередине. При определенных обстоятельствах и до определенного времени бюджетный дефицит может даже стимулировать экономический рост, если за счет увеличения государственных расходов осуществляются капитальные вложения в экономику, создаются новые рабочие места, что в конечном итоге ведет к увеличению занятости населения, росту денежных доходов, то есть платежеспособного спроса, вызывающему рост производства товаров, расширение сферы услуг, а в конечном итоге – к увеличению доходов бюджета.

Однако бюджетный дефицит не должен становиться хроническим явлением. При составлении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо исходить из того, что размер дефицита должен быть минимальным.

Для регулирования дефицита бюджета в Бюджетном кодексе РФ содержатся следующие ограничения:

· размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций (бюджета развития) и расходов на обслуживание государственного долга РФ (процентных расходов) в соответствующем финансовом году;

· размер федерального бюджета субъекта РФ не может превышать 5% от объема доходов бюджета без учета финансовой поддержки из федерального бюджета;

· размер доходов местного бюджета не может превышать 3% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

 

Дефицит рассматривается как временный, если суще­ствуют перспективы его преодоления, и он составляет не бо­лее 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% общей суммы доходов – это допустимый дефицит. Если он превышает 20% суммы доходов – это критический дефицит.

В 90-е годы федеральный бюджет России был дефицитным. Размер дефицита в отдельные годы превышал 20% доходов федерального бюджета и составлял более 5% ВВП.

В 2000 г, впервые за годы реформ федераль­ный бюджет стал бездефицитным (сбалансированным). Более того, профицит его составил 2,5% ВВП.

В последние годы и по настоящее время федеральный бюджет планируется и используется с профицитом. В то же время, подавляющее большинство территориальных и местных бюджетов продолжают оставаться дефицитными.

Для покрытия бюджетного дефицита известны два спо­соба:

· денежная эмиссия;

· внутренние и внешние заимство­вания.

Первый способ опасен усилением инфля­ционных процессов, ростом цен на товары и услуги, сниже­нием жизненного уровня подавляющего большинства населения, обострением социаль­ной напряженности. Поэтому государство для раз­решения проблемы бюджетного дефицита использует второй способ, т.е. прибегает к внутренним и внешним заимствова­ниям.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

Внутренние источники:

· кредиты, получаемые Правительством РФ от ЦБР и других организаций (в рублях);

· государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

Внешние источники:

· государственные займы, осуществленные в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· кредиты Правительства у иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицитов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов могут быть внутренние источники в следующих формах:

· государственные и муниципальные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов Федерации или муниципальных образований;

· бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов других уровней кредитной системы;

· кредиты, полученные от кредитных организаций.

 


Тема 10: Государственные внебюджетные фонды




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.