Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация подготовительных работ по составлению бухгалтерской отчетности. Порядок составления бухгалтерской отчетности

Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций, установлены в ПБУ4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина РФ от 13.07.99 г., № 43н).

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы.

Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- отчет об изменениях капитала (форма № 3);

- отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

- пояснительной записки;

- аудиторского заключения;

- специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

Бухгалтерский баланс (форма № 1) должен содержать данные об имуществе организации (активах) и его источниках (пассивах) на начало или конец отчетного периода.

Отчет о прибылях и убытках(форма № 2) призван характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. В этой форме бухгалтерской отчетности должны содержаться данные о выручке от продажи и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Данный отчет содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий год о доходах и расходах от обычных видов деятельности и прочих доходах и расходах.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) содержит информацию об остатках на начало и конец года, а также увеличении (по направлениям) и уменьшении (использовании) составных частей собственного капитала) (уставного, резервного, добавочного). В этом же отчете указываются сведения о наличии и изменениях резервов предстоящих расходов и платежей.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) содержит информацию о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. В отчете отражается движение денежных средств в целом по организации и по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) предусмотрены показатели, характеризующие наличие и движение амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств и т.п.); расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и другие показатели. Данный отчет имеет следующие разделы:

1. Движение заемных средств;

2. Дебиторская и кредиторская задолженность;

3. Амортизируемое имущество;

4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций

и финансовых вложений;

5. Финансовые вложения;

6. Расходы по обычным видам деятельности;

7. Социальные показатели (данные об отчислениях в государственные

внебюджетные фонды).

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатках средств на начало и конец года, а также о поступлении и использовании средств на целевые мероприятия.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, существенных статьях бухгалтерской отчетности, способах и методах ведения бухгалтерского учета. В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Специализированные формы включаются в состав бухгалтерской отчетности с целью отражения отраслевых особенностей организации. Их структура и инструкции о порядке заполнения утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами в пределах своей компетенции. При этом они не должны противостоять нормативным актам Министерства финансов РФ.

Аудиторское заключение должно содержать такую информацию, как название формы, сведения об аудиторской фирме (аудиторе), кому адресована, наименование экономического субъекта, объект аудита, указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность, общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дату составления.

Процесс составления бухгалтерской отчетности состоит из нескольких этапов:

- подготовительная работа;

- составление и представление бухгалтерской отчетности.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий:

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;

- осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

- правильная оценка статей.

Обязательным условием перед составлением годовой отчетности является проведение инвентаризации. С помощью инвентаризации проверяется правильность данных первичного учета, и выявляются ошибки, допущенные в учете, учитываются неучтенные хозяйственные операции, контролируется сохранность имущества и оценивается правильность расчетов финансовых обязательств.

Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции

При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.

В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

Перед составлением годового бухгалтерского отчета в бухгалтерском учете необходимо сделать определенные итоговые записи, чтобы распределить все суммы полученной прибыли либо списать полученный убыток, а также, чтобы начать отражение записей нового года на счетах, максимально очищенных от записей предыдущего года, т.е. провести реформацию баланса.

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.

 

Перечень источников:

1. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями).

2.ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», приказ Минфина
РФ от 06.07.1999 г., № 43н.

3.Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 624 с. – (Высшее экономическое образование) – с.90-103, 605-615.

4.Блинова Т.В., Журавлев В.Н. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2005. – 272с. – (Профессиональное образование) – с.234-248.

5.Каморжанова Н.А., Карташова И.В., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.:, Питер, 2005. – 480 с. ил. – (Серия «Учебное пособие») – с.453-470.

6.Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях/ Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. 3-е изд., перераб. и доп. Финансы и статистика, 2005. – 752 с.: ил. – с.714-744.

7. Ройбу А.В. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с. – (Портфель бухгалтера) – с.476-490.

8. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учеб. - практ. Пособие/ Р.З. Тумасян. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство 8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 823 с. – с.777-811.

9. Чайковская Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение: Учебное пособие/ Л.А. Чайковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 – 624 с. – с.340-358.

10. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 404 с. М.: Финансы и статистика, 2005. – 752 с.: ил. – с.309-313.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности | Понятие реорганизации и банкротства юридических лиц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.