Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством




Как уже отмечалось выше, ЗК РФ четко разграничивает две принципиально разные процедуры предоставления земельных участков: для строительства (ст.30-32) и для целей, не связанных со строительством (ст.34).

Территориальной сферой действия процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством являются земельные участки преимущественно в составе категории земель сельскохозяйственного назначения. Земли населенных пунктов предназначены для застройки или иного варианта обеспечения нужд населения (например, рекреационных), а потому массово гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством не предоставляются. Аналогичный вывод следует сделать и по большинству иных категорий земель, целевое назначение которых не предусматривает их предоставление в собственность или аренду гражданам и юридическим лицам. Кроме того, не все земельные участки могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду в связи с их ограничением или изъятием из оборота (ст.27 ЗК РФ), а также установлением запрета предоставления земельных участков в собственность апатридам, иностранным гражданам и юридическим лицам на приграничных территориях (п.3 ст.15 ЗК РФ). В случае, если участки предоставляются для целей, указанных в ст.33 ЗК РФ (ведение личного подсобного хозяйства, садоводства и т.д.), действуют и предельные размеры предоставления участков, определенные данной статьей, а также требования иных федеральных законов (например, Закона об обороте земель).

Как следует из п.1 ст.34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

1) принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

2) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

3) обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Для реализации этой задачи необходимо, в первую очередь, окончание разграничения государственной собственности на землю и возникновение права собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на землю (пока же, по общему правилу, не разграниченными публичными землями распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов). Только после государственной регистрации прав указанных публично-правовых образований, они смогут распоряжаться конкретными земельными участками как их собственники.

Как следует из п.2 ст.34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. После подготовки проекта границ земельного участка, орган публичной власти в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду. Будущий правообладатель земельного участка должен поставить его на кадастровый учет, и после предоставления органу публичной власти кадастровой карты (плана) участка в недельный срок происходит заключение договора купли-продажи или аренды участка.

Данная процедура предоставления земельного участка может конкретизироваться (или дублироваться) иными федеральными законами. Например, согласно ст.12 Закона о КФХ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть также приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит отличие процедуры переоформления от процедуры предоставления земельного участка?

2. Сформулируйте классификацию оснований предоставления земельных участков из государственной (муниципальной) собственности.

3. Разъясните механизм переоформления (приватизации) участков в собственность? Каково значение размера приватизируемого участка?

4. Могут ли граждане приобретать право собственности на земельные участки в силу приобретательной давности? Аргументируйте свой ответ.

5. Разъясните порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта? Каково содержание процедуры выбора участка для такого строительства?

6. В чем особенности предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта?

7. Разъясните порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Какими нормативно-правовыми актами предусмотрена данная процедура?

Литература

1. Адамович Г.Л. и др. Проблемы переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на землю // Экологическое право. – 2005. - № 2.

2. Анисимов А.П. Проблема приобретения права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности в свете нового земельного законодательства // Юрист. – 2002. - № 12.

3. Анисимов А.П. Правовые проблемы приватизации гражданами земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения // Юрист. – 2005. - № 5.

4. Анисимов А.П. Выкуп земельных участков под объектами недвижимости в населенных пунктах // Хозяйство и право. – 2008. - № 4.

5. Анисимов А.П. Предоставление земельных участков в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства // Аграрное и земельное право. – 2008. - № 4.

6. Беляева С.В. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности // Законодательство и экономика. – 2005. - № 10.

7. Волков Г.А. Переоформление прав на землю по Земельному кодексу Российской Федерации // Экологическое право. – 2003. - № 1.

8. Волков Г.А. Приобретение права собственности на землю по давности владения // Экологическое право. – 2005. - № 1.

9. Галиновская Е.А. Особенности приобретения прав на земельные участки по новому земельному законодательству // Жилищное право. 2003. № 2.

10. Грудцына Л. Переоформление права пользования земельным участком сроком не ограничено // Адвокат. - 2004. - № 3.

11. Дмитриев А.В. Возникновение права собственности на землю в силу закона // Законодательство. – 2005. - № 6.

12. Кузнецов Д. Понятие приватизации земельных участков в российском законодательстве // Хозяйство и право. - 2004. - № 7.

13. Макаров Г.П. Переоформление прав садоводов, огородников и дачников на земельные участки. Комментарий к Земельному кодексу РФ // Гражданин и право. – 2006. - № 4.

14. Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. – 2004. - № 10





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.