Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы. 1. Принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития




 

1. Принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития.

2. Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии

3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями.

 

1. Диагностика нарушенного развития на современном этапе строится с опорой на ряд принципов, cформулированных веду­щими специалистами в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева). К ним относятся:

Комплексное изучение особенностей познавательного и психофизическогоразвития ребенка, что предполагает выявление внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означа­ет, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи разного профиля, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется инструментарий не только клинического и специально-психологического исследований, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях – нейро­физиологическое, нейропсихологическое и др. виды обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нару­шений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления нега­тивного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться при проведении коррекционно-педагогических мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе методов исследования и анализе его ре­зультатов, учет текущего психофизического состояния ребенка, учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

Выявление и учет потенциальных возможностей развития ребенка. Этот прин­цип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возмож­ности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возмож­ности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выяв­ляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий.

Качественный анализ результатов психолого-педагогического изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются:

- отношение к ситуации обследования и заданиям;

- способы ориентировки в условиях заданий и способы их выполнения;

- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспе­риментального материала и предложенной инструкции;

- возможность использования помощи взрослого;

- умение выполнять задание по аналогии;

- отношение к результатам своей деятельности, критичность воцен­ке своих достижений.

2. Содержание и методы психолого-педагогического исследования детей с отклонениями в развитии определяются общими задачами их изучения и основываются на теории общей и специальной психологии. Основная цель психолого-педагогического исследования – выявление качественной характеристики особенностей психики ребенка и определение потенциальных возможностей его познавательной деятельности. Учитывая данные клинических исследований (этиология, патогенез нарушений развития), психолого-педагогическое обследование предусматривает прежде всего развернутый анализ качественных особенностей познавательной деятельности ребенка, индивидуальных особенностей его личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процес­са выполнения ребенком проверочных тестовых заданий и допускаемых ошибок на основе си­стемы качественных показателей. Использование качественных показателей позволяет зафиксировать специфику психологических особенностей ребенка, выявить среди них такие, которые свидетельству­ют о нарушениях психического и познавательного развития. Кроме того, применение качественных показателей углубляет и одновременно упрощает процесс анализа результатов психолого-педагогического диагностического обследования, нацеливает внимание обследующего на определенный объект на­блюдения (И.Ю. Левченко, 2004 и др.).

Психолого-педагогическое обследование имеет большое значение для определения оптимального варианта организации обучения и воспитания каждого ребенка с ограниченными возможностями развития (выбора соответствующего типа образовательного или лечебного учреждения, адекватной программы коррекционного обучения и др.).

В комплексном психолого-педагогическом обследовании ребенка необходимо, чтобы экспериментальные задания были направлены на получение данных, характеризующих: уровень развития основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка; особенности его произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Могут также использоваться задания, направленные на выяснение личностной самооценки и уровня притязаний. Для разносторонней психолого-педагогической характеристики ребенка с отклонениями в развитии рекомендуется использовать специальные задания (в т.ч. тесты), направленные на изучение его произвольной деятельности, степени устойчивости внимания и восприятия, уровня работоспособности (например, тесты Пьерона-Рузера, Бурдона в различных модификациях и др.).

Объектом психолого-педагогического исследования являются также:

- уровень знаний и представлений об окружающем мире (знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, представлений о сезонных изменениях в природе и др.);

- психофизиологические особенности, отражающие индивидуальные свойства психической интеллектуальной деятельности (темп деятельности, работоспо- собность, уровень принятия помощи и т.д.);

- сформированность произвольных форм поведения.

Для исследования интеллектуальных способностей используется система заданий, предусматривающая решение обследуемым ребенком перцептивных (основанных на восприятии), мнемических (задействующих процессы памяти) и собственно мыслительных задач разной степени сложности при оперировании наглядным и вербальным материалом. Предметом исследования при этом являются:

• степень овладения приемами и операциями умственной деятельности (операциями сравнения, обобщения, классификации, анализа строения и функций предметов, анализа простых причинно-следственных /условных, атрибутивных/ отношений и др.);

• уровень развития математических способностей (степень сформированности первоначальных «количественных представлений» - о количестве, множестве предметов, уровень овладения счетными операциями и др.).

В ходе психолого-педагогического изучения устанавливается уровень развития речи ребенка. Общее представление об уровне речевого развития складывается на основе выяснения следующих основных моментов:

• уровень развития фразовой речи; сформированность навыков речевого общения;

• уровень овладения родным языком, степень сформированности языковых (фонетических, лексических, морфологических, грамматических) представлений и понятий *;

• количественные и качественные характеристики (особенности) словарного запаса;

• уровень сформированности метаязыковой способности (способность к построению и намеренному использованию в речи связных высказываний как продукта речемыслительной деятельности);

• уровень развития связной монологической речи.

 

При обследовании детей с отклонениями в развитии следует уделять внимание развитию эмоционально-волевой сферы. Данные об этом постепенно накапливаются по мере того, как ребенок выполняет ряд заданий, направленных на исследование его памяти, мышления, речи, произвольной деятельности. Обследующему необходимо отмечать, как ребенок реагирует на одобрение или неодобрение взрослого, как он относится к предлагаемым заданиям, вызывают ли они у него интерес; к успешному или неуспешному их выполнению; проявляет ли ребенок волевые качества при встречающихся трудностях. Кроме того, в обследовании можно использовать специально подготовленные серии картинок с ярко выраженным эмоционально окрашенным сюжетом. Например, задание, в котором ребенку предлагается расположить картинки каждой серии в правильной последовательности. Обследующий наблюдает при этом за эмоциональными реакциями ребенка. Могут быть использованы (в адаптированном варианте) и специальные «прожективные» тесты (например, тест Розенцвейга и др.).

Для того чтобы сделать обоснованный вывод об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка, проводится анализ как успешности и характера выполнения отдельных заданий, так и деятельности ребенка в целом.

При изучении особенностей развития детей с ограниченными возможностями важное значение имеет психолого-педагогический анализ их деятельности и ее результатов (продуктов), т.к. высказывания детей с нарушениями развития дают, как правило, только неполные и неточные сведения об особенностях его психической деятельности. Психолого-педагогическое изучение предполагает знакомство с деятельностью ребенка во время учебных занятий, игр, занятий предметно-практической деятельностью, при выполнении общественных поручений и т.д. При этом используется метод изучения продуктов деятельности детей (рисунки, поделки из пластилина, бумаги, различных видов конструктора; письменные работы детей, обучающихся в школе, и др.). Важно отметить, что анализируются не только конечный результат деятельности ребенка, но и ее промежуточные этапы; учитываются трудности и ошибки при выполнении заданий, а также способы, которыми пользуется ребенок для достижения целей деятельности, для преодоления встречающихся трудностей.

При анализе и оценке деятельности обследуемого ребенка учитываются следующие показатели:

• способен ли ребенок принимать помощь взрослого, как на нее реагирует, насколько успешно усваивает даваемые в виде образца способы действия;

• уровень (учебной, игровой или практической) деятельности, которым владеет ребенок: наглядно-действенный (решение задачи путем непосредственных практических действий с предметами); образно-действенный (решение задачи по схеме: «представление о предмете, выделение и анализ его свойств - практическое действие»); абстракто-символический (выполнение задания от начала до конца «в уме» - его практическая реализация самым рациональным способом). Во время психолого-педагогического обследования необходимо обращать внимание не только на слабые, но и на сильные стороны интеллектуальной деятельности ребенка.

Полученные в ходе обследования данные, отражающие уровень обучаемости ребенка и некоторые его индивидуальные психологические черты, особенно важны для психологической характеристики отмечаемого нарушения развития и выбора организационной формы его обучения и воспитания.

Психолого-педагогическому обследованию обязательно должно предшествовать изучение медицинской и педагогической документации (педагогических характеристик и заключений из ДОУ и школ, рабочих тетрадей, рисунков и др.). Анализ этих документов позволяет правильно построить процедуру обследования. Так, например, обследование детей со сниженным слухом или системными нарушениями речи целесообразно начинать с предъявления заданий, которые могут быть выполнены без активного использования речи; обследование детей с выраженным отставанием в психическом развитии нужно начинать с предъявления самых простых заданий в игровой форме. С учетом содержащихся в характеристике данных во время беседы можно задавать вопросы, связанные с кругом интересов ребенка и его любимыми занятиями. В то же время во время беседы с ребенком не следует затрагивать неприятные для него темы.

Можно рекомендовать начинать обследование с предъявления средних по трудности вариантов заданий. Практика психолого-педагогических исследований показывает, что обследуемый ребенок уже может устать, если перед предъявлением заданий средней сложности ему предлагают выполнить целую серию более простых заданий. В то же время не рекомендуется начинать обследование с предъявления трудного задания: это может смутить ребенка, лишить его уверенности в своих способностях и создать у него негативное отношение к процедуре обследования.

 

3. Методические требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии

 

При составлении программы психолого-педагогического обследования ребенка обязательно учитываются его возраст, а также условия воспитания и обучения (например, воспитывался ли ребенок дома или в дошкольном учреждении компенсирующего вида, в ДОУ общего типа, в специальной или массовой общеобразовательной школе, по какой программе обучался и т.д.).

При организации комплексного психолого-педагогического обследования, определении его содержания должны учитываться специфические для каждого вида нарушения проявления общих закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

• Так, для большинства детей с задержкой психического развития характерно снижение работоспособности и внимания, ярко проявляющееся в процессе обследования. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале, включение в работу, нарушен общий темп деятельности. Для других детей характерно снижение внимания из-за повышенной утомляемости, неустойчивость внимания в процессе деятельности. Действия детей с ЗПР недостаточно целенаправлены по сравнению с деятельностью нормально развивающихся детей. Часто они не могут объяснить свое решение (даже в случае правильного выполнения задания). Активный словарный запас, отображающий знания ребенка об окружающем мире, существенно ограничен. В то же время, если ребенок с задержкой психического развития получает организующую и обучающую помощь, качество выполнения заданий приближается к тому, которое наблюдается у нормально развивающихся детей.

• Познавательную деятельность детей с нарушениями интеллекта (дети с олигофренией в степени дебильности) характеризуют такие черты, как замедленная ориентировка, инертность, отсутствие глубины осмысления и низкий уровень обобщений. Запас знаний детей об окружающем беден и очень поверхностен. (Например, дети младшего школьного возраста знают только основные цвета и геометрические формы.) Как правило, с помощью взрослого дети составляют простые узоры Кооса, складывают разрезные картинки. С небольшой помощью дети могут проанализировать простую и конкретную, хорошо знакомую им ситуацию, понимают явный смысл сюжетной картинки, в состоянии установить несложную последовательность картинок. Вместе с тем у этих детей возникают затруднения в понимании даже простых текстов, смысла пословиц и метафор. Наиболее трудными для них являются задания, при выполнении которых необходимо понимание внутреннего смыслового содержания ситуации или явления. В процессе ориентировки в новом материале, при необходимости переноса способов решения задачи на аналогичные задания особенно ярко проявляется инертность психических процессов и конкретность мышления. При выполнении интеллектуальных заданий эти дети часто опираются на внешние признаки предметов, явлений, которые во многих случаях являются несущественными. Организующая помощь мало помогает при выполнении заданий, вызвавших затруднения. Помощь обучающего характера воспринимается с трудом, в замедленном темпе, плохо усваиваются адекватные способы решения задачи, при этом они практически не используются при выполнении аналогичного задания.

• Для детей с эпилептоидной психопатией характерны замедленность, инертность процессов мышления, дети медленно усваивают инструкцию, медленно включаются в работу, крайне трудно переключаются с одного вида деятельности на другой. Дети с шизоидной психопатией часто с трудом вступают в контакт, обнаруживают неадекватность эмоциональных реакций, Их суждения во многих случаях носят формальный, поверхностный характер. Во время общения с обследующим дети проявляют склонность к резонерству. В большинстве случаев этим детям сложнее работать с наглядным материалом.

• Первичная интеллектуальная сохранность детей с нарушенным зрением обычно выявляется в процессе анализа характера выполнения различных заданий, предлагаемых с целью установления уровня развития мышления. При проведении обследования таким детям следует давать задания, при выполнении которых они могут опираться не на зрение, а на слух, осязание и речь. Из-за снижения зрения у этих детей существенно нарушен зрительный гнозис и затруднена пространственная ориентировка.

• У детей с расстройствами двигательной сферы, не сопровождающимися нарушениями интеллекта, нередко нарушено пространственное восприятие. Поэтому они затрудняются при выполнении заданий, основанных на ориентировке в пространственных отношениях, нередко - в отображении в собственной речи пространственного взаиморасположения предметов.

Одно из общих требований к проведению психолого-педагогического обследования заключается в том, чтобы было обеспечено адекватное понимание ребенком каждого предложенного задания. Если ребенок недостаточно хорошо владеет устной речью, он может неправильно, неполно или неточно понять словесную инструкцию обследующего. Причем это далеко не всегда обнаруживается сразу: иногда ребенок понимает инструкцию по-своему и либо выполняет иное задание, либо выполняет его не так, как требуется. Такое в среде детей с нарушениями развития наблюдается достаточно часто (выраженное в той или иной степени недоразвитие речи отмечается у большинства детей с нарушениями слуха, у детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и, конечно, у многих детей с речевой патологией). При проведении обследования необходимо поэтому каждый раз добиваться правильного понимания задания. С этой целью рекомендуется:

- задавать ребенку уточняющие вопросы о том, как и в какой последовательности он будет выполнять задание, какие предметы-атрибуты для этого использует, в чем конкретно будет состоять то или иное действие и т.д.;

- проанализировать начальные действия ребенка по выполнению предложенного задания, адекватность использования атрибутов деятельности;

- до проведения обследования по основному заданию обследуемому можно предложить предварительное задание, относительно более легкое, но по содержанию сходное с ним. Если ребенок не может понять и предварительное задание, то используют при его объяснении наглядность и жесты. К основному заданию переходят только после того, как ребенок правильно выполнит предварительное.

Особый методический подход к обследованию детей с нарушениями развития состоит в том, что предлагаемые им проверочные или тестовые задания должны быть по своему содержанию не только речевыми, но и наглядно-практическими (предполагающими действия с реальными предметами и оперирование наглядными образами и не требующими активного использования речи*). Если от детей, не имеющих отклонений в развитии, в большинстве случаев удается получить адекватный словесный отчет о выполнении задания, то у детей с недоразвитием речи (дети с речевой патологией, дети с нарушениями слуха, интеллекта и др.) возможности такого словесного описания своих действий резко ограничены. Исходя из этого при изучении познавательных процессов у детей с недоразвитием речи широко используются их изобразительная и конструктивная деятельность. Рекомендуются, в частности, такие методики исследования, как воспроизведение предметных изображений после их кратковременной наглядной экспозиции, восстановление целостных изображений по матрицам Равена, воссоздание изображений предметов по разрезным картинкам, задания с использованием геометрических форм и др.

Важным требованием к содержанию психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития является широкое варьирование включаемых в него заданий по их назначению и степени сложности для исследуемых. Так, в программу обследования помимо заданий, доступных для детей того же возраста, не имеющих отклонений в развитии, включаются задания, предназначенные для нормально развивающихся детей более раннего возраста. С другой стороны, в программе обследования, наряду с заданиями, доступными для большинства детей с недостатками развития той или иной категории**, могут быть включены и задания, более сложные по содержанию. Плохие или удовлетворительные результаты в выполнении какого-либо одного задания не дают основания судить об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка. Необходимо учитывать особенности деятельности ребенка при выполнении достаточно большого числа разноплановых заданий и отмечать наиболее характерные для него личностно-психологические особенности.

Все задания психолого-педагогического исследования строятся таким образом, чтобы выяснить, задание какой меры сложности может быть выполнено ребенком самостоятельно, а какое – может с помощью обследующего. Работу с ребенком в ходе обследования необходимо строить в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возникают трудности, ему должна быть оказана помощь. При этом выявляется уровень необходимой помощи: помощь в виде общей стимуляции, поощрения; в виде организации деятельности ребенка, наводящих вопросов, прямой подсказки, использования приема совместных действий, показа или обучения на материале аналогичного задания и др. Для этого при организации обследования должна быть предусмотрена строго дозированная помощь по принципу «микрошагов». При анализе полученных результатов учитывается, какой вид помощи и в каком объеме был оказан ребенку, а также насколько эта помощь помогла ему справиться с заданием.

Необходимо, чтобы методика обследования (и каждое отдельное задание) была направлена не просто на то, чтобы установить, решает или не решает ребенок поставленную задачу, а на то, чтобы выявить его реальные и потенциальные возможности, определить, при каких условиях он может справиться с предложенной задачей. Этот принцип, выдвинутый в свое время Л.С. Выготским, должен быть реализован в каждом психолого-педагогическом исследовании особенностей психического и познавательного развития ребенка.

Если проводится обследование ребенка (подростка) с нарушением поведения, следует учитывать, что объективная оценка уровня и особенностей его познавательного и интеллектуального развития возможна только в оптимальных условиях: при хорошем контакте с обследующим и значимой мотивации. Чтобы правильно оценить, насколько качество ответов ребенка обусловлено девиациями поведения, полезно сравнить результаты обследования до и после установления позитивного эмоционального контакта.

Для проведения психологического обследования необходима спокой­ная обстановка. Обследование осуществляется в отдельной комнате с небольшим количеством мебели и игровых предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4-х лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6-ти лет – за детским столом, с более старшими детьми – за обычным столом, при этом на столе не должно находиться посторонних предметов.

Если качество ответов и практической деятельности ребенка, ее темп ухудшаются или улучшаются, существенно изменяются к концу или даже к середине обследования, это может быть связано с нарушением работоспособности. В этом случае необходимо проанализировать, как именно можно изменить эти параметры в зависимости от времени наступления утомления или врабатываемости. Снижение работоспособности можно наблюдать у детей с различным уровнем познавательного и интеллектуального развития, поэтому при анализе результатов обследования важно сравнить качество выполнения заданий в начале и в конце обследования, до и после кратковременного отдыха.

Чтобы более быстро вовлечь ребенка в совместную работу в начале обследова­ния ему необходимо дать интересное задание, которое не требует длинной и сложной речевой инструкции (например, собрать фигурки в «Почтовый ящик»). При этом крайне важно, чтобы предлагаемое задание было заведомо доступно ребенку. Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данно­го ребенка. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Благодаря этому ребенок с самого начала попадает в «ситуацию успеха». Послеэтого можно переходить к более сложным заданиям. Чтобы ребенок впроцессе исследования не устал, а также для поддержания интереса кпроцедуре обследования, следует чередовать задания вербального и не­вербального характера, невербальные же задания – с различными приемами исследования (игровыми и графическими).

Важное условие обследования – приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвлеченную тему, давая ему возможность отдохнуть.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе, отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, если ребенок категорически отказывается от обследования без матери, она может присутствовать при обследовании, в других же случаях ее присутствие нежелательно. В то же время, после обследования психолог должен обсудить с матерью его результаты, ответить на вопросы, дать соответствующие рекомендации. Если по каким-либо причинам ребе­нок плохо ведет себя во время обследования, отказывается выполнять задания, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. На повторное об­следование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утом­ляются, в связи с чем обследование должно проводиться в несколько «приемов».

После экспериментально-психологического обследования с ребенком может быть повторно проведена беседа (как правило, непродолжительная). Ее цель – уточнение данных о личностно-психологических особенностях ребенка, выяснение личностной реакции ребенка на процедуру обследования (какие задания ему понравились, а какие – нет, что было трудно, что – легко, как ребенок сам оценивает свои успехи, как себя чувствует и т.п.).

3. Педагогическое обследование ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рам­ках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качества» усвоения им программного материала. При этом желательно анали­зировать показатели развития детей по четырем основным линиям психофизического и личностного раз­вития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: познавательное, социальное, нравственно-эстетичес­кое и физическое развитие.

Социальное развитие характеризуется общением ре­бенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и се­мье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе сво­еобразные формы. Оно определяется формированием адекватного воспри­ятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и зак­ладкой первоначальных основ мироощущения окружающей природы, присвое­нием ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, нацио­нальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальное развитиевключает в себя формирование у ребенка пред­ставлений о самом себе, воспитание элементарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде всего, с точки зрения формирования адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе).

Социальное развитиеребенка старшего дошкольного и младшего школьного возрастаопределяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей:

- дети должны знать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

- соблюдать элементарные правила личной гигиены;

- уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам пе­дагога), уметь задать такие же вопросы другим детям;

- знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей;

- соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

- знать и выполнять основные правила поведения на занятиях;

- уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия;

- оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок;

- соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий;

- соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;

- соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и дру­гих местах отдыха), охранять растения и животных;

- уметь ухаживать за комнатными растениями;

- уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, реши­тельность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др.

В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в еди­ничном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художе­ственная литература).

Лепка и аппликация:

Дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, нож­ницы, кисточки); название некоторых видов бумаги; основные свойства пластилина; природные материалы, используемые для поделок.
Дети должны уметь: организовывать рабочее место и приводить его в порядок; пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; изготовлять изделия из бумаги путем складывания и сгибания по образцу (под руководством педагога); правильно выполнять аппликационные работы, создавать предмет­ные, сюжетные и декоративные композиции; применять бумагу разной фактуры для создания выразительного образа; экономно использовать материал для заготовок; лепить предметные и сюжетные изображения, фигуру человека и животных в движении и др.

Рисование.

Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый); передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, про­водить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др.

Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собствен­ном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей сре­ды, сознательного отношения к своему здоровью, безопасности.

Состояние физического развития старших дошкольников определя­ется по следующим показателям:

- средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка;

- устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость за­болеваниям);

- качественным параметрам засыпания и сна;

- аппетиту;

- физической и умственной работоспособности;

- физической активности;

- динамике индивидуальной физической подготовленности (двига­тельных умений и навыков, качеств и способностей);

- уровню развития моторики и психомоторики и др.

Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

· самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на за­мятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания;

· овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жиз­ненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортив­ных играх и умением самостоятельно пользоваться приобретенными дей­ствиями в различных условиях;

· уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образ­цом.

· Ценность получаемой в процессе педагогического обследования ре­бенка информации состоит в том, что она, как правило, является результатом длительного наблюдения, что обеспечивает ее надежность и достоверность.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития.

2. В чем состоит специфика содержания (программы) и методов психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии.

3. Каковы основные методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.

4. Раскройте содержание понятия «педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями».

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

5. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.

7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. – М., 1979.

8. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003.

9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.

 

Дополнительная литература

 

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005.

2. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Спб., 2001.

4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

5. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – М., 1998. - № 2.

6. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

 

 

Тема № 5. Методы психолого-педагогического изучения детей

с отклонениями в развитии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.