Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение эмпирического научного знания




История естествознания

Тема 3

В сознании первобытных людей на протяжении десятков тысячелетий знания о реальных свойствах вещей и процессов, получаемые практически, переплетались с фантастическими представлениями, составлявшими содержание мифологии. В мифах первобытный человек одушевлял и очеловечивал все явления природы и общества.

Повседневные практические нужды людей способствовали сбору информации, ее проверки, накоплению и сохранению, а также передаче знаний от поколения к поколе­нию. Такая деятельность и одновременно ее результат (знание) и стали называться наукой (от лат. scientia – знание, наука). Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний.

Дата зарождения науки весьма условна, поскольку стремление к постижению мира является неотъемлемой чертой человека разумного. Однако если брать во внимание появление научного сообщества, то можно считать, что наука зародилась в III – II тысячелетии до н.э. Первыми профес­сионально заниматься научной деятельностью стали жрецы. В Египте, Вавилоне, Индии, Китае отдельные науки (осо­бенно астрономия и математика) достигли высоких ступеней развития. Древние вавилоняне имели значи­тельные достижения в арифметике, алгебре, геометрии и астрономии, владели способами приближенного из­влечения квадратного корня, решения квадратных уравнений. Они изобрели шестидесятиричную «позиционную систему» счисления, особенно удобную для астрономических вычисле­ний. От этой системы и идет современный счет времени (1 час = 60 мин = 3600 с). В Месопотамии (Древнем Вавилоне) в III тысячелетии до н.э. был принят лунный календарь, а через тысячу лет – лунно-солнечный календарь. К лунному году (12 месяцев, 354 дня) время от времени добавлялся дополнительный месяц, чтобы сравниться с солнечным годом.

Древнеегипетская культура возникла приблизительно в одно время с культурой Древнего Вавилона. К астрономическим и математическим занятиям египетских жрецов под­талкивала необходимость объяснения явлений, имевших практически-хозяйственное зна­чение (например, своевременные предсказания­ ежегодных разливов Нила). Одно из выдающихся достиже­ний египтян – введение солнечного календаря. Египтянами раньше других была определена продолжительность года – 365,25 дней. Год делился на 12 месяцев по 30 дней, к каждому году добавлялось по 5 дней, но високосные годы не вводились. Егип­тяне установили значение числа π, точную формулу для вы­числения объема усеченной пирамиды с квадратным основа­нием, площадей треугольника, прямоугольника, трапеции, круга. Их знания по геометрии переняли греки.

В Египте же возникло и химическое ремесло, которое считалось священным и было окружено таинственностью. Как гео­метрия сформировалась из практической потребности – землемерия, так и возникновение химии было вызвано потребностями практики. На Востоке – в Индии и Китае – также была известна практическая химия. В Китае изобрели порох и кра­шение. В Персии были известны металлургия, гончарное дело. В Ветхом Завете упоминаются шесть металлов: железо, свинец, олово, медь, серебро и золото. Медь была известна с доисторических времен не только в свободном состоянии, но и в виде бронзы – сплава с оловом. В эпоху, соответственно названную бронзовым веком, бронза применялась при изготов­лении домашней утвари, предметов украшения, оружия и т.д. Железо стало известно позже, чем бронза и медь. В Египте уже в V тысячелетии до н.э. выплавляли первые стеклоподобные вещества, а в I тысячелетии до н.э. из железа делали домашнюю утварь. Со свинцом люди познакомились позже, чем с железом, – за несколько столетий до н.э. Свинец использовали для чекан­ки монет, изготовления водопроводных труб в Древнем Риме. Применяли древ­ние и латунь – сплав меди с цинком. За несколько столетий до н.э. грекам уже стала известна ртуть, знали они и способ полу­чения стекла.

Первоначально науки были сугубо опытными, эм­пирическими и прикладными как по содержанию знания, так и по способу его получения и обоснования. Математические и другие правила и приемы наблюдения, измерения и расчетов были довольно сложными и логически не связанными между собой, они годились лишь для отдельных случаев, так как не основывались на более простых и общих положениях. Этот этап становления науки следует считать дотеоретическим, дофилософским.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.