Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии




Этот этап, охватывающий V – IV вв. до н.э., был периодом времени между возвышением Афин как города-государства и подчинением Александром Македонским греческих полисов. В этот период в античной натурфилософии на смену концепции стихий приходит господство нового направления – атомистики (от греч. atomos – нерезанный, неделимый).

Основоположниками античного атомизма считают Левкиппа (расцвет деятельности - середина V в. до н.э.) и Демокрита (около 460 – 370 гг. до н. э.). Основные принципы его атоми­стического учения можно свести к следующим положениям.

1. Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте.

2. Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Все­ленная, из них состоящая, существует вечно.

3. Атомы представляют собой мельчайшие, неизмен­ные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы.

4. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве.

5. Атомы различаются по форме и величине. Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия орга­нами чувств человека. Форма их может быть весьма раз­нообразной (круглые, угловатые, с крючками). Самые малые атомы имеют, например, сфе­рическую форму. Это, по выражению Демокрита, «атомы души и человеческой мысли». Таким образом, Демокрит высказал мысль о материальности разума и мысли.

6. При соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы.

Представляет интерес учение Демокрита о строении Вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окру­жающие нас предметы, но и целые миры, которых во Все­ленной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие – находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Демокрит придерживался детерминистических представлений, отождествляя причинность и необходимость. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает причины события.

Одним из величайших ученых и философов античности является Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). В круг его естественнонаучных интересов вхо­дили математика, физика, астрономия, биология. Хотя его мировоззрение и было проникнуто отрицанием эволюционизма, наибольших успехов ему удалось достичь в изучении живой природы. Он дал определение жизни как способности к самообеспечению, а также к неза­висимому росту и распаду, ввел в биологию понятия аналогичных и гомологичных частей тела, идею сходства путей эмбриогенеза у животных и человека. Аристотель впервые подробно описал свыше 500 видов различных животных, заложил традицию систематики животных растений. Всех животных он разделил на кровяных (позвоночных) и бескровных (беспозвоночных), а растения на высшие и низшие. Аристотель развивал гипотезу, согласно которой растения и животные, постепенно изменяясь, поднимались вверх по «лестнице природы», побуждаемые внутренним стремлением к более сложной и более совершенной организации.

Аристотель впервые попытался классифицировать науки на теоретические (где знание ведется ради него самого, например, философия), практические (дающие руководящие идеи для поведения человека) и творческие (где познание осуществляется ради чего-либо прекрасного, например, математика). Аристотель признавал значение опыта, но не придавал ему решающего значения, считая, что критерием правильности является умозрительное заключение.

По Аристотелю, мир состоит из вещей, каждая вещь является соединением материи и формы. Материя – бесформенное, хаотическое, пассивное начало. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность.

Аристотель впервые дал объяснение движению земных тел, выделив «естественное» и «насильственное» движение. «Естественное» движение обусловлено стремлением тела занять свое «естественное место». Например, тяжелое тело падает вниз, а легкое (воздух, огонь) стремится вверх. Все остальные движения на земле насильственные и требуют применения силы. Основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». Он утверждал также, что в небесном, надлунном, божественном мире существует лишь один наиболее совершенный вид движения – равномерное непрерывное движение небесных тел. Различие форм движения в надлунном и подлунном (земном) мирах Аристотель объяснял исходя из представления о неоднородности и анизотропности Вселенной. Это должно было означать, что в любой точке и в любом направлении пространства (и времени) законы природы проявляют себя неодинаковым способом. Переход от аристотелевского (ошибочного) воззрения к представлениям об однородной и изотропной Вселенной в XVII в. было важнейшей предпосылкой формирования современного представления о физических свойствах мегамира.

Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. В основе кос­мологии Аристотеля – геоцентристическое воззрение: Зем­ля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной. Шаровидность Земли Аристотель выводит из наблюдений, сделанных им во время лунных затмений. Эти наблюдения показали круглую форму земной тени, надвигающейся на диск Луны. В отличие от космологических воззрений Демокрита, кос­мология Аристотеля включала представление о пространственной конечности мироздания и отсутствия пустоты в природе («Природа не терпит пустоты»). Введение такого представления означало, что Аристотель строит континуальную картину мира, принципиально противоположную атомистической, дискретной. Геоцентристская космология Аристотеля, впоследствии математически оформленная и обоснованная Птолемеем, заняла господствующее положение в космологии не только поздней античности, но и всего периода Средневековья и эпохи Возрождения – вплоть до XVI века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.