Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение дифференциации и интеграции научного знания

Проблема классификации наук

Дифференциация научного знания на обособленные науки имеет многовековую историю. Причем вплоть до XIX в. веду­щей тенденцией развития науки была специализация именно по пути изоляции, отделения наук друг от друга. Однако мате­риальные системы и формы их движения целостны и связаны процессами взаимопревращений. Поэтому и изучающие их науки оказывают­ся взаимосвязанными посредством «переходных, пограничных наук» (типа электрохимии, биохимии, биогеофизики и т.п.). Интегрирую­щую, синтезирующую функцию выполняют науки и другого типа, например, такие общие науки, как термодинамика, кибернетика и синергетика, изучающие определенные аспек­ты многих форм движения (процессы управления, самоорга­низации систем и др.), или предельно общие науки, объеди­няющие фактически все другие отрасли знания, – математика и философия. Синтезирующую роль играют и проблемные на­уки (типа онкологии, агрономии), решающие комплексные проблемы с ис­пользованием данных и методов целого ряда других наук. В по­следнее время тенденция к интеграции наук становится веду­щей, доминирующей.

В современной науке насчитывается 15 тыс. дисциплин, различающихся по объек­ту, предмету, методу, степени общности и фундаментальности знания, сфере применения и т.п. Все это практически исключает единую классификацию всех наук по какому-либо одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (соци­альные) и гуманитарные. Также отдельно выделяют сельскохозяйственные, медицинские и психолого-педагоги­ческие науки.

К естественным относятся науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.), о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.), о физических, химических и биологических системах и про­цессах (формах движения материи), о человеке как биологи­ческом виде, его происхождении и эволюции (цикл антро­пологических наук).

Общественные науки – это социология (она сама разветвляется на ряд подразделений), политоло­гия, группа политических и идеологических наук, экономи­ческие, юридические, управленческие и другие науки.

Гу­манитарные науки – это науки о человеке как социальной личности, как одухотворенном субъекте, о его духовном, внутреннем мире, о человеческих взаимоотношениях и ду­ховной культуре общества (психология как совокупность наук о психике человека, его эмоциях и чувствах, логика, лите­ратуроведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.).

Между всеми блоками наук имеются связующие звенья, одни и те же науки могут частично входить в разные блоки, особенно подвижна грань между общественными и гумани­тарными науками.

Также следует различать фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия, биология, экология – изучают базисные структуры мира, а прикладные (медицина, агрономия, прикладная экология, химический синтез) – занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смена естественнонаучных картин мира | Значение науки в эпоху НТП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.