КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение дифференциации и интеграции научного знания
Проблема классификации наук Дифференциация научного знания на обособленные науки имеет многовековую историю. Причем вплоть до XIX в. ведущей тенденцией развития науки была специализация именно по пути изоляции, отделения наук друг от друга. Однако материальные системы и формы их движения целостны и связаны процессами взаимопревращений. Поэтому и изучающие их науки оказываются взаимосвязанными посредством «переходных, пограничных наук» (типа электрохимии, биохимии, биогеофизики и т.п.). Интегрирующую, синтезирующую функцию выполняют науки и другого типа, например, такие общие науки, как термодинамика, кибернетика и синергетика, изучающие определенные аспекты многих форм движения (процессы управления, самоорганизации систем и др.), или предельно общие науки, объединяющие фактически все другие отрасли знания, – математика и философия. Синтезирующую роль играют и проблемные науки (типа онкологии, агрономии), решающие комплексные проблемы с использованием данных и методов целого ряда других наук. В последнее время тенденция к интеграции наук становится ведущей, доминирующей. В современной науке насчитывается 15 тыс. дисциплин, различающихся по объекту, предмету, методу, степени общности и фундаментальности знания, сфере применения и т.п. Все это практически исключает единую классификацию всех наук по какому-либо одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные. Также отдельно выделяют сельскохозяйственные, медицинские и психолого-педагогические науки. К естественным относятся науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.), о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.), о физических, химических и биологических системах и процессах (формах движения материи), о человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (цикл антропологических наук).
Общественные науки – это социология (она сама разветвляется на ряд подразделений), политология, группа политических и идеологических наук, экономические, юридические, управленческие и другие науки. Гуманитарные науки – это науки о человеке как социальной личности, как одухотворенном субъекте, о его духовном, внутреннем мире, о человеческих взаимоотношениях и духовной культуре общества (психология как совокупность наук о психике человека, его эмоциях и чувствах, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.). Между всеми блоками наук имеются связующие звенья, одни и те же науки могут частично входить в разные блоки, особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками. Также следует различать фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия, биология, экология – изучают базисные структуры мира, а прикладные (медицина, агрономия, прикладная экология, химический синтез) – занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |