Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие научной химии




Тенденции развития современной химии

Тема 8

Химия – наука, рассматривающая превращения веществ, изучающая элементы (простейшие вещества, обра­зуемые одинаковыми атомами) и сложные вещества, со­стоящие из молекул (сочетаний различных атомов). Химия тесным образом связана с физикой.

Химия – очень древняя наука. Существует несколько объясне­ний слова «химия». Согласно одной из имеющихся теорий, оно происходит от древнего названия Египта – Kham – и, следователь­но, должно означать «египетское искусство». Согласно другой тео­рии, слово «химия» произошло от греческого слова cumoz (сок растения) и означает «искусство выделения соков».

Наибольший вклад в становление этой науки в древнем мире внесли египтяне. Имя первого из дошедших до нас химиков – Болос из Менда, жившего в дельте Нила на рубеже III и II вв. до н.э. Однако химия в Древнем Египте еще не была наукой в полном смысле слова, а оставалась тесно связанной с религией.

В химии античного мира и Средневековья выявлялись свойства, устанавливались закономерности между ними, сущность же явлений подменялась их мистической интерпретацией. Химию (химиков) искореняли и преследовали древ­неримские императоры, фанатики христианства: ученые изгонялись, книги их сжигались, сама наука запрещалась. Одни опасались, на­пример, того, что химики занимались получением золота; вторые преследовали ученых за тесную связь химии с древнеегипетской ре­лигией, которая, с точки зрения христианства, была язычеством.

Начиная с последних веков I тыс. до н.э., химия бурно развива­лась в арабском мире, а в первой половине нынешнего тысячеле­тия она получила широкое распространение в Западной Европе. С одной стороны, развитие химии в этот период шло вслед за раз­витием техники, однако, с другой стороны, она оставалась тесно связанной с религиозно-философской мыслью. В тот период химия существовала, главным образом, как алхимия.

Начиная с XV в. представление о мире химических соединений и химических процессах стали быстро расширяться. Были открыты новые химические вещества: фосфор, висмут, платина и др. Развитие ремесел и промышленности обусловили постоянную потребность в определенных химических соединениях: селитре, железном купоросе, серной кислоте, соде, что дало импульс к созданию химических производств, а это в свою очередь стимулировало развитие научной химии.

Во второй половине XVII в. алхимическая традиция постепенно исчерпала себя. В течение более чем тысячи лет алхимики исходили из уверенности в неограниченных возможностях превращений веществ (химических процессов), в том, что любое вещество можно превратить в любое другое вещество. Однако в конечном итоге в химии сформировалось представление о том, что существует некоторый предел, граница взаимопревращения веществ. Этот предел определяется составом химических веществ. В XVII – XVIII вв. химия постепенно становится наукой о качественных изменениях тел, реакционных способностях веществ, зависящих от их химического состава. Это происходило на фоне развития технической химии (металлургия, стеклоделие, производство керамики, бумаги, спиртных напитков) и открытия новых химических веществ.

Новому пониманию химии способствовало возрождение античного атомизма. Важную роль в этом сыграли труды французского мыслителя П. Гассенди (1592 – 1655), который возродил представление о том, что вечная и бесконечная Вселенная состоит из постоянно движущихся атомов (различной формы, размеров, неизменных, неделимых и т.д.) и пустоты, которая является условием возможности движения атомов и тел. По мнению П. Гассенди, «атомы обладают и энергией, благодаря которой движутся или постоянно стремятся к движению». В этом П. Гассенди идет значительно дальше античных атомистов. Весьма важным в учении Гассенди было формулирование понятия молекулы, что имело конструктивное значение для становления научной химии.

Развитие и конкретное приложение идей атомизма к химии осу­ществил Роберт Бойль (1627 – 1691), который считал, что химия должна быть не служан­кой ремесла или медицины, а самостоятельной наукой. Р. Бойль исхо­дил из представления о том, что качественные характеристики и превращения химических веществ (их реакционная способность) могут быть объяснены с помощью понятия о движении, размерах, форме и расположении атомов. Он был на пути к научно обоснованному определению химического эле­мента как предела разложения вещества с данными свойствами.

Центральная проблема химии XVIII в. – проблема горения. Вопрос состоял в следующем: что случается с горючими веществами, когда они сгорают в воздухе? Для объяснения процессов горения И. Бехером и его учеником Г.Э. Шталем была предложена теория флогистона. Флогистон, по их мнению, это некоторая невесомая субстанция, которую содержат все горючие тела и которую они утрачивают при горении. Тела, содержащие большое количество флогистона, горят хорошо; тела, которые не загораются, являются дефлогистированными. В течение почти всего XVIII в. эта теория господствовала в химии, пока Антуан Лавуазье (1743 – 1794) в конце XVIII в. не разработал кислородную теорию горения.

А. Лавуазье ввел единую классификацию для химических соединений и химических процессов исходя из их состава. Все химические соединения Лавуазье разделил на 3 класса: кислоты, основания, соли. Новая номенклатура исходила из того, что каждое химическое вещество должно иметь одно определенное название, характеризующее его функции и состав. Например, оксид калия состоит из калия и кислорода, хлорид натрия – из натрия и хлора. А. Лавуазье объяс­нил причину большого разнообразия химических явлений материальным различием химических элементов и их соединений. Кроме того, А. Лавуазье поставил вопрос и о количествах, в которых сочетаются различные элементы между собой, и с помощью закона сохранения материи привел химию к представлению о необходимости количественного выражения, пропорций, в которых сочетались элементы. Таким образом, А. Лавуазье осуществил научную революцию в химии: он превратил химию из совокупности множества не связанных друг с другом рецептов, в общую теорию, основываясь на которой можно было не только объяснять все известные явления, но и предсказывать новые.

Следующий важный шаг в развитии научной химии был сделан Дж. Дальтоном (1766 – 1844), ткачом и школьным учителем из Манчестера. Изучая химический состав газов, он пришел к выводу, что атомы одного вещества могут соединяться с раз­личным количеством атомов другого вещества. При этом он ввел в химию понятие атомного веса. Кислородная теория А. Лавуазье и атомная теория Дж. Дальтона заложили основы теоретической химии.

Сформированные в ХIХ в. количественные законы (закон постоянных отношений Пруста, закон объемных отношений Гей-Люссака, закон Авогадро) продолжили формирование атомно-молекулярных представлений. Для эксперимен­тального обоснования атомистики и ее внедрения в химию много усилий приложил Й.Я. Берцелиус (1779 – 1848). Окончательную победу атомно-мо­лекулярное учение (и опирающиеся на него способы определения атомных и молекулярных весов) одержало на 1-м Международном конгрессе химиков (1860).

В 50 – 70-е гг. XIX в. на основе учения о валентности и химической связи была разработана теория химического строения A.M. Бутле­рова (1828 – 1886), которая обусловила огромный успех органического син­теза и возникновение новых отраслей химической промышленности (производство красителей, медикаментов, нефтепереработка и др.), а в теоретическом плане открыла путь построению теории простран­ственного строения органических соединений – стереохимии (Дж. Г. Вант-Гофф, 1874). Открытие изомерии выдвинуло важ­нейшую задачу – изучить зависимость физико-химических свойств соединений от их состава и строения. Исследова­ния изомеров наглядно показали, что физические и хими­ческие свойства веществ зависят не только от набора атомов, но и от их расположе­ния в молекулах. Во второй половине XIX в. складываются физическая химия, химическая кинетика – учение о скоростях хими­ческих реакций, теория электролитической диссоциации, химичес­кая термодинамика. Таким образом, в химии XIX в. сложился новый общий теоретический подход – определение свойств химических веществ в зависимости не только от состава, но и от структуры.

Развитие атомно-молекулярного учения привело к идее о сложном строении не только молекулы, но и атома. В начале XIX в. эту мысль высказал английский ученый У. Праут, исходя из результатов измере­ний, показывавших, что атомные веса элементов кратны атомному весу водорода. На основе этого У. Праут предложил гипотезу, согласно которой атомы всех элементов состоят из атомов водорода. Новый толчок для развития идеи о сложном строении атома дало великое открытие Д.И. Менделеевым (1869) периодической системы элемен­тов, которая наталкивала на мысль о том, что атомы не являются неделимыми, что они обладают структурой и их нельзя считать пер­вичными материальными образованиями.

Во второй половине XIX в. происходит постепенное превращение химии из описательной науки, изучающей химические элементы, состав и свойства их соединений, в теоретическую науку, исследующую причи­ны и механизм превращения веществ. Стало возможным управлять химическим процессом, преобразовывая веще­ства, природные и синтетические, в полезные продукты. К концу XIX в. были получены и изучены десятки тысяч но­вых органических и неорганических веществ. Открыты фундаментальные законы и созданы обобщающие теории. Достижения химической науки внедрялись в промышлен­ность. Были построены и хорошо оборудованы химические лаборатории и физико-химические институты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.