Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности переходной экономики




 

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения
в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);

– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

 

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

 

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами.

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации, сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и
т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования, как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

* * *

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

 

2. Пути перехода к рыночной экономике:
эволюционный и «шоковая терапия»

Можно выделить два пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия».

Эволюционный путь предполагает проведение медленных, последовательных реформ государством, которое играет главную роль в формировании рыночных отношений. Постепенное преобразование социально-экономических отношений позволяет избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

Основные черты эволюционного пути:

– государство постепенно, на основе долгосрочных реформ формирует рыночные отношения;

– рыночные отношения сначала охватывают сферу производства
и сбыта потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли (производство средств производства);

– либерализация цен проводится постепенно и на последующих этапах реформы экономики, причем сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях, продукция которых входит в производство любых товаров (энергетика, транспорт), чтобы не усиливалась инфляция;

– проводится жесткая финансовая, денежная политика в целях сдерживания инфляции и недопущения нарушения закона денежного обращения;

– активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, особенно мелкий и средний бизнес в производстве и сфере услуг.

Примером такого пути перехода является Китай, Венгрия, Республика Беларусь, Россия.

Шоковая терапия – это такой путь перехода к рыночной экономике, который предполагает одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и формирование бездефицитного бюджета.

В основе этого подхода лежит идея монетаризма о способности рыночной экономики к саморегулированию, что обусловливает минимальную роль государства в переходном периоде. Главная задача государства в этот период – поддержание устойчивости финансовой системы, денежного обращения, недопущение инфляции. Однако, считают сторонники шоковой терапии, на пути к рыночным отношениям много препятствий и одно из главных – это позиция аппарата чиновников, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса, т. е. хотят всегда управлять и поэтому препятствуют развитию рыночных отношений, при которых их руководящая роль сводится к минимуму, т. к. экономика сама развивается.

Основные черты шоковой терапии:

– одномоментная либерализация цен, т. е. государство перестает регулировать цены на все товары, и они продаются свободно по конкурентным ценам. Эта мера приводит к ликвидации товарного дефицита и запускает механизм рынка;

– ускоренная приватизация государственной собственности, в том числе переход к частной собственности на землю, что создает основу рыночных отношений;

– ликвидация централизованного планирования и включение экономических методов регулирования экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

– либерализация внешнеэкономической деятельности, создание открытой экономики.

При использовании метода шоковой терапии возникает ряд отрицательных (негативных) последствий: стремительный рост цен, т. к. в наследство достается дефицит на многие товары; массовые банкротства предприятий и рост безработицы; падение жизненного уровня значительной части населения, социальная дифференциация; наиболее прибыльной становится не сфера производства, а перераспределительная деятельность в финансовой сфере, куда устремляется поток реальных денег.

Шоковая терапия наиболее широко применялась в Польше, в других странах Центральной и Восточной Европы.

 

3. Проблемы переходной экономики в Республике Беларусь

 

В настоящее время экономика республики находится на этапе перехода к смешанной экономике рыночного типа. Поставлена цель – создать социально-ориентированную рыночную экономику, т. е. такой тип экономической системы, который предполагает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Основными чертами такой модели экономики являются:

– господство конституционных гарантий личных прав и свобод граждан;

– свобода предпринимательства, выбора профессии и места работы;

– равенство всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества;

– обеспечение взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда;

– социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.

Необходимость социальной ориентации экономики обусловлена социальным[17] характером экономических отношений, т. е. тем, что в основе экономических процессов лежат не только личные интересы, но и общественные (всех членов общества). Поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Эти преобразования нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом социальной политики является социальный аспект приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной экономической политики, т. е. создание условий, при которых благосостояние населения будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной деятельности его населения. Только в этом случае можно говорить о социальной ориентации экономики.

В мировой практике сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.

Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решении индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Задача государства – создать условия для самостоятельного решения гражданами своих социальных проблем, для чего активно поощряется предпринимательство, обогащение наиболее активной части населения. Социальное равновесие обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода.

К особенностям американской модели рынка относится и антициклический и антиинфляционный характер вмешательства государства в экономику. Регулирование экономики осуществляется через систему государственного лицензирования производства определенных товаров, ограничение вывоза ряда товаров в другие страны, контроля за денежным обращением при помощи банковского кредита, регулирования рынка труда путем определения минимального размера зарплаты, создания фронта общественных работ.

Шведская модель рыночной экономики характеризуется иным подходом к решению социальных проблем. В основе модели лежат рыночные отношения в рамках трех форм собственности (частной, государственной и кооперативной) в сочетании с активным использованием государственного регулирования. Главным объектом регулирования являются трудовые отношения на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок), а также на уровне предприятий государственной собственности, на которых воспроизводится основная часть рабочей силы страны. Поэтому в Швеции самый высокий среди индустриально развитых стран уровень занятости.

Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, в основе которой – три основных принципа: равенство, т. е. обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; предоставление социальных гарантий населению при разных ситуациях; достижение полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного нера-
венства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Для успешного проведения социальной политики в государстве установлен один из самых высоких уровней налогообложения, который составляет более 50% ВНП (в других странах он колеблется от 30 до 40%).

Немецкая модель рыночной экономики называется еще социальным рыночным хозяйством, для которого характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в структуре экономики.

Законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, выпуск высококачественной продукции, защиту конкуренции, охрану окружающей среды.

Особую роль играет государство в решении социальных проблем (ликвидация безработицы, обеспечение социального страхования), в производстве общих благ (охрана окружающей среды, строительство дорог и т. д.).

Особенностью немецкой модели является регулирование экономики посредством преимущественно кредитно-денежной политики, а не бюджетно-налоговой, что связано с традиционно более высокой организацией финансового капитала в Германии по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему (американская модель), а через поддержание оптимального сочетания между величиной ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет рост доходов производителей.

Японская модель рыночной экономики характеризуется смещением социальных функций от государства в сторону фирм и организаций.

В Японии фирмы не только дают работу домашним хозяйствам, но и берут на себя функции обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, проявляют заботу об обучении и образовании подрастающего поколения, о переподготовке и повышении квалификации взрослого населения.

Центральным звеном японской модели является система пожизненного найма работника фирмой. Сущность системы состоит в том, что предприятие поддерживает тесную связь с высшими и средними учебными заведениями, обеспечивая студентам производственную практику, в ходе которой выясняется, на какую должность и в какой отдел будет зачислен практикант после окончания учебы. Через каждые 3–5 лет работник перемещается по служебной лестнице и в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин увольняется на пенсию.

Системой пожизненного найма охватывается от 25 до 35% работников, остальные нанимаются на определенный срок. Они увольняются без каких-либо условий за счет чего фирма гибко приспосабливается к рынку.

Китайская модель – модель социально ориентированного рыночного социализма, характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования рыночных отношений.

Страны, использующие данную модель, активно сотрудничают с развитыми и развивающимися странами, особенно в инвестиционной сфере.
С одной стороны, они способствуют развитию индивидуальных, интеллектуальных, предпринимательских способностей у населения, а с другой стороны, создают равные возможности для каждого получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и передовой цивилизации.

Основная идея реформирования экономики Китая – поощрять рыночные отношения там, где возможно, и сохранять государственный контроль, где необходимо. В середине 80-х гг. XX в. в Китае были сняты все ограничения на индивидуальную трудовую деятельность, на создание частных предприятий в сфере производства потребительских товаров, в торговле и в аграрном секторе, где сосредоточено 80% населения. Поэтому прежде всего широко осуществлялись аграрные преобразования. Земля осталась в государственной собственности, но коллективные хозяйства распущены,
а земля передана крестьянам в аренду сроком на 30 лет (затем срок продлили еще на 30 лет). Была разрешена субаренда (сдача земли в аренду другим лицам), а арендную плату разрешили платить и натурой (произведенной продукцией). Реформа пошла на столько успешно, что за 5 лет
в стране был ликвидирован дефицит товаров. Удачным решением было создание свободных экономических зон, куда устремились иностранные инвестиции. В государственной собственности остается тяжелая промышленность, где проводятся постепенные реформы, например, этим предприятиям разрешается выпускать и продавать акции. Госпредприятия финансируются из госбюджета. Они зачастую неконкурентоспособны. В конечном итоге они будут преобразованы, но пока нельзя допустить кризиса
и массовой безработицы.

Таким образом, в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики: частный сектор и государственный. Государство планирует и регулирует денежно-кредитные отношения, контролирует цены, осуществляет социальную политику.

Рассмотрение некоторых моделей рыночной экономики показывает, что не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна исходит из своей специфики.

Что касается выбора Республикой Беларусь модели социально ориентированной рыночной экономики, в качестве перспективной, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. (Конечно же, с учетом зарубежного опыта).

Во-первых, проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимального числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов. Это слишком дорогостоящее дело, т. к. надо вводить высокие налоги, чтобы собирать большие суммы денег и перераспределять в пользу малообеспеченных слоев населения.

Во-вторых, социально ориентированная экономика – это экономика, где созданы условия для роста благосостояния каждого в результате трудовой деятельности, в результате предпринимательства.

В-третьих, проводя социальную политику, надо учитывать менталитет людей, унаследованные от прошлого иждивенческие настроения, надежду на помощь государства. Люди еще не имеют стимулов к борьбе за существование. Еще не все могут воспользоваться возможностью самореализации и самообеспечения. Если это не учитывать, то произойдет расслоение общества на очень богатых и очень бедных, что может привести, в свою очередь, к расколу общества.

В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения. Она должна включать и защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через законодательное регулирование труда (продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т. д.) и его оплаты (установление минимальной зарплаты и др.),
а также через определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика – это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать рост производства и развитие общества. В то же время создание данной модели требует в качестве предпосылки высокого уровня развития экономики.

Таким образом, чтобы в стране была высокоэффективная экономика, надо обеспечить преобладание рыночных отношений, для чего надо решить основные задачи переходного периода: реформировать отношения собственности (разгосударствление и приватизация); создать рыночные отношения, включая инфраструктуру рынка; преодолеть кризисные явления в экономике и создать систему социальной защиты.

От характера намеченных преобразований будет зависеть процесс превращения бывшей государственно-социалистической экономики в рыночную.

Одной из важнейших задач в Республике Беларусь является регулирование процессов разгосударствления и приватизации. На ближайшую перспективу государственная программа приватизации в Беларуси предусматривает: завершение приватизации малых предприятий; активизацию процесса разгосударствления крупных предприятий; введение института банкротств; продажу предприятий-должников и ликвидацию отдельных безнадежно неэффективных предприятий; создание условий для более активного участия иностранных инвесторов и капитала.

Для создания рыночных отношений в Республике Беларусь принят целый пакет «рыночных» законов, создающих правовую основу для формирования рыночной экономики. Это законы: «О собственности», «О предпринимательстве», «О разгосударствлении и приватизации», «О занятости», «О труде», «О защите прав потребителя», «О социальной защите населения», «О валютном регулировании», «О едином налоге с предпринимателя» и др. Предстоит дальнейшая законодательная работа и работа по выработке механизмов реализации законов.

Преодоление кризисных явлений (спад производства, безработица, инфляция) осуществляется не только с помощью жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, но и путем структурной перестройки экономики, основанной на высоких наукоемких и ресурсосберегающих технологиях. Предусмотрено на первом этапе ресурсы направлять в отрасли с коротким циклом воспроизводства и оборотом, т. е. с быстрой отдачей вложений. На втором, после того, как будет достигнута стабилизация (подавлена инфляция, укреплен рубль и т. д.) и будет создан механизм превращения накоплений (сбережений) в инвестиции, объектами технического перевооружения будут отрасли с высокими технологиями.

Особое значение в Республике Беларусь придается регулированию социальных отношений. Государство реализует программу социальной защиты населения. Регулируются доходы с тем, чтобы не допустить значительного разрыва в уровне жизни различных слоев и предотвратить социальную напряженность в обществе. Постоянно повышается минимальная зарплата, которая в перспективе должна быть равна прожиточному минимуму. Нуждается в совершенствовании и пенсионная система.

Что удалось сделать в Республике Беларусь в переходный период?

Заложена база суверенного государства, сформированы необходимые государственные институты.

Утвердились принципы сильной социальной политики государства.

Удалось существенно продвинуться в вопросах обеспечения законности и правопорядка, формирования гражданского общества.

Намечена структурная перестройка экономики с целью перейти на ресурсосберегающие технологии. Определены приоритеты экономического развития:

– наращивание экспорта товаров и услуг;

– развитие агропромышленного комплекса;

– развитие жилищного строительства;

– активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

– формирование эффективной системы здравоохранения.

Сегодня, в 2003 г., в республике поставлены следующие задачи:

– повысить конкурентоспособность экономики, т. е. производить продукцию по мировым стандартам, для чего наращивать экономический и научно-технический потенциал, повысить образовательный и квалификационный уровень работающих;

– обеспечить экономическую безопасность страны, т. е. не допускать зависимости от других стран;

– добиться социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, и экологии;

– поддерживать достаточный оборонительный потенциал и высокие политические позиции в мире;

– обеспечить развитие демократии, обеспечивающей свободу предпринимательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.