Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение содерж. стороне письма

Обучение каллиграфии

- использование прописей-раскрасок

- альбом с письменными буквами и их элементами для развития зрительных и двигательных

анализаторов (буквы из бархатной бумаги наклеены в альбом)

- аналитико-синтетическая работ

Виды работ:

- обведение контура по точкам;

- дорисовать недостающие элементы;

- использование лекал;

- штриховка: а) частые штрихи

б) штрихи с возвратом

в) центричная штриховка

г) штриховка длинными парными отрезками

- использование ориентиров (стрелки / специальная разлиновка)

Типичные графические ошибки

1. Нарушение наклона 65° / нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов/.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций:

-вертикальных - неодинаковая высота букв или их частей;

- горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв.

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию, а также ошибки, связанные с несоб­людением пропорций.

4. Пропуск элементов, отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л, вместо д-а (графические ошибки).

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом случае выбрать соответствующий приём.

Преодоление I гр.ошибок:

-отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном;

Преодоление 2 гр.ошибок:

-развитие глазомера.

3гр.ошибок:

-работа над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки.

4гр. ошибок:

-работа над развитием внимания.

Другие причины ошибок: (общие для всех типов)

–недост-ая коорд-ть движений;

-неправильное положение тела при письме;

-нарушение гигиенических требований;

-механические помехи (ручка, бумага, поверхность стола...)

 

-4-

Уроки письма проводятся параллельно с уроками обучения грамоте (пр. Бунеева интеграция). Полностью навык письма формируется к 8-му классу.

В 1-м классе к концу первого полугодия дети должны записывать 20 слов, средний объём письма I мин.- 4 буквы.

Структура урока письма.

1. Закрепление новых звуков (звуковой анализ).

2. Сравнение письменной и печатной букв.

3. Графический анализ письменной буквы, (нитки)

4. Подготовка к письму:

- гимнастика для пальцев, кистей рук;

- штриховка;

- раскраска;

5. письмо элементов;

6. Письмо буквы (после показа учителя):

- в воздухе;

- по точкам;

- обратной стороной ручки; кисточкой на доске.

7. Письмо соединений.

8. Письмо - слогов, слов (с анализом).

9. Письмо предложений.

10. Закрепление изученных букв.

 

Лекция. Методика работы над навыком чтения.

План.

1. Чтение как вид речевой деятельности.

2. Задачи уроков классного чтения. (сам. анализ программы).

3. Качества навыка чтения.

4. Этапы становления навыка чтения.

5. Работа над правильностью и беглостью чтения.

6. Работа над сознательностью чтения.

7. Работа над выразительностью чтения.

Литература: 5,6,9,10, 11 и дополнительная литература к разделу 3.

 

1. Чтение как вид речевой деятельности

1. Напомним, что механизм чтения складывается из системы многих ориентаций, более всего зрительного порядка. Именно со зрительных восприятий печатного или рукописного слова, или предложения, или текста и начинается чтение.

Через зрительные опознания букв, буквосочетаний и отдельных слов идут сигналы в те разделы мозга, где хранятся знания, сведения об эталонах - образцах букв, об их связях со звуками, способами обозначения отличительных признаков звуковых вариантов разных фонем.

Зрительные сигналы, поступающие в мозг, дают возбуждение речедвигательным органам - языку, губам, гортани. Одновременно с речедвигательными возбуждениями (или, как их называют, речевыми кинестезиями) подключаются тесно с ними связанные слуховое восприятие, слух. Таким образом при первоначальном чтении возникает как бы своеобразный круг связей - зрительных, речедвигательных и слуховых, которые вкупе обеспечивают - и это главное -понимание, осознание всего того, что добыто при активизации всех трех родов восприятий.

И при формировании умений первоначального чтения полнота каждого из этих восприятий чрезвычайно важна, впрочем, эта важность сохраняется на протяжении всего периода обучения детей в начальном, да, пожалуй, в среднем и отчасти старшем звеньях школы.

Об этом надо сказать с особой силой, ибо в последнее время все чаще раздаются призывы к внедрению в начальную школу так называемого скорочтения или динамического чтения, которым хотят заменить традиционное чтение. Но динамическое чтение, базирующееся на подавлении речевых кинестезии и слухового восприятия, наносит на самых начальных ступенях обучения невосполнимый ущерб полноценному чтению и восприятию художественно-литературных текстов, как и вообще речевому развитию младших школьников.

Вообще, строго говоря, динамическое чтение применимо преимущественно к текстам делового содержания и обучение ему, скорочтению, целесообразно в старшем школьном или даже студенческом возрасте. При этом вовсе не для замены одного вида чтения (традиционного) другим (динамическим), а для сохранения традиционного чтения с четкой ориентацией на использование его при чтении литературно-художественных текстов. В отношении последних, кстати, более всего пригодно не просто традиционное чтение, а так называемое медленное чтение, которое наши современные выдающиеся ученые и академики Д.С.Лихачев и А.М.Панченко, писатель К.Г.Паустовский называет великим и непревзойденным способом глубинного проникновения в суть художественного произведения.

Итак, обучение традиционному в лучшем понимании этого [слова виду чтения, всяческое его совершенствование остаются одними из насущных задач современной школы, ибо этот вид чтения выступает в качестве базового и действенного способа познавательного языкового и речевого развития школьников.

При обучении детей первоначальному чтению надо учитывать особенность, что глаза при чтении, как это было установлено психологией еще в прошлом веке, двигаются не равномерно по строке, а скачками, короткими «пробежками». После каждой из них возникает короткая остановка - фиксация. Именно в это время и происходит опознание одной или нескольких букв, слов и даже группы слов. Фиксируя даже одну букву при чтении, глаза в споем движении по строчке замечают и несколько соседних с ней букв. В этом сказывается присущее нашему зрению так называемое боковое поле видения. В отношении процесса чтения его чаще называют полем чтения. У человека, хорошо владеющего навыком чтения, как правило, оказывается сравнительно широким и поле чтения. Оно охватывает сразу несколько букв, слогов и даже слов, а то и предложений.

Существенно важным является с самых первых, так сказать, и (начальных шагов по овладению ребенком умениями чтения методически обеспечить занятия таким образом, чтобы поле чтения ребенка не замыкалось на одной букве, а охватывало по меньшей мере две буквы, образующие слияние. Практика подтверждает, что при такой постановке занятий поле чтения расширяется значительно более быстрым темпом.

Таким образом, уже в период обучения грамоте, в частности на самых первоначальных ступенях выработки умений чтения, нужно с возможной полнотой и точностью загружать каждый из каналов поступления в мозг зрительных и речеслуходвигательных сигналов, опираться на большое число ориентиров. Чтение, как отмечалось, протекает при сложном взаимодействии зрительных, слуховых, артикуляционных, мыслительных и других, например волевых, усилий и компонентов. Так, в качестве очевидных и инструментально фиксируемых ориентиров чтения выступают:

1) гласная буква как знак одного из гласных звуков, равного слогу (о-сы);

2) гласная как представитель гласного звука, соединившегося с согласным в слиянии, в комплексе прямого слога, и -одновременно как сигнал твердости вошедшего в состав слияния согласного (на, рама);

3) гласная в составе слияния с мягким согласным, т.е. как знак гласного звука и одновременно показатель мягкости предшествующего согласного (лиса, море);

4) согласная за пределами сочетания СГ как знак согласного звука (стол, пульс, пуст, мал, мил, мел);

5) согласная в составе прямого слога как знак определенного твердого или мягкого согласного звука (мыло, милый);

6) йотированная гласная как кодовый знак двузвучного прямого слога, слияния согласного звука - йота с гласным звуком (е-ли, ю-ла, обезь-я-на);

7) йотированная гласная буква как центр многозначного слога и обозначение слияния (яб-локо, объ-яв-ле-ни-е, ла-ет);

8) й краткое как представитель неслогового и, или йота (май-ка, край, район, яма);

9) мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (тьма, вскользь, ср. вполз);

10) мягкий или твердый знак как разделительные, т.е. сигналы, ориентирующие на прочтение последующей йотированной буквы как слияния (вьюга, съемка);

11) буква пробела как сигнал конца слова и одновременно твердости согласного звука, представленного замыкающей согласной буквой или конечного всегда мягкого согласного звука, обозначенного согласной буквой й (мой, край, ловкий).

Соответственно с самых первых шагов в обучении детей элементарному чтению наибольший эффект достигается, когда вырабатывается не только преимущественная ориентация на гласную букву и обозначаемый ею звук, но и в не меньшей степени на согласные буквы и стоящие за ними звуки. Гласные дают слову звукослоговой каркас, который наполняется определенным звучанием за счет и гласного, и согласного звуков, одновременно с этим вносящих с собой семантические «кванты» - элементы значения прочитываемых слогов в слове, передающие его смысл.

В смысловом, так сказать, значимом наполнении слова основную или, лучше сказать, большую нагрузку несут именно согласные звуки. Не случайно, что во многих сокращенных написаниях слов гласные отсутствуют, например: вр. (время), мн. (множественное), ср. (средний), к.-н. (кто-нибудь), др. (другие (-ой, -ое), ск. (сколько), сб. (сборник), пр. (прочее), см. (смотри), д-р (доктор), пр-т (проспект), пр-д (проезд) и т.п.

Глубоко был прав К.Д. Ушинский, когда утверждал, что «уяснить детям значение согласной буквы - самое важное и самое трудное дело во всем обучении грамоте. Это - ключ к чтению» (Собр. соч.: В 11 т. - Т. 6. - М.; Л., 1949. - С. 282). Важное потому, что с ним связано постижение смысла основных носителей значений слов, трудное потому, что от их «поведения» - соединятся ли, сольются ли с гласным, произнесутся ли правильно в укладе, диктуемом гласным, или же воспротивятся, зависит правильность произнесения слова. Гласные, естественно, также несут с собой большую смысловую нагрузку (кот - кит) и даже могут кардинально поменять значение слова, но главное их назначение «повелевать» согласными, выстраивать их в определенный уклад. Однако власть гласных не абсолютна (ср. вскользь - вполз).

Один из вариантов методики научения детей слиянию звуков детально рассмотрен видными современными методистами Л.К. Назаровой и Д.С.Фониным (см.: Обучение чтению прямого слога // Начальная школа. - 1985. -№ 6. -С. 10).

Органическое слияние фонетической и кинематической основ речепроизводства при обучении элементарному чтению, соединено в едином комплексе зрительно-опознавательных, артикуляционно-произносительных и функционально смысловых сигналов при чтении, т.е. декодировании печатного или рукописного текста, является важным условием осуществления детьми не только самого процесса чтения, но и других видов речевой деятельности, учения родного языка в целом.

Существенными моментами в научении детей элементарному чтению, как уже отмечалось, является, конечно, непосредственно чтение слогов, слов и - центральное занятие - чтение букварного текста.

2. Задачи современного урока чтения

Все сказанное позволяет назвать задачи современного урок чтения:

1. Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

2. Формирование читательских умений по работе с текстом, активизация «вдумчивого чтения», т.е. умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.

3. Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.

4. Обеспечение нравственного и эстетического воспитания.

5. Формирование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоречащего научным достижениям в областях знания.

6. Развитие речи, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №3. Первоначальное обучение письму | Качества навыка чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.