Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение рода имен существительных

Лексическое и грамматическое значение имен существительных

Основной семантический признак имен существительных - предметность. Но предметность не всегда сводится к конкретности: стол, дерево, человек – эти слова имеют ясный для детского понимания денотат (предмет реальный), тогда как бег, терпение свойство, выражая предметность, все же ребенком не воспринимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первоначальное знакомство с именами существительными проходит на конкретном материале. Это 1 ступень овладения именем существительным как частью речи.

В механизме этого осознания велика роль вопросов: Кто? Что? (затем падежных вопросов) (! Вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, языковой интуицией. Умение ставить вопрос к словам – это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложений.

2 ступень – знакомство с главными членами предложения (осознание отличительных признаков части речи). 2 этап – функциональный; он изучает функцию имени существительного – признак, который в русском языке не всегда обоснован денотативно.

3 ступень – изучение постоянных свойств имени существительного: это – род существительного – признак, который в русском языке не всегда обоснован денотативно.

[Н-р, сын, дочь – род не вызывает сомнений, потолок – м.р., а степень – ж.р. – детям трудно понять; эти признаки носят грамматический характер, выраж. – окончанием; или «мышь» - обозначает и самку и самца].

4 ступень – изменение формы слова (т.е. образование формы множественного числа., скл.). Усвоению склонений способствуют падежные вопросы и включение падежной формы в предложение.

Вывод: Все эти 4 ступени – лишь подготовительные, ибо формирование понятия «имя существительное» продолжается, понятие обогащается новыми признаками. Однако, многие типы имен существительных еще не включаются в систему грамматической работы:

- существительные общего рода;

- несклоняемые существительные на – мя, - ия, - ий;

- субстантивированные прилагательные типа столовая, учащиеся;

- отглагольные существительные (ускорение).

Склонение существительных во мн.ч. вводится лишь в усложненных программах.

-3-

К этой теме учащиеся начальных классов обращаются трижды: при введении общего понятия о роде и при разграничении типов склонения, а также позднее при изучении имени прилагательного.

По методической традиции, род существительных определяется по местоимениям: тот, та, то (мой, моя, мое), он, она, оно.

!!! Такой прием пригоден в работе с теми детьми, для которых русский язык родной, или с ранее билингвами следовательно, работать нужно над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими признаками:

- м.р. – нулевое окончание в именительном падеже, ед.ч.;

- ж.р.- -а, -я или нулевое (основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь);

- ср.р.- о, -е, -ё.

В работе над родовыми признаками существительных рекомендуются следующие упражнения:

Образование пар и сущ. м.р. и ж.р. по типу хозяин – хозяйка (вкл. без пар, н-р, шофёр).

Составление словосочетаний «сущ+прил» в разных падежных формах.

Составление словариков с распределением существительных по родам.

Составление предложений и небольших текстов на антонимической основе (он блондин, он брюнетка).

Исследовательское задание: доказать, какого рода слова: степь, Ваня, боль, Казань, сирота.

Исследовательское задание: проследить, для каких частей речи характерна категория рода и как она в них выражается по родам? Как?

!!! Н а примере рода имени существительного формируется понятие языковой (лексико – грамматической) категории, т.к. признак рода имеет место во всех знамен-х частях речи, кроме наречия.

-4-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Части речи | Склонение имен существительных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.