КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Склонение имен существительныхСтупени изучения числа имен существительных Изучение категории числа имен существительных В отличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число – терпение, запах. Если же от некоторых из них можно образовать форму мн.ч., то возникает конкретное значение (например, ветер доносил запах сена. – Я легко различаю запахи разных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи). 1 ст. – грамматическая пропедевтика на основе наблюдения над текстами: сначала – значение, затем – форма выражения значения множественности (1 кл.). 2 ст. (2 кл.) – выделение формальных признаков. Введение понятия «множественное число», соотношение понятий «одного – много» (рассматриваются практически). Практические упражнения для закрепления понятия «число имени существительного» 1. Образование форм мн.ч. существительных, данных в ед.ч. (с ударным и безударным окончанием, с твердой и мягкой основой, слова из разных тематических групп, пары антонимов и т.д.). 2. Образование ед.ч. от формы мн.ч. (деревья, сани (конфликтное слово). 3. Составление словосочетаний в ед. и во мн.ч, небольшого предложения. 4. Построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания. (Мальчик… принес двух окуньков. Мальчики принесли целое ведро карасей). 5. Исследовательское задание: подбор слов к именам существительным, которые не имеют ед.ч. (сани, брюки), не имеют мн.ч. (стужа, космос) с обоснованием. !!! В конце 4-го кл. составляется таблица «Мн.ч.», отражающая особенности формы мн.ч. во всех изученных частях речи. -5- В начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончания имен существительных, выражающих варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей. Падеж – это грамматическая категория имени (существительного в нашем случае), выражающая отношения обозначающего им предмета к другим предметам, признакам, процессам, состояниям (синтаксическая категория). В русском языке 6 падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги. Изучение темы строится по следующим линиям: 1) Понятие «склонение имен существительных»; 2) Изучение падежей с вопросами и предлогами; 3) Изучение падежных форм, т.е. окончаний; 4) Значения падежей (для понимания функций падежа); 5) Окончания ударяемые и безударные. К значениям падежа следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей. На основе анализа текста строится таблица падежей. Для отработки быстроты склоняются слова вне текста. Падежные формы образуются с помощью окончания. Далее выполняются аналитические и синтетические упражнения (разбор готового текста и составление его). На этом этапе начальная орфографическая работа: безударное падежное окончание проверяется ударяемым (фонетический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной) (подстановка слов с ударяемым окончанием «весна»). Основная трудность – это изучение 3-х типов склонения. Эти типы различаются по двум признакам: родовому признаку и окончанию падежных форм в И.п., ед.ч. Существует 2 способа изучения типов склонений:
Виды упражнений по теме «Склонение существительных» 1. Склонение специально подобранных имен существительных разных типов в 3-х вариантах: - склоняется лишь само существительное; - склоняются в словосочетании или предложении; - формы падежей вводятся в предложения (+ использование предлогов). 2. Анализ падежных форм (составление алгоритмов, предписания, определяющих четкую последовательность в анализе падежных форм и определения типа склонения). 3. Толкование значений падежных форм в предложениях. 4. Составление предложений с заданной падежной формой. 5. Упражнения в выделении падежных окончаний и их проверке. 6. Исследовательские значения: - составление таблиц безударных окончаний в целях правописания, проверки безударных гласных; - нахождение способов определения падежей несклоняемых имен существительных (Я увидел кенгуру); - выведения решения такой задачи; - написание шутливого рассказа «Спор падежей».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |