Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Склонение имен существительных




Ступени изучения числа имен существительных

Изучение категории числа имен существительных

В отличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число – терпение, запах. Если же от некоторых из них можно образовать форму мн.ч., то возникает конкретное значение (например, ветер доносил запах сена. – Я легко различаю запахи разных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи).

1 ст. – грамматическая пропедевтика на основе наблюдения над текстами: сначала – значение, затем – форма выражения значения множественности (1 кл.).

2 ст. (2 кл.) – выделение формальных признаков. Введение понятия «множественное число», соотношение понятий «одного – много» (рассматриваются практически).

Практические упражнения для закрепления понятия «число имени существительного»

1. Образование форм мн.ч. существительных, данных в ед.ч. (с ударным и безударным окончанием, с твердой и мягкой основой, слова из разных тематических групп, пары антонимов и т.д.).

2. Образование ед.ч. от формы мн.ч. (деревья, сани (конфликтное слово).

3. Составление словосочетаний в ед. и во мн.ч, небольшого предложения.

4. Построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания.

(Мальчик… принес двух окуньков. Мальчики принесли целое ведро карасей).

5. Исследовательское задание: подбор слов к именам существительным, которые не имеют ед.ч. (сани, брюки), не имеют мн.ч. (стужа, космос) с обоснованием.

!!! В конце 4-го кл. составляется таблица «Мн.ч.», отражающая особенности формы мн.ч. во всех изученных частях речи.

-5-

В начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончания имен существительных, выражающих варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

Падеж – это грамматическая категория имени (существительного в нашем случае), выражающая отношения обозначающего им предмета к другим предметам, признакам, процессам, состояниям (синтаксическая категория).

В русском языке 6 падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги.

Изучение темы строится по следующим линиям:

1) Понятие «склонение имен существительных»;

2) Изучение падежей с вопросами и предлогами;

3) Изучение падежных форм, т.е. окончаний;

4) Значения падежей (для понимания функций падежа);

5) Окончания ударяемые и безударные.

К значениям падежа следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей. На основе анализа текста строится таблица падежей. Для отработки быстроты склоняются слова вне текста.

Падежные формы образуются с помощью окончания. Далее выполняются аналитические и синтетические упражнения (разбор готового текста и составление его). На этом этапе начальная орфографическая работа: безударное падежное окончание проверяется ударяемым (фонетический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной) (подстановка слов с ударяемым окончанием «весна»).

Основная трудность – это изучение 3-х типов склонения. Эти типы различаются по двум признакам: родовому признаку и окончанию падежных форм в И.п., ед.ч.

Существует 2 способа изучения типов склонений:

 

Исследовательский и Догматический
Школьники подбирают по то таблице родов примеры имен существительных, скл. письм., окончание выделяют ударные окончания в словах. Затем сравнивают окончания и убеждаются, что судя по окончаниям, падежные формы достаточно четко выстроены в 3 группы (весна, конь, окно, соль). !!! Не вкл. слова, составляющие отклонения, не давать слова с мягкими и твердыми основами, одуш.сущ. !Склонение предстает как система Постоянное введение 1, 2, 3 скл. затем дается сводная таблица.

Виды упражнений по теме «Склонение существительных»

1. Склонение специально подобранных имен существительных разных типов в 3-х вариантах:

- склоняется лишь само существительное;

- склоняются в словосочетании или предложении;

- формы падежей вводятся в предложения (+ использование предлогов).

2. Анализ падежных форм (составление алгоритмов, предписания, определяющих четкую последовательность в анализе падежных форм и определения типа склонения).

3. Толкование значений падежных форм в предложениях.

4. Составление предложений с заданной падежной формой.

5. Упражнения в выделении падежных окончаний и их проверке.

6. Исследовательские значения:

- составление таблиц безударных окончаний в целях правописания, проверки безударных гласных;

- нахождение способов определения падежей несклоняемых имен существительных (Я увидел кенгуру);

- выведения решения такой задачи;

- написание шутливого рассказа «Спор падежей».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.