Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободные экономические зоны. В странах, которые ставят своей целью привлечение иностранных инвестиций, в качестве важной формы стимулирования инвесторов используют создание свободных

В странах, которые ставят своей целью привлечение иностранных инвестиций, в качестве важной формы стимулирования инвесторов используют создание свободных экономических зон.

Свободные экономические зоны создаются в государствах с различным уровнем экономического развития. На современном этапе их число превышает несколько сот. Наиболее распространено понимание свободной экономической зоны как беспошлинной торговли и складской зоны, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ.

Самая характерная черта этих зон – практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и, прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободная зона, поэтому в наибольшей степени отвечает потребностям ТНК, так как принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру, начальную подготовку рабочей силы, создает прочие необходимые условия.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения зарубежных и национальных инвестиций на основе предоставления ряда льгот.

По Киотской международной конвенции, посвященной проблемам таможенного регулирования (1973 г.), под СЭЗ, или зоной-франко, понимается часть территории страны, где товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаемые обычному таможенному контролю и налогообложению.

В основе стратегии создания СЭЗ лежат два подхода: территориальный и функциональный, или режимный. Как правило, используются оба.

По подсчетам ЮНКТАД, в мире насчитывается 839 СЭЗ в 102 странах мира. Наибольшее их количество расположено в США (213), на втором и третьем местах – Китай (124) и Мексика (107). В других странах количество функционирующих зон варьируется от нескольких единиц до трех десятков.

Первые СЭЗ создавались еще в XVI в. как свободные порты (например, Генуя). После Второй мировой войны одной из первых СЭЗ стала свободная таможенная зона в аэропорту Шеннон (1959 г.).

При всем многообразии действующих сегодня в мире СЭЗ можно выделить некоторые критерии, общие для всех. Во-первых, это локальность территории, на которой они создаются. Во-вторых, действие на данной территории особого, более льготного правового и финансово-экономического режима по сравнению с экономическими и законодательными условиями, существующими в стране в целом. В ряде случаев местной администрации предоставляется право принятия решений по широкому спектру экономических вопросов. Наряду с этим деятельность субъектов СЭЗ опирается на всестороннюю правительственную поддержку и гарантии. В-третьих, наличие определенной специализации экономической деятельности.

Цели, преследуемые странами, которые образуют СЭЗ, могут быть весьма различными в зависимости от уровня их экономического развития, социально-экономической обстановки, конкретных географических и других особенностей. Для многих стран наиболее важной целью создания СЭЗ является обеспечение новых рабочих мест. Этот аспект имеет особое значение для стран с избытком трудоспособного населения. Для развивающихся стран приоритетом может являться привлечение высоких технологий, развитие экспортного потенциала, повышение уровня квалификации рабочей силы.

Предоставляемые в СЭЗ льготы (экспортно-импортные, таможенные, налоговые и т.п.) позволяют ТНК получать более высокие прибыли. Норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35% в год, а в азиатских СЭЗ ТНК получают свыше 40% прибыли. Сроки окупаемости капитальных вложений в зонах в 2-3 раза меньше. Считается нормальным, когда вложенные средства окупаются за 3-3,5 года. Все это делает СЭЗ весьма заманчивой сферой приложения капитала и привлекает инвесторов со всего мира.

С помощью СЭЗ происходит быстрая и эффективная интеграция регионов в систему мирохозяйственных связей. Территория получает мощный импульс для развития коммуникационной, деловой и социальной инфраструктур.

В зависимости от вида хозяйственной деятельности различают 5 групп СЭЗ:

а) Зоны свободной торговли. Эти зоны выведены за пределы национальной таможенной территории; в их рамках осуществляются операции по складированию и адаптации товаров, ввезенных из других стран, к условиям рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль за качеством и др.). Такие зоны на первоначальном этапе требуют небольших финансовых вложений и быстро окупаются. Разновидностями ЗСТ являются свободные таможенные зоны, свободные порты и транзитные зоны.

б) Промышленно-производственные зоны. Это зоны со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, используя систему стимулов. Промышленно-производственные зоны могут включать в себя импортные и импортозамещающие зоны, экспортно-импортозамещающие зоны, экспортные зоны.

в) Технико-внедренческие зоны. В них сосредоточены национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот. Разновидности – научные парки, технопарки, технополисы.

г) Сервисные зоны. К ним относятся территории с льготным режимом предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих разные финансовые и нефинансовые услуги. Это рекреационные (курортно-туристические) зоны, зоны банковских и страховых услуг, оффшорные зоны.

д) комплексные зоны. Они представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это – зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

СЭЗ могут включать черты двух групп, например, торгово-производственные зоны, научно-промышленные и инновационные центры.

В зависимости от способа организации и размера территории различают две группы зон:

а) Территориальные зоны, т.е. зоны с обособленной территорией, где компании-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

б) Функциональные зоны – зоны льготного режима, применяемого к определенному виду деятельности, независимо от расположения фирмы. Это, например, точечные зоны, представленные отдельным предприятием, - закрытые административно-территориальные объединения (ЗАТО) в России, оффшорные фирмы.

«На стыке» территориальных и функциональных зон находятся промышленные и научные парки, торгово-складские комплексы, финансовые центры, совмещающие оба подхода организации СЭЗ.

В зависимости от степени интеграции в национальную экономику различают:

а) зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышения технологического уровня производства, повышения качества продукции, удовлетворения внутренних потребностей;

б) анклавные (экспорто-ориентированные) зоны, в которых производство ориентированно на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

СЭЗ отличаются собственной системой управления и предоставлением общих и специальных льгот национальным и зарубежным инвесторам. К общим льготам относятся:

1) внешнеторговые льготы (беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ);

2) налоговые льготы (налоговые каникулы на 5-20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль; иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота);

3) финансовые льготы (инвестиционные субсидии вновь вкладываемым средствам, льготные государственные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг, арендной платы за пользование производственными помещениями и др.);

4) административные льготы (упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан и др.).

Только льготы не служат достаточным стимулом привлечения капитала. Необходимы иные факторы, составляющие инвестиционный климат: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы.

Д ля привлечения капитала и особенно иностранных инвесторов в СЭЗ создается более благоприятный режим предпринимательства, чем в целом по стране.

Во-первых, для свободных таможенных зон и складов, а во многих случаях и для комплексных и других свободных экономических зон устанавливается особый таможенный режим. Территории зон выводятся за пределы таможенной территории страны, и таможенные пошлины при ввозе товаров для нужд зоны не взимаются. Правда, если эти товары без достаточной переработки будут вывозиться из зоны на территорию страны, то таможенные пошлины оплачиваются.

Во-вторых, на компании, функционирующие в зоне, распространяется льготный налоговый режим. Часто на определенный период, необходимый для развития производства, инвесторы получают скидки с налогов на прибыль и некоторых других видов налогов, а налоги, которые они платят, поступают в фонд развития зоны для оплаты кредитов, предоставленных на развитие инфраструктуры.

В-третьих, в зонах для инвесторов часто устанавливаются относительно низкие ставки арендной платы за землю, коммунальные платежи, в том числе за электроэнергию и т.п.

В-четвертых, если в стране существуют валютные ограничения, то в зонах может устанавливаться свободный режим обмена валюты, вывоза прибылей иностранного капитала.

Для управления деятельностью зоны создается администрация, которой предоставляются довольно широкие права, в частности самостоятельно регистрировать компании с иностранными инвестициями. В Китае, например, в некоторых зонах администрация может регистрировать компании с иностранными инвестициями по принципу «одной печати», т.е. инвестор согласовывает создание предприятия не с разными органами государственной власти, а только с администрацией зоны.

Существенное значение для развития имеет развитие инфраструктуры. Для этих целей во многих зонах создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными и финансироваться за счет бюджетных средств или государственных кредитов. Они могут быть и частными структурами, получающими поддержку администрации зоны. Если вначале им нужна финансовая помощь, то в дальнейшем они работают на самоокупаемости.

Компании развития прокладывают коммуникации, строят дороги, а в некоторых случаях и здания, которые потом сдают в аренду или передают инвесторам. Они занимаются набором и обучением кадров для работы в СЭЗ. В некоторых случаях на них возлагается привлечение иностранных инвесторов, установление контактов между ними и национальными производителями.

В некоторых зонах кроме компаний развития создаются транспортные компании, располагающие различными транспортными средствами, которые готовы транспортировать продукцию создаваемых в зонах предприятий.

Таким образом, активное организующие начало в лице администрации зон, компаний развития, транспортных компаний – важное условие успешного формирования и развития зон.

Преимущества СЭЗ можно суммировать следующим образом:

- увеличение валютных поступлений;

- рост совокупного экспорта;

- достижение «демонстрационного эффекта» для национальных отраслей и компаний;

- рост занятости и среднедушевого ВВП;

- повышение оплаты труда по сравнению со средним по стране уровнем;

- содействие повышению уровня квалификации работников;

- подготовка управленческих кадров;

- повышение эффективности инфраструктуры по сравнению со средним по стране уровнем.

Функционирование СЭЗ оказывает немалое влияние на внешнюю торговлю отдельных развивающихся стран – через них проходит существенная доля национального экспорта (в среднем 30-40%); темпы роста торговли в СЭЗ выше средних по стране. Их совокупное воздействие на мировую торговлю неоднозначно и требует более подробного изучения в мировой экономической литературе. Однако, начиная с 1985 г., высокие темпы роста торговли некоторых РС, в частности, обусловлены расширением влияния и роли СЭЗ. В 90-е гг. немалая доля национальной торговли РС Азии, Африки и Латинской Америки проходила через СЭЗ. Как правило, выделяют 8 таких стран: Доминиканская Республика, Сальвадор, Мексика (зоны «макиладорес») в Латинской Америке; Тунис и Марокко – В Африке; Китай, Филиппины, Бангладеш – В Азии. По оценке ВТО, темпы развития национального экспорта этих стран в связи с развитием СЭЗ выше темпов расширения международной торговли в целом (примерно 2-4 раза).

В мировой практике наиболее широкое распространение получили зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научные и промышленные парки.

Контрольные задания и вопросы:

1. Дайте определение понятиям «международное движение капитала» и «вывоз капитала». Что общего и различного между ними?

2. Дайте характеристику прямых и портфельных инвестиций, укажите их отличительные особенности.

3. В чем причины вывоза капитала или перемещения капитала за рубеж?

4. Какое влияние оказывает международное движение капитала на страны-экспортеры капитала?

5. Какое влияние оказывает международное движение капитала на страны-импортеры капитала?

6. Определите основные тенденции развития мировых рынков ПЗИ.

7. Охарактеризуйте тенденции развития мировых рынков портфельных инвестиций.

8. Дайте классификацию международного движения капитала.

9. Назовите основные режимы, используемые для регулирования движения капитала в мировой практике.

10. Раскройте особенности иностранного инвестирования в России на рубеже XX-XXI вв.

11. Дайте определение ТНК и ее зарубежных филиалов.

12. Какие теории транснационализации и как пытаются объяснить феномен ТНК?

13. Какие преимущества есть у ТНК для развития деятельности?

14. Охарактеризуйте основные конкурентные преимущества ТНК.

15. Дайте определение понятия «свободная экономическая зона»

16. Раскройте причины создания СЭЗ.

17. В чем особенности функционирования различных видов СЭЗ?

18. Каково влияние СЭЗ на принимающую экономику?

19. Перечислите льготы, предоставляемые иностранным инвесторам в рамках СЭЗ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности функционирования ТНК в 80 90-е годы | Й учебный вопрос: Международные валютно-расчетные отношения. Национальные и мировые валютные системы. Этапы формирования современной мировой валютной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.