Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й учебный вопрос: Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования




Возникновение и природа кризиса внешней задолженности стран Третьего мира. Кризис внешней задолженности начался с августа 1982 г., когда Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою за­долженность иностранным коммерческим банкам. Тогда же ряд латиноамериканских стран объявил о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление.

Рост внешнего долга — типичное явление для стран Третьего мира на стадии экономического развития, когда внутренние сбережения невелики, баланс по текущим операциям сводится с большим отрицательным сальдо и необходим импорт капитала для восполне­ния недостающих ресурсов. До начала 1970-х годов сумма долга была сравнительно не­большой и в основном представлена кредитами иностранных государств и международ­ных финансовых институтов, таких, как МВФ,Всемирный банк и региональные банкиразвития. Большинство таких заимствований осуществлялось на льготных условиях с низкойпроцентной ставкой и использовалось на реализацию конкретных проектов разви­тия и оплату импорта инвестиционныхтоваров. В конце 1970-х - начале 1980-х годов положение изменилось: к процессу подключились коммерческие банки, использующие избыток нефтедолларов стран ОПЕК на предоставление развивающимся странам нецеле­вых кредитов для покрытия дефицитов платежных балансов и поддержки экспортных от­раслей.

Влияние долгового кризиса. Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников.

Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внут­ренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности рас­ширения капиталовложений.

Промышленным компаниям становилось выгодно ссужать свободные средства кредитным учреждениям под высокий про­цент и получать более высокий доход в сравнении с производственными вложениями.

В результате в 80-е годы кризисные страны в 2-3 раза отста­вали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9-22 раза.

Возрастание задолженности способствовало сокращению государственных валютных резервов развивающихся стран. Если в 1976 г. имевшихся валютных резервов хватало для финансиро­вания 1/4 импортных поставок, то в 1982 г. за их счет можно было оплатить 15,8% импорта товаров и услуг, в 1986г. — 21,6%.

Следует отметить, что наряду с ростом выплат по обслуживанию долга существенной причиной острых валютно-финансовых потрясений была неблагоприятная динамика экс­портных цен. В середине 80-х годов цены на минеральное сы­рье резко сократились, возвратившись к уровню начала 60-х годов. Экспортные доходы нефтеимпортирующихся стран уменьшились на 1/4.

Попавшие в долговой кризис страны в целях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь вызва­но целый ряд взаимосвязанных неблагоприятных последствий. Сокращение ввоза средств производства сырья и материалов повлекло за собой снижение нормы накопления, а это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов роста экономики кризисные страны оказались отброшенными на десять лет по уровню экономического развития.

Особый ущерб был нанесен, экономике центров долгового кризиса — странам Тропической Африки и Латинской Америки. Так, в латиноамериканских странах частное потребление 1980—1987 гг. сократилось до 97,7%, валовые инвестиции — 67,4, объем импорта — до 68,1, городская безработица увеличилась на 24%, потребительские цены — на 185,2%.

Особенностью кредитных отношений является их многоступенчатость в фазах, предшествующих производительному использованию ссудного капитала, который может несколько переходить из рук в руки. Неплатеж в одном звене обычно приводит к разрыву цепи кредитных обязательств и ухудшению ликвидного положения в международном масштабе. Если в конце 1982 г. 34 страны имели просроченные платежи по задолженности, то в конце 1986 г. их число поднялось до 57, а начале 90-х годов в долговом кризисе оказалось 72 государства, на долю которых приходилось 60% внешнего долга, но 46% ВВП и 33,4% экспорта развивающихся стран.

После приостановки выплат процентов некоторыми странами-должниками ТНБ увеличили свои резервы, тем самым, укрепив финансовую базу. Ведущие банки США, у которых кредиты развивающимся странам в 1982 г. почти в три раза превосходили их капитал, в конце десятилетия обеспечили пре­вышение их капитала над размерами предоставленных займов. В значительной мере это было достигнуто за счет сокращения кредитования развивающихся стран. Проявлением этих процессов стал чистый отток финансовых ресурсов из развивающие стран в ведущие западные страны. Начиная с 1983 г, по 1990 г. чистый отток средств превысил 174 млрд. долл. Основным районом, из которого откачивались средства, была Латинская Америка — чистый отток средств из этого региона составил почти 324 млрд. долл. В других районах в основном отмечался не приток средств.

Масштабы кризиса. За 23 года (с 1970 по 1992) внешний долг развивающихся стран вырос с 68,4 млрд. долл. до почти 2 трлн., т. е. более чем на 2000%. Расходуемые на обслуживание за­долженности суммы увеличились на 1530% и составили в начале 1990-х годов 169 млрд. долл. Хотя значительная часть общей задолженности Третьего мира приходится на четыре латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Аргентина и Венесуэла), Всемирный банк ведет мониторинг (наблюдение, оценка) 16 стран с высоким уровнем задолженности. Их поло­жение особенно уязвимо, так как большая часть долга приходится на долю коммерческих банков с различными процентными ставками. Из 16 стран только три расположены в регионе южнее Сахары, но их положение особенно тяжело: рост долга сопровождается снижением на душу населения дохода и стагнацией экономики. В этих странах соотно­шение "долг/экспорт" и "долг/обслуживание долга" намного хуже, чем в других разви­вающихся странах этого региона.

Истоки долгового кризиса 1980-х годов восходят к периоду бума международного кре­дитования 1974—1979 гг., усиленному первым и самым большим скачком цен на нефть, инициированным ОПЕК. К 1974 г. развивающиеся страны начали укреплять свои пози­ции в мировом хозяйстве: темпы их экономического роста в 1967—1973 гг. составили в среднем 6,6%. А темпы НИС в Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Венесуэла и Аргентина) были намного выше средних для развивающихся стран. Для поддержания темпов роста многие страны значительно увеличили импорт, прежде всего инвестицион­ных товаров, нефти и продовольствия. Приняв ориентированную вовне стратегию, они осуществляли активную экспортную экспансию. Высокие цены на нефть и глобальная рецессия, когда среднегодовые темпы роста индустриальных стран с 5,2% в 1967—1974 гг. снизились и составили в оставшиеся годы десятилетия 2,7%, вынудили многие развиваю­щиеся государства увеличить заимствования за рубежом для поддержания высоких темпов роста. Хотя трансферт ресурсов на льготных условиях по государственной линии сущест­венно вырос, он не мог удовлетворить потребности в капитале стран среднего уровня раз­вития и НИС. К тому же страны с растущим импортом или стагнирующим экспортом не­охотно обращались к официальным источникам финансирования, например к МВФ, из-за опасений давления на них с целью осуществления болезненных программ реорганиза­ции экономики.

Поэтому страны среднего уровня развития и НИС обратились к коммерческим банкам и другим кредиторам, которые начали предоставлять нецелевые займы для поддержания платежных балансов. Коммерческие банки сосредоточили у себя большую часть излишков валюты стран ОПЕК (их размер вырос с 7 млрд. долл. в 1973 г. до 68 млрд. — в 1974 г. и достиг пика в 115 млрд. долл. в 1980 г.). В условиях низкого спроса развитых стран из-за замедления темпов их роста кредиторы начали проводить агрессивную кредитную поли­тику по отношению к развивающимся странам, предлагая им вполне доступные и льгот­ные условия.

Проиллюстрируем механизм движения нефтедолларов ОПЕК, начиная с доходов за экспорт нефти, которые депонировались в банки США и Европы. Те в свою очередь одалживали эти доллары частным компаниям и государствам Третьего мира, испытываю­щим нужду в деньгах. С 1967 по 1982 гг. таким образом, было рециклировано свыше 350 млрд. долл.

В результате подобных операций внешний долг развивающихся стран со 180 млрд. долл. в 1975 г. достиг 406 млрд. долл. в 1979 г., увеличиваясь ежегодно на 20%. Еще важ­нее то обстоятельство, что большая часть этого долга предоставлялась не на льготных ус­ловиях: сокращены сроки погашения, рыночные ставки процентов часто менялись. В 1971 г. удельный вес нельготных ресурсов составил 40% всего объема внешнего долга, в 1975 г. — 68% и в 1979 г. — 77%. Условия предоставления кредитов стали жестче. Увели­чение льготной помощи вносило определенный вклад в рост внешней задолженности раз­вивающихся стран, но главной причиной ее разбухания стал более чем тройной рост при­влечения частных капиталов с международных рынков. Огромное увеличение внешней задолженности и ужесточение ее условий несут ответственность за тройной рост выплат по обслуживанию долга, которые возросли с 25 млрд. долл. в 1975 г. до 79 млрд. в 1979 г.

Несмотря на существенное увеличение выплат по обслуживанию внешнего долга в конце 70-х годов развивающиеся страны справлялись с проблемой. Это стало возможным на фоне сложившейся международной экономической ситуации. Комбинация снижения реальных цен на нефть из-за инфляции, низких и даже отрицательных процентных ставок и возросших экспортных доходов способствовала сокращению дефицитов по текущим операциям к концу десятилетия. В этих условиях развивающиеся страны сумели поддерживать сравнительно высокие темпы роста в 5,2% за период с 1973 по 1979 гг., несмотря на крупные внешние заимствования.

Всплеск международного кредитования, произошедший вслед за первым нефтяным кризисом, распространился на период с 1974 по 1979 гг. Благоприятная международная экономическая атмосфера позволила сохранить сравнительно высокие темпы роста без серьезных затруднений в обслуживании их внешнего долга. Она также способствовала рециклированию огромных сумм долларов нефтеэкспортеров к импортерам нефти с помощью заемных операций частных международных банков. Эти процессы помогли смягчить спад производства в развитых странах за счет повышения спроса со стороны государств Третьего мира.

К сожалению, всплеск был коротким и вызванный им рост кредитования в 1974 — 1979 гг. породил массу проблем. Произошедший в 1979 г. второй нефтяной шок имел прямо противоположные результаты. Развивающиеся страны на этот раз столкнулись с другой ситуацией. Внезапный новый рост цен на нефть лег дополнительным бременем на их импортные счета, ухудшил перспективы импорта других инвестиционных товаров. Все это совпало по времени со значительным повышением уровня процентных ставок под влиянием политики стабилизации развитых стран и сокращения экспортных доходов раз­вивающихся государств из-за резкого 20%-ного падения цен на их первичную экспортную продукцию. В наследство от прошлого периода развивающиеся страны получили огром­ный внешний долг и необходимость выплачивать большие суммы по его обслуживанию, что осложнялось растущими процентными ставками и повышением доли краткосрочных обязательств в долгах.

Наконец, за период аккумуляции долга проявилась сильная тенденция к бегству част­ного капитала из обремененных тяжелыми долгами развивающихся стран. По имеющимся оценкам, между 1976 и 1985 гг. обремененные тяжелыми долгами страны потеряли в ре­зультате бегства капитала 200 млрд. долл. Эта сумма составляла пример­но 50% всех заимствований развивающихся стран за рассмотренный период. Считается, что 62% роста долга Аргентины и 71% Мексики — результат бегства капитала из этих стран. Долг Мексики в 1985 г., согласно официальным данным, был 96 млрд. долл., но за вычетом из него огромных потоков сбежавшего из страны капитала он составлял бы 12 млрд. долл.

В этой критической ситуации у развивающихся стран оставалось два выхода. Они могли избрать путь сокращения импорта, проводить жесткую налоговую и монетарную политику, что замедлило бы темпы роста и достижение целей развития, или продолжить финансиро­вание дефицитов счетов по текущим операциям посредством привлечения новых внешних заимствований. Неспособные, часто и не желающие избрать первый путь в качестве средст­ва преодоления балансового кризиса, страны оказались вынужденными в 1980-е годы пойти вторым путем, продолжая привлекать в свою экономику крупные кредиты. В результате их обязательства по обслуживанию внешних долгов к 1990 г. достигли огромных размеров, так что такие страны, как Боливия, Нигерия, Аргентина, Эквадор и Перу, имели отрицательные показатели экономического роста в 1980-х годах. Они с огромным трудом выплачивали да­же проценты по задолженности из своих экспортных доходов и не могли больше рассчитывать на получение кредитов на международных рынках. Более того, как только иссякли источники частного кредитования, развивающимся странам с 1984 г. при­шлось ежегодно выплачивать коммерческим банкам на 10,2 млрд. долл. больше, чем они получали новых займов. Если учесть выплаты МВФ и Всемирному банку за ранее получен­ные кредиты, чистый приток ресурсов в развивающиеся страны в 35,9 млрд. долл. в 1981 г. сменился его оттоком в 35,2 млрд. долл. в 1988 г.

90-е годы характеризовались новыми ситуациями в между­народной задолженности — появилась новая группа крупных должников — страны СНГ. В 1996 г. их внешняя задолжен­ность достигла 272 млрд. долл. Это создало новое явление в глобальной структуре международного рынка ссудного капитала, определяемое движением ресурсов с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким и для этих стран. Некоторые не смогли полностью проводить выплаты по долгам.

Предпринятые меры по урегулированию кризиса междуна­родной задолженности развивающихся стран незначительно изменили их положение по сравнению с началом 80-х годов. Чтобы преодолеть кризис задолженности, развивающимся странам нужно достичь кредитоспособности, они также долж­ны иметь устойчивые отношения между уровнем долга и дру­гими переменными: отношения между размерами обслужива­ния долга и экспортными поступлениями, между общими раз­мерами задолженности и ВВП. Отношение долга к ВВП, экспорту используется как индикатор устойчивости долга, а отношение величины обслуживания долга к экспортным поступлениям показывает текущую тяжесть задолженности. Считается, что страна может устойчиво развиваться, если отношение объема долга к экспортным поступлениям менее 200—250%, а текущее обслуживание долга не превышает 20—25%.

В 1995 г. норма обслуживания долга для капиталоимпортирующих стран составила 20% (1980 г. — 18,6%). Платежи по процентам лишь ненамного отставали от роста экспорта стран. Отношение внешней задолженности к ВВП стало сокращаться только с 1987 г. (1982 г. - 37,5%, 1987 г. – 41,2, 1995 г. - 34,9%). Отношение задолженности к экспорту изменялось в том же направлении, достигнув наивысшего показателя 200% в 1986 г. и составив 168% в 1995 г. Со второй полови­ны 80-х годов ВВП и экспорт стран-должников рос более вы­сокими темпами, и поэтому показатели соотношений долга, валового продукта и экспорта возвратились к уровню начала 80-х годов.

Региональный обзор. Анализ ситуации с динамикой между­народной задолженности и данными тяжести долга показывает, что положение различных групп стран и подсистем неодинаково. 15 стран с наиболее тяжелой задолженностью (норма обслуживания долга свыше, 25%) сократили их среднесрочные и долгосрочные долги частным кредиторам. Значительный про­гресс был достигнут в урегулировании частного долга латино­американских стран с наибольшей тяжестью задолженности — Аргентины, Бразилии. Так, пересмотр долга Аргентины привел к снижению величины его обслуживания на 1/3. Были пере­смотрены условия выплаты других стран среднего уровня развития.

Однако банки оказались незаинтересованными в пересмот­ре долгов небольших, бедных государств, которые не могли осуществлять платежи по долгу. Правительства этих стран не имели валютных ресурсов для выполнения установок плана Брейди, поэтому Мировой банк в 1989 г. учредил специальный фонд для снижения задолженности беднейших стран. В целом величина обслуживания долга по отношению к экспорту лати­ноамериканских стран понизилась с 47,6% в 1982 г. до 44,3% в 1996 г., а отношение внешней задолженности к ВВП — с 67,6% и 1983 г. до 36,3% в 1996 г.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задол­женности продолжает оставаться в Африке. У стран этого кон­тинента самый высокий уровень долга по отношению к ВВП среди всех развивающихся стран (1982 г. — 51%, 1996 г. — 62,3%). Особые трудности вызывает обслуживание долга. От­ношение величины обслуживания долга к экспорту в 90-е годы колеблется в пределах от 23 до 30%. Страны Тропической Аф­рики имеют самую высокую долю долга, принадлежащего офи­циальным институтам. Она превышает 80%, причем больше половины ее приходится на международные институты. Эти данные показывают отличную институциональную структуру задолженности стран Тропической Африки и их особое поло­жение на частных рынках ссудного капитала. Страны, у которых официальная задолженность была большой, имели меньше возможности по уменьшению долга.

В отличие от других регионов суммарный объем задолженности азиатских стран постоянно нарастал, что объяснялось довольно прочными их позициями на рынках ссудного капитала. Увеличение внешней задолженности стран Азии уравновешивалось высокими показателями их экономического роста и сокращением коэффициента обслуживания долга стран этого региона (8—10% их экспорта).

Прогресс, достигнутый некоторыми странами в уменьшении международной задолженности, развивался параллельно с увеличением просроченных выплат процентов странами Африки и Латинской Америки, Восточной Европы. Так, просроченные платежи возросли в Аргентине и Бразилии, несмотря на положительные сальдо их платежных балансов. Этот факт указывает на то, что наличие валютных резервов, хотя и необходимо, но не является непременным условием гарантирования обслуживания долга. Поскольку большая часть коммерческого долга прямо или косвенно принадлежит правительству, то обслуживание долга ограничено способностью государства производить данные платежи за счет своих резервов. В случае их недостаточности правительство нуждается в средствах для приобретения иностранной валюты у частного сектора. В результате внешние переводы иностранной валюты должны быть связаны с внутренними переводами средств от частного сектора к правительству. Правительства указанных стран имели ограниченный успех в увеличении налоговых поступлений и сокращении расходов, чтобы достичь сбалансированного бюджета. Поэтому, если важные социальные и экономические нужды не обеспечиваются за счет бюджета, обслуживание внешнего долга стоит не на приоритетном месте.

В настоящее время страны с высоким уровнем задолженности имеют единственную возможность обратиться за помощью к стабилизационной программе МВФ, условия которой напоминают первый путь, о котором шла речь выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.