Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М е т о д о л о г и ч е с к и е п р и н ц и п ы

Методология научного исследования

Лекция №2

Любое научное исследование, как правило, может быть выполнено различными способами с использованием различных средств(натурный объект, его модель, испытательные стенды, лабораторные установки, датчики, приборы, ЭВМ и др.). От того каким способом оно будет выполнено зависит точность и достоверность полученных результатов, продолжительность исследования и затраты на его проведение. Поэтому знание методологии научного исследования – учения о методах и средствах науки помогает исследователю быстрее и качественнее решить научную проблему.

Считается, что подлинно научным может быть только такое исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата научного исследования. Они включают:

1. Методологические принципы организации и проведения исследования

2. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т.п.).

3. Тактические средства методологического анализа (методы научного исследования, аппаратура).

4. Понятийно-категорийную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т.д.)

5. Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.)

 

1. Принцип объективности требует всестороннего учета факторов, порождающих или влияющих на то или иное явление, условий его развития, адекватности применяемых исследовательских подходов и средств.

2. Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов. Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследовательского процесса. Раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественных и качественных изменений.

Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив его развития.

Принцип системности – это последовательное изучение процесса с учетом всех его требований и прежде всего требования целостного подхода к исследованию процесса.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

Требования, предъявляемые к научному методу:

1. Детерминированность метода, т.е. обусловленность закономерностями, как самого объекта, так и познавательной деятельности, а также и теоретическая обусловленность, которая находит свое прямое выражение в диалектике перехода теоретических знаний в нормативные средства управления методом.

2. Заданность метода целью исследования. Это вытекает из обусловленности метода закономерностями самой деятельности. Данное требование делает не­обходимым соответствие всех компонентов метода цели исследования и подчеркивает активность субъекта познания.

3. Результативность и надежность метода состоит в том, что он должен быть таким по своим разрешающим способностям, чтобы мог однозначно давать результат с высокой степенью вероятности, а это зависит как от каждого компонента метода, так и от их общей структур­ной компоновки в системе метода в целом.

4. Экономичность метода, т.е. затрата на его создание и использование, должна быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследования, что указывает на обусловленность метода кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.

5. Ясность и эффективная распознаваемость метода. Метод должен быть таким, чтобы им мог воспользоваться при соответствующей подготовке любой исследователь, пожелавший сделать это.

6. Воспроизводимость метода, Это возможность его использования неограниченное число раз, зависит от воспроизводимости всех компонентов данного метода.

7. Обучаемость методу. Основой этого являются воспроизводимость, ясность и распознаваемость метода. Все названные требования выражают важнейшие свойства метода и являются достаточно жесткими, а подчинение им во многом определяет успех исследования в целом.

Наука располагает большим множеством самых разнообразных методов: теоретических, экспериментальных методов и методик, общенаучных и частных. Методы входят в единую систему научной деятельности и имеют общие онтологические и гносеологические основания, поэтому они во всей своей совокупности образуют некоторую общность, относясь к классу научных методов. Их единство, взаимная связь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для осуществления эффективного исследования в какой-либо области научного познания применяется одновременно и во взаимной связи набор методов.

В конкретных научных исследованиях говорят о разнообразии методов. Практически каждому самостоятельному научному исследованию присуще своеобразие научных методов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №1. Рекомендованы к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» | Особенности применения научных методов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.