Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура научного исследования




Лекция №4

Этапы системного анализа

В основу системного подхода при разработке объекта должны быть положены следующие принципы:

Расчет всех этапов единого цикла разрабатываемой системы - проектирования, производства, эксплуатации и утилизации;

учет истерии, и особенно перспектив, развития систем данного и близких классов;

всестороннее рассмотрение взаимодействия системы с внешней средой;

учет основных видов взаимодействия внутри системы.

I этап - постановка задачи, определение объекта, цели исследования, критериев для изучения и управления объектом.

II этап - анализируются объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели. При этом различают замкнутые и открытые системы. При исследовании замкнутых систем влияние внешней среды.

Существуют три методологических подхода, связанных с изучением объектов большой степени сложности:

а) структурно-функциональный;

б) структурный;

в) системный.

 

Структура научной и познавательной деятельности (рисунок 1) состоит из определенных познавательных шагов или этапов, которые применяются в определенной последовательности и определенным образом связаны друг с другом.

На первом этапе необходимо определить проблему, решению которой посвящено научное исследование. Нерешенных или не до конца решенных проблем очень много. Например, проблема повышения эксплуатационных свойств автомобиля. Это, можно сказать, общая и вечная проблема. В нее входят частные проблемы, например проблема повышения топливной экономичности, проблема повышения управляемости автомобиля, повышения тормозных свойств и т.д. Таким образом, проблема указывает область и объект исследования. Название темы НИР должно быть более конкретным. Здесь надо указать каким путем, или на основании чего решается проблема.

исследования - это упорядоченность и организованность системы. Под порядком подразумевается соотношение объектов или процессов в некоторой повторяющейся пространственной или временной последовательности. Здесь необходимо подчеркнуть степень единообразия (повторяемость) этой последовательности. Чем больше степень единообразия, тем выше порядок. Отсюда известное положение в теории информации: вероятность порядка в системе тем больше, чем меньше разнообразие ее элементов.

М е т о д о л о г и я н а у ч н о г о и с с л е д о в а н и я – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности исследователя при решении какой-либо научной задачи. Считается, что подлинно научным может быть только такое исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата научного исследования. Они включают:

1. Методологические принципы организации и проведения исследования

2. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т.п.).

3. Тактические средства методологического анализа (методы научного исследования, аппаратура).

4. Понятийно-категорийную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т.д.)

5. Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.)

М е т о д о л о г и ч е с к и е п р и н ц и п ы организации и проведения научного исследования включают:

1. Принцип объективности требует всестороннего учета факторов, порождающих или влияющих на то или иное явление, условий его развития, адекватности применяемых исследовательских подходов и средств.

2. Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов. Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследовательского процесса. Раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественных и качественных изменений.

3. Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив его развития.

4.Системность изучения процесса с учетом всех его требований и прежде всего требования целостного подхода к исследованию процесса.

5.Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

Наука располагает большим множеством самых разнообразных методов: теоретических, экспериментальных методов и методик, общенаучных и частных. Методы входят в единую систему научной деятельности и имеют общие онтологические и гносеологические основания, поэтому они во всей своей совокупности образуют некоторую общность, относясь к классу научных методов. Их единство, взаимная связь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для осуществления эффективного исследования в какой-либо области научного познания применяется одновременно и во взаимной связи набор методов.

В конкретных научных исследованиях говорят о разнообразии методов. Практически каждому самостоятельному научному исследованию присуще своеобразие научных методов: индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и др.

М е т о д н а у к и – особая организация и познавательной деятельности, основанная на выделении определенных познавательных шагов и определенной последовательности их применения. Важнейшие шаги:

1) формулировка проблемы;

2) построение гипотезы;

3) разработка теории (математической модели);

4) эмпирическая проверка теории (сравнение результатов экспериментов и расчетов на модели при одинаковых значениях параметров)

5) оптимизация параметров модели (при хорошей сопоставимости теоретических и экспериментальных результатов);

6) построение новой гипотезы (при неудовлетворительной сходимости результатов и повторение циклов 2) - 6), минуя шаг 5) до выполнения требования этого шага.

Методы, используемые теоретическом и в экспериментальном исследованиях, весьма разнообразны. Условно их можно разделить на 4 уровня [НР]:

1. Эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др.

2. Экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический, логический методы и др.

3. Теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и др.

4. Метатеоретический: диалектический метод и метод системного анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.