КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История политического менеджмента
Предпосылки и история становления политического менеджмента. Предпосылками развития политического менеджмента стало действие следующих социальных факторов: · процессов демократизации, · ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, · провозглашения незыблемости прав и свобод личности, изменение ценностных ориентаций населения, · выхода на политическую арену партий и иных общественно-политических организаций, · обострения противоречия между объективно назревшей потребностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения эффективного управления делами общества, согласования интересов различных социальных групп и слоев – с другой [6]. Первые уроки политического менеджмента, в частности имиджмейкинга и политического манипулирования, можно получить уже в в работах Н.Макиавелли (начало XVI в.). Макиавелли, в духе политического реализма, важнейшей доблестью государя почитает не столько служение народу, сколько способность к сохранению власти, однако сохранение суверенитета и целостности государства объективно отражает и интерес народа. В рассуждениях Макиавелли мы находим не дихотомию элиты – массы (неэлит), а триаду «государь – знать – народ». Неэлитой здесь оказывается «народ» (в значении большинства населения неаристократического происхождения); «знать», в зависимости от взаимоотношений с государем, – частью правящей элиты, либо «контрэлитой» (в терминологии В. Парето). Тем не менее, Макиавелли рекомендует государю для укрепления своей власти добиваться, в первую очередь, расположения народа, а не аристократии, которая может оспаривать власть государя; при поддержке же народного большинства, знать более склонна признать легитимность такой власти. Помимо ценностно-нейтральной категории «народ» в текстах Макиавелли встречается и другая категория – «чернь», несущая в себе презрительно-пренебрежительную оценку определённого широко распространённого психологического типа человека. Основываясь на особенностях восприятия, знании когнитивно-ценностной природы «черни», малообразованных и податливых в отношении силы обывателей, Н. Макиавелли, предвосхищая труды Г. Лебона и манипулятивные практики ХХ – XXI веков, даёт уроки имиджелогии и политического манипулирования политическому лидеру: «Пусть тем, кто видит его и слышит, он [государь] предстаёт как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство[1]. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остаётся места, когда за большинством стоит государство» [4, с. 33-34].
Одним из предтеч политического менеджмента может считаться и Самюэль Адамс (1722-1803), один из организаторов освободительной борьбы английских колоний, «пресс-агент американской революции», сформулировал ряд принципов ведения политических кампаний, которые не утратили своей актуальности и сегодня: 1. Наличие организации, способной возглавить кампанию.
2. Использование легко узнаваемых эмоциональных символов. 3. Использование плакатов с эмоциональной символикой и легко запоминаемым текстом. 4. Постановка сценических представлений и других действий, привлекающих внимание публики, провоцирующих дискуссии и определяющих общественное мнение. 5. Опережение оппонентов в интерпретации событий. 6. Необходимость постоянного воздействия с использованием всех возможных средств коммуникации. Активность применения технологий политического менеджмента резко возрастает уже в первой половине ХХ века, в особенности в странах с развитыми демократическими системами и высокой мотивацией политических акторов к контролю над общественным мнением. В 1933 году в США специалистами в области PR была успешно проведена одна из первых политических кампаний в поддержку «Проекта центральной долины» – государственной программы развития ирригации в Северной Калифорнии, против которого выступала крупная фирма «Пасифик газ энд Электрик компани», опасавшаяся негативных последствий ирригационных мероприятий для своего бизнеса. В 1936 году на Белый дом уже работали 270 рекламстов и специалистов по РR. Во время президентской избирательной кампании в 1952 году в США крупнейшие рекламные агентства обеспечивали рекламную поддержку кандидату от республиканцев – Дуайту Эйзенхауэру. Для того чтобы рекламные ролики имели большее воздействие на население, Т. Ривс предложил Эйзенхауэру упростить свои выступления, не прибегать к более чем одной категории аргументов, постараться скрыть свой возраст и избегать чтения речей по записям. Тогда впервые в истории избирательных кампаний в бюджете партии появились расходы на оплату услуг профессионалов в области рекламы. В России спрос на профессиональных политических консультантов стал формироваться только в начале 90-х годов, когда в стране стала складываться многопартийность. На выборах в Государственную Думу в 1993 г. ряд избирательных объединений впервые прибегли к помощи политических консультантов. Стали возникать консалтинговые фирмы, оказывающие услуги политикам. В 1995 году ведущие центры и агентства политического консалтинга образовали Ассоциацию центров политического консультирования.
Крупнейшие консалтинговые центры и фирмы в РФ: 1. Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ, создан в 1990 году по инициативе Г.А. Сатарова. 2. Центр политических технологий. Год создания – 1993. Генеральный директор И.М. Бунин. 3. Центр политического консультирования «Никколо М», создан в 1992 году. Руководители: Е. Егорова и И. Минтусов. 4. Фонд эффективной политики, основан в 1995 году. Руководитель Г. Павловский. 5. Фонд «Политика». Руководитель В. Никонов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |