Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально ориентированные стратегии организаций

С социальной точки зрения организация – это современный социальный институт, в которой человек воспринимается как базовая ценность.

Важнейшей социальной составляющей миссии организации, лежащей в основе базовой стратегии, является материальное обеспечение высокого качества жизни общества. В качестве одной из основных стратегических социальных целей организации можно рассматривать устойчивое объединение интересов индивидов, коллектива организации и общества.

К социальным составляющим базовой стратегии организации относятся:

· человеческий капитал;

· социальная ответственность;

· корпоративная культура.

Человеческий капитал – это коллектив, обладающий уникальными компетенциями, профессионализмом, опытом, знаниями, навыками и традициями. Форма предоставления человека в сфере производства определяется теорией человеческого капитала, в которой человек рассматривается как специфический капитал, который в условиях постиндустриального общества становится самым ценным для организации с точки зрения получения дохода. Человек, с одной стороны, является персонифицированным носителем этого капитала, а с другой стороны, – самоуправляемым фактором при предоставлении ему условий для всестороннего развития и самовыражения.

Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Социальные действия организаций, улучшающие жизнь местного сообщества и устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в их собственных интересах в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В более благополучном с социальной точки зрения обществе благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если в краткосрочном периоде социальные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более благоприятный образ организации.

Корпоративная культура – это система устойчивых форм социального взаимодействия в процессе предпринимательской деятельности, опирающаяся на систему материальных и духовных ценностей, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной сфере. Корпоративная культура во многом обусловлена историей страны, в которой функционирует организация и в которой формировалась система ее норм и ценностей. Ментальность культуры – производная влияний исторических событий, климата, особенностей и типа языка, географического положения и других факторов. Все это сформировало систему убеждений и ценностей, которые в целом предопределяют ожидания и потребности общества данной страны. Эту национальную специфику корпоративной культуры нельзя измерять по шкале какой-либо другой страны. Нередко корпоративная культура в ряде стран резко отличается и не всегда полностью совместима.

Американские предприниматели и менеджеры ставят превыше всего жизнеспособность страны «свободного предпринимательства», которая проявляется в таких человеческих качествах, как решительность, агрессивность, целеустремленность, самоуверенность, индивидуализм, энергичность, устойчивый оптимизм. Поэтому к основным ценностям американской корпоративной культуры относятся склонность к оригинальным нестандартным решениям, пренебрежение традициями, ограниченное влияние государства на деятельность организаций.

Китайские корпорации, согласно традициям, должны управляться менеджерами, выделяющимися высоким уровнем образованности и нравственности, поддержкой традиций коллективизма. Китайцы ставят духовные ценности и принципы выше сиюминутных выгод.

Основной чертой японских корпораций является способность вести внутренние дела в духе сотрудничества, социальной солидарности, гармонии, выражающемся в высоком национальном самосознании и самобытности. Характерные черты японской корпоративной культуры – минимизация рисков и активное взаимодействие предпринимательских и государственных структур (социокультурная традиция).

В России в настоящее время процесс формирования корпоративной культуры находится на начальном этапе. Поэтому для российской корпоративной культуры характерны все те негативные черты, которые уже преодолены во многих странах. К ним относятся:

· влияние административно-командных методов, процветающих в советское время;

· сведение управления к контролированию структуры, а не к целям достижения результатов;

· стремление манипулировать партнерами;

· процветание криминального бизнеса;

· склонность к применению силовых методов разрешения конфликта (вместо юридических методов);

· сведение цели предпринимательства к сиюминутному обогащению;

· исключение из предпринимательства важнейших параметров социальной составляющей: социальной ответственности, традиций, нравственных норм, прогрессивных ценностей деловой культуры царской России.

По своему месту в иерархической структуре социальные стратегии организации относятся к функциональным. Следует отметить различные подходы к определению составляющих социальных стратегий.

По одному из определений социальной стратегии[3] в ее составе выделены следующие направления:

· совершенствование социально-квалификационной структуры работников организации;

· улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников организации;

· улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работников и их семей.

Такая интерпретация социальной стратегии организации раскрывает только одну ее составляющую – человеческий капитал. Поэтому в условиях формирования социально-рыночных отношений данная стратегия не будет способствовать превращению организаций в основное структурное звено социального института предпринимательства, а предпринимательства – в стратегический ресурс развития российской экономики.

Большинство устойчиво конкурентоспособных организаций в мире придерживается другого подхода при разработке социальных стратегий. Социальная стратегия[4] заключается в формировании и развитии социального комплекса компании, включающего в себя повышение профессионального мастерства, творческого потенциала коллектива, культуры трудовых отношений, улучшения качества питания, условий труда, оздоровления.

При разработке социальной стратегии организаций необходимо учитывать современные мировые тенденции корпоративного управления. Одна из важнейших среди них – активное привлечение сотрудников к стратегическому управлению, которое может осуществляться в трех формах:

· участие в прибылях (премиальные выплаты в зависимости от показателей работы);

· участие в собственности (наделение сотрудников организации акциями);

· участие в управлении компанией (на уровне первичных подразделений организации – дочерних предприятий, цехов, самоуправляющихся бригад и т.д.).

Для формирования и реализации социальной стратегии в организации, как правило, предусматривается отдел социального управления. В его составе планируется создание:

· центров развития трудового потенциала, здоровья культуры, коммунально-бытовых услуг;

· пенсионного фонда;

· других элементов социального комплекса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегии продвижения | Библиографический список. 1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.