Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обоснования бизнес_планов предприятий и их мониторинг

В последние годы в России значительную популярность приобрело бизнес-планирование.

В экономике всегда бурно протекают процессы «умирания» одних предприятий и «рождения» других. Однако практически все предприятия сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций (денежных средств), так как собственных средств для освоения выпуска нового товара обычно недостаточно — нужны кредиты.

Бизнес-план — это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том, что прибыль от вкладываемых в конкретный предпринимательский проект денег будет по крайней мере не ниже ставки банковского процента, приемлемой для инвестора. Эффективная предпринимательская идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получают достаточную ожидаемую прибыль.

Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения.

Анализ практики позволил определить важнейшие характеристики бизнес-плана:

1) служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени, поэтому может рассматриваться как мерило степени достижения успеха;

2) представляет собой документ, позволяющий «высветить» курс действий и управлять бизнесом;

3) в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. служит как бы «приманкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;

4) важно рассматривать его как процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления, поэтому он является документом, постоянно обновляемым, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведениям (технического, технологического, информационного, организационного, экономического и иного характера);

5) является хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает своеобразной визитной карточкой фирмы; поэтому бизнес-план должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным;

6) представляет собой своего рода документ, страхующий успех предлагаемого бизнеса; он демонстрирует готовность идти на риск;

7) является инструментом самообучения, а его разработка — это непрерывный процесс познания и самопознания.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работ.

Целью разработки бизнес-плана является необходимость спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

• определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место

фирмы на этих рынках;

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

• выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; оценить расходы по их созданию и реализации;

• выявить соответствие имеющихся кадров фирмы и условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

• определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

• оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

• предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет (чаще всего на 3–5) с разбивкой по годам. Данные на первый год обычно даются с разбивкой по месяцам (кварталам), а на последующие годы — в годовом исчислении. В фирме может возникнуть ситуация, когда годовой бизнес-план уточняется и продлевается на следующий год.

Практика применения бизнес-планов включает множество его версий, различных по форме, содержанию, структуре и т.д.

Бизнес-планирование может осуществляться экономистом, менеджером, предпринимателем фирмы, группой специалистов консалтинговой организации.

В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана. Она включает следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Вводная часть (резюме).

3. Анализ положения дел в отрасли.

4. Сущность проекта.

5. План маркетинга.

6. Производственный план.

7. Организационный план.

8. Оценка рисков.

9. Финансовый план.

10. Приложения.

К методам стратегического управления, используемым в бизнес-планировании, относят

различного рода инструменты портфельного, конкурентного анализа (матрицы БКГ, МакКинси, Шелл), анализа потенциала организации (SWOT, SNV), методы маркетинговых исследований (наблюдения, опросы, работа с фокус-группой).

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий «план» и «прогноз».

2. Дайте понятие экономического прогноза, назовите его виды.

3. Какие прогнозы состояния внешней среды разрабатывает фирма?

4. Раскройте сущность планирования как функции управления.

5. Назовите элементы методологии планирования.

6. Какие существуют классификации планов?

7. Дайте определение стратегии и стратегического планирования.

8. Каковы этапы стратегического планирования?

9. Какие разделы разрабатываются в бизнес-плане фирмы?

10. Какие методы применяются в бизнес-планировании?

 

Литература

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды планов на предприятии | Сущность функции организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.