Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дикция и артикуляция в хоре




РАБОТА НАД СЛОВОМ В ХОРЕ

Хоровое искусство основано на синтезе слова и музыки. Ясная, чёткая дикция помогает лучше понять слушателям содержание хорового произведения. От ясности дикции в хоре зависит и вокальность исполнения. По меткому выражению певца Ф.И.Шаляпина, «слово, хорошо сказанное, наполовину спето».

Сущность певческой дикции заключается в максимальном пропевании гласных и быстром чётком произношении согласных, присоединении их внутри слов и при окончании к последующим гласным звукам.

Характер певческой дикции зависит от характера музыки хорового произведения, его образного содержания. В произведениях быстрого темпа слова текста произносятся легко, активно и близко. При этом движения артикуляционного аппарата должны быть минимальными, чёткими. В произведениях торжественного или драматического характера слова текста должны быть значительными, весомыми. Спокойные и протяжные сочинения исполняются мягким пропеванием текста. В произведениях маршевого характера текст подаётся подчёркнуто и твёрдо.

Качество дикции хора зависит от тесситурных условий и динамического плана произведения. Слова текста произведения, написанного в высокой тесситуре, произносить значительно сложнее, чем в средней. При пении с умеренными динамическими оттенками отчётливость текста доносится до слушателей лучше.

Артикуляция – важная часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонацией и т.д. Только при хорошей артикуляции текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат нуждается в развитии. Здесь важно всё: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождённое от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения:

1) напевность гласных;

2) умение их округлять;

3) стремление к чистоте звучания неударных гласных;

4) быстрое и чёткое выговаривание согласных и т.д.

Для выработки хорошей дикции используются дикционные упражнения – скороговорки, непосредственная работа над текстом изучаемого произведения.

Само пение происходит от гласных звуков. Существует ряд правил произношения звуков в пении.

В русской речи важно правильное ударение в слове. От этого часто зависит правильное произношение:

«и» -всегда звучит одинаково, независимо от ударения, но после ж, ш, ц произносится как «ы» (жизнь);

«э»(е) – всегда произносится глубоко (это, этаж); в безударных слогах смешивается с «и»е гут – б и гут);

«а» - под ударением произносится ярко (красота);

«а» - без ударением в начале или в конце слова в первом под удареним произносится ясно (арбуз);

«а» - в остальных случаях произносится с малооткрытым ртом, «лениво» (плак а ть, зан а веска);

«а» - после ж, ш, ц произносится как «а»а лун, ц а рапина);

«а» - в первом безударном слоге после ч, щ произносится средне между «е» и «и»а сы);

«о» - произносится только под ударением;

«о» - безударная переходит при пении в округлое «а»а л а вьём з а лётным);

«у», «ы» - всегда произносятся одинаково;

«е» - под ударением произносится трояко:

1) открыто как «э» после ж, ш, ц ( шея, жертва, цель);

2) полуоткрыто, когда после неё стоит твёрдая согласная (об ед);

3) мягко, когда после неё стоит мягкая согласная (тень, пение)

«е» -без ударения звучит ближе к «и» (лесник, стрела);

«е» - после ж, ш, ц в предударном слоге средне между «э» и «ы» ( железо)

«я» -безударная звучит фонетически смешанно «еи»-«яе» (гр я да – гр еи да).

При сочетании 2-х одинаковых гласных в конце одного слова и начале другого мы обязательно другую повторяем («красив а_А мура волна») или в середине слова («Восток з аа лелся»).

При произношении согласных и их сочетаний существуют следующие правила:

1. звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие им глухие: гри б – грипп, мако в – мако ф, фла г – фла к, идти – идти, ч то бш то п;

2. согласные «д-з-с-т» перед мягкими согласными смягчаются (ве тв ей – ве тьв ей);

3. «ц» - произносится всегда твёрдо (груши ц а);

4. «ч» -мягкое (ч иполино);

5. «ж»-«ш» -перед мягкими согласными – всегда твёрдые (ж нец);

6. после шипящих ж, ш, ц вместо «и» звучит «ы»и тница);

7. возвратные частицы -ся, -сь произносятся твёрдо –са, -с;

8. сочетание «чн», «чт» произносится как «шн», «шт» (коне чн о – конечно);

9. в сочетании «стн», «здн» буквы «т», «д» не произносится (пра зд ник – пра зн ик);

10. сочетание «тс», «дс» перед гласными заменяется на «ц» с долгим проговариванием (мчится – мчицца) и в окончаниях слов (зеленее тс я – зеленее ц а);

11. сочетание «сш», «зш» в середине слова и на стыке слов произносятся как долгое «ш» (бе сш умно – бе шш умно), а на стыке двух самостоятельных слов как пишется, так и произносится (с шёпотом);

12. в словах типа здра вст вуй, чу вст ва выпадает «в» ( здра ст вуй, чу ст ва);

13. при слиянии звонкой и глухой согласной происходит уподобление одной из них (и дт и – идти, о тд ых – о дд ых).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.