Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективность




Системность

Внутренняя согласованность

На первый взгляд критерий внутренней согласованности знания не соответ­ствует реальным характеристикам, описывающим знания. Любое эмпириче­ское знание противоречиво и неполно. Эти характеристики эмпирических знаний подчеркивают его "многоукладность" — столь часто факты не согла­суются друг с другом, определения противоречат, критерии диффузны и т. д. Аналитику, знающему особенности эмпирического знания, приходится сглаживать эти "шероховатости" эмпирики. Возможная противоречивость эмпирического знания — естественное следствие из основных законов диа­лектики, и противоречия эти не всегда должны разрешаться в поле знаний, а напротив, именно противоречия служат чаще всего отправной точкой в рассуждениях экспертов.

Неполнота знания связана с невозможностью полного описания предмет­ной области. Задача аналитика эту неполноту ограничить определенными рамками "полноты", т. е. сузить границы предметной области, либо ввести ряд ограничений и допущений, упрощающих проблему.

Кроме того, эмпирическое знание модально. Модальность знания означает возможность его существования в различных категориях, т. е. в конструкци­ях существования и долженствования. Таким образом, часть закономерно­стей возможна, другая обязательна и т. д. Кроме того, приходится различать такие оттенки модальности, как:

Ø эксперт знает, что...;

Ø эксперт думает, что...;

Ø эксперт хочет, чтобы...;

Ø эксперт считает, что...

Системно-структурный подход к познанию (восходящий еще к Гегелю) ориентирует аналитика на рассмотрение любой предметной области с пози­ций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей.

Современный структурализм исходит из многоуровневой иерархической ор­ганизации любого объекта, т. е. все процессы и явления можно рассматри­вать как множество более мелких подмножеств (признаков, деталей) и, на­оборот, любые объекты можно (и нужно) рассматривать как элементы более высоких классов обобщений. Например, системный взгляд на проблематику структурирования знаний позволяет увидеть его иерархическую организа­цию. Подробнее об этом см. долее в настоящей главе.

Процесс познания глубоко субъективен, т. е. он существенно зависит от особенностей самого познающего субъекта. "Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого" (Виппер). Таким образом, субъективность начинается уже с описания фактов и увеличивается по мере углубления идеализации объектов.

Следовательно, более корректно говорить о глубине понимания, чем об объективности знания. Понимание — это сотворчество, процесс истолкова­ния объекта с точки зрения субъекта. Это сложный и неоднозначный про­цесс, совершающийся в глубинах человеческого сознания и требующий мо­билизации всех интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Все свои усилия аналитик должен сосредоточить на понимании проблемы.

В психологии известен результат [Величковский, Капица, 1987], подтвер­ждающий факт, что люди, быстро и успешно решающие интеллектуальные задачи, большую часть времени тратят на понимание ее, в то время как плохие решатели быстро приступают к поискам решения и чаще всего не могут его найти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.