Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Визуальное структурирование




Методы определения отношений

Если на стадии 4 (см. рис. 2.22) мы выявили связи между понятиями и использовали их на стадиях 5 и 6 для получения пирамиды знаний, то на ста­дии 7 мы даем имена связям, т. е. превращаем их в отношения.

В [Поспелов, 1986] указывается на наличие более 200 базовых видов раз­личных отношений, существующих между понятиями. Предложены различ­ные классификации отношений [Келасьев, 1984; Поспелов, 1986]. Следует только подчеркнуть, что помимо универсальных отношений (пространст­венных, временных, причинно-следственных) существуют еще и специфи­ческие отношения, присущие той или иной предметной области [Гаврилова, Червинская, Яшин, 1988].

Интересные возможности к структурированию знаний добавляют системы когнитивной графики. Так, в системе OPAL [Olton, Musen, Combs et al., 1987] эксперт может манипулировать на экране дисплея изображениями простейших понятий и строить схемы лечения заболеваний, обозначая от­ношения явными линиями, которые затем именуются.

Скудность методов структурирования объясняется тем, что методологиче­ская база инженерии знаний только закладывается, а большинство инжене­ров по знаниям проводит концептуализацию, руководствуясь наиболее до­рогими и неэффективными способами — ad hoc (применительно к случаю), или "по наитию", т. е. исходя из соображений здравого смысла.

Визуальные методы спецификации и проектирования баз знаний и разра­ботка концептуальных структур являются достаточно эффективным инстру­ментом познания [Jonassen, 1993]. Использование методов инженерии зна­ний в качестве дидактических инструментов и формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному пониманию структуры знаний данной предметной области, что особенно ценно для новичков на стадии изучения особенностей профессиональной деятельности.

В разд. 2.7.7 было предложено определение поля знаний, которое позволяет инженеру по знаниям трактовать форму представления поля достаточно широко, в частности семантические сети или понятийные карты (concept maps) являются возможной формой представления. Это означает, что сам процесс построения семантических сетей помогает осознавать познаватель­ные структуры.

Программы визуализации являются инструментом, позволяющим сделать видимыми семантические сети памяти человека. Сети состоят из узлов и упорядоченных соотношений или связей, соединяющих эти узлы. Узлы вы­ражают понятия или предположения, а связи описывают взаимоотношения между этими узлами (рис. 2.25). Поэтому разработка семантических сетей подразумевает анализ структурных взаимодействии между отдельными по­нятиями предметной области.

Рис. 2.25. Пример семантической сети

Нами разработано несколько версий АРМа (Автоматизированное Рабочее Место) инженера по знаниям KEW (Knowledge Engineering Workbench) [Гаврилова, 1995, Гаврилова, Воинов, 1995—1997], которые наряду с такими программами, как SemNet [Fisher, 1992], Learning Tool [Kozma, 1987], TextVision [Kommers, 1989] или Inspiration, дают возможность ученикам, экспертам или аналитикам связать между собой изучаемые ими понятия в многомерные сети представлений и описать природу связей между всеми входящими в сеть понятиями.

Одна из версий KEW, созданная совместно с А. В. Воиновым, получила первую премию на выставке программных систем IV Национальной конфе­ренции по искусственному интеллекту в 1994 году в разделе программных инструментариев разработки интеллектуальных систем. KEW демонстрирует жизнеспособность технологии автоматизированного проектирования интел6лектуальных систем (АПРИС) или CAKE (Computer Aided Knowledge Engineering), впервые описанной в работе [Гаврилова, 1992]. Последняя вер­сия САКЕ-2 создана Т. Е. Гелеверей и успешно применяется на практике (www.csa.ru/ailab).

KEW предназначен для интеллектуальной поддержки деятельности инжене­ра по знаниям на протяжении всего жизненного цикла разработки экспертной системы, включая стадии — идентификации проблемы, получения зна­ний, структурирования знаний, формализации, программной реализации, тестирования.

Центральным блоком KEW является графический структуризатор знаний, который поддерживает последовательную графическую реализацию ОСА (см. разд. 2.6.2) и автоматическую компиляцию БЗ из графической специ­фикации.

Интерфейс KEW состоит из трех основных частей (рис. 2.26):

Ø панель концептуальной структуры;

Ø панель гипертекста;

Ø панель функциональной структуры.

Панель концептуальной структуры предназначена для графического струк­турирования знаний. Она позволяет определить понятия и обозначить связи между ними в форме концептуальной структуры Sk

Рис. 2.26. Интерфейс АРМ инженера по знаниям.

В панель гипертекста можно поместить любой комментарий, связанный с объектом, определенным на панели концептуальной структуры понятий.

Основное назначение панели функциональной структуры Sf представить наглядно в форме строк таблицы причинно-следственные и другие функ­циональные взаимосвязи между понятиями концептуальной структуры, на основании которых эксперт принимает решения. Столбцы таблицы форми­руются простейшей операцией drag-and-drop из понятий на панели концеп­туальной структуры.

После того как модели Sk и Sf созданы, KEW автоматически компилирует базу знаний на Прологе из созданной графической спецификации и моде­лирует работу экспертной системы. Это удобно для быстрого наглядного прототипирования ЭС и для отладки БЗ совместно с экспертом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.